Модернизация бюджетов
Губернаторы должны повышать ответственность за модернизацию в регионе, а распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов. Такое мнение президент РФ Дмитрий Медведев высказал на заседании президиума Госсовета в Хабаровске.
«Российская модернизация, модернизация экономики не может быть модернизацией, которая идет из центра. Она должна опираться на активность граждан, на местные и региональные инициативы, иначе ничего не получится», - сказал Медведев.
В этом плане, по его словам, многое зависит от масштаба целей, которые ставит перед собой руководство региона, от его профессионального уровня. «В конечном счете, именно губернатор отвечает за благоприятный деловой и социальный климат, он координирует действия представителей власти на территориальном и межведомственном уровнях», - подчеркнул глава государства.
Он отметил, что «распределение бюджетных ресурсов должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов». «Абсолютно согласен, что территориям нужна понятная и прозрачная система финансовых стимулов, и ввести их нужно и можно, прежде всего, через межбюджетные отношения, продолжая работу по разграничению полномочий между ветвями власти», - добавил Дмитрий Медведев.
Он подчеркнул, что ресурсы развития должны «регламентироваться достаточно четко», и деньги, которые выделяют из бюджета всех уровней на программные проекты, нужно «привязывать к конечному результату, который можно проконтролировать по конкретным критериям, чтобы он был понятен всем заинтересованным силам».
Он заявил, что планы развития отдельных краев и областей должны разрабатываться «в тесной связке с федеральной стратегией, федеральными целевыми программами». «Мы не имеем права жить сиюминутными решениями и даже бюджетной трехлеткой. Наша совместная задача - реализовывать долгосрочные программы и проекты, нужна сбалансированная и детально проработанная система территориального планирования», - отметил Дмитрий Медведев.
Президент поручил правительству и губернаторам более активно заняться вопросом о перераспределении доходов.
«Пришла пора, может быть, более активно подключить всех к этой работе, также посоветоваться с представителями гражданского общества, с людьми, которые заинтересованы в том, чтобы эти полномочия выстроить более грамотным образом», - сказал Дмитрий Медведев.
Он считает правильным, что государство «раз в 70 лет» должно возвращаться к этой теме, так как меняются условия, возникают дополнительные доходы и т.д.
«Считайте, что стимул к более активной работе по этому вопросу я дал», - резюмировал президент.
В свою очередь, Минфин РФ готовит изменения налогового законодательства с целью стимулирования регионов к зарабатыванию собственных средств, сообщил и.о. министра финансов Антон Силуанов.
«Мы собираемся где-то до конца этого года, в следующем году предложить новации по изменению налогового законодательства, которые могли бы в следующий среднесрочный период стимулировать регионы к зарабатыванию», - сказал Силуанов на заседании президиума Госсовета.
«Кроме того, мы также планируем, как раз у нас будет обсуждаться в конце года, совершенствование межбюджетных отношений, предложений ряда мер в этой части, направленных на то, чтобы регионы имели больший стимул и были заинтересованы в зарабатывании собственных доходов», - отметил Силуанов.
Он также подчеркнул, что губернаторов необходимо побуждать «развивать экономику в регионах, а не заниматься организацией праздничных мероприятий, подготовкой поручений о дополнительном выделении средств».
Президент России Дмитрий Медведев последовательно выступает за гармонизацию межбюджетных отношений.
Это делается для того, чтобы, с одной стороны, федеральный бюджет мог консолидировать необходимые ресурсы для обеспечения общегосударственных задач. С другой - регионы и муниципалитеты должны иметь возможность финансировать необходимые социальные проекты и новые точки роста.
Ранее Минфин часто выступал ограничителем для подобных инициатив, но сейчас, когда Алексей Кудрин ушел в отставку с поста министра, они вынуждены будут заниматься проектами развития.
То, что предлагает Медведев, абсолютно необходимо и требует быстрого решения. Показательно, что президент собирается привлекать к этой работе представителей общественных организаций, поскольку именно они лучше, чем многие чиновники, знают, как финансировать и реализовывать проекты развития на региональном и местном уровнях.
Бюджетная реформа назрела. И регионы, и муниципалитеты положительно воспримут эту реформу. Президент, в этом смысле, совершено прав. Дается больше полномочий, больше возможностей и больше ответственности на местах.
Вопрос прозрачности, в любом случае, должен остаться за федеральным центром. Контрольно-ревизионное управление Минфина, Счетная палата и другие институты должны тщательно следить за тем, как расходуются средства, направляемые в регионы в рамках расширенных бюджетных полномочий.
Что касается развития регионов при такой системе распределения доходов, то, конечно, федеральный центр должен стремиться к сглаживанию различий, к бюджетной обеспеченности в развитии регионов. Но уравниловки быть не должно.
Конечно, при новой системе регионы будут конкурировать. И здесь главным фактором становится инвестиционная привлекательность. Регионы смогут приобрести возможность финансировать свои собственные программы - муниципальные, инфраструктурные. То есть уделять внимание тому, что не видно из федерального центра, но так востребовано на местах.
В начале 2000-х годов, когда центр активно проводил курс на восстановление вертикали власти, в межбюджетных отношениях также был такой эффект, как централизация финансовых потоков. Все сборы стекались в Москву и оттуда уже перераспределялись между регионами. Конечно, субъекты федерации лишились ряда экономических ресурсов, в том и числе налоговых сборов. Но ситуация меняется, и во многом приходится пересматривать также и межбюджетные отношения. Сейчас речь идет о том, чтобы устранить некоторый дисбаланс и перераспределить доходы в связи с потребностями субъектов.
В общем, центр пытается стимулировать регионы к расширению собственной доходной базы. Регионы будут получать больше полномочий и больше доходов для того, чтобы эффективнее осуществлять эти полномочия. До сих пор у регионов очень часто не было весомых стимулов для того, чтобы наращивать собственные доходы. Чаще всего регионы предпочитали обращаться за помощью к центру, запрашивая дотации и субсидии. Вся идея преобразования межбюджетных отношений состоит в том, чтобы регионы стали более самостоятельными, но вместе с тем и более ответственными. Это очень важно!
Важно не просто дать им какие-либо средства, но также дать полномочия и более четко выстраивать контроль. Это актуально как для регионального уровня власти, так и для муниципального. И те, и другие (особенно местные власти) часто жаловались на то, что полномочий у них много, а средств на их реализации не хватает. И конечно, муниципалитеты на практике зачастую зависят именно от региональных властей, которые их дотируют. И эта зависимость часто сопровождается политическими конфликтами, потому что региональные власти стремятся муниципалитеты контролировать, поскольку они их в значительной степени обеспечивают. Это де-факто приводило к тому, что сама идея местного самоуправления дискредитировалась. А ведь местное самоуправление в систему органов госвласти, как известно, не входит.
Поэтому сейчас перераспределение бюджетных средств чрезвычайно востребовано. Оно направлено на более эффективное управление в целом, на более эффективную работу органов власти на разных уровнях. Но, подчеркну еще раз, что центр стремится также увеличить и ответственность регионов. Это - не просто некие новые финансовые вливания.
Между прочим, регионы получают достаточно большие средства в рамках разных федеральных программ. Это такое системное решение, потому что перераспределяются налоги, и регионы получат не только доходы, к чему они так стремятся, но и новые полномочия, новые задачи и ответственность за их исполнение.
Когда все доходы перераспределялись из Москвы, то доминировала идея о том, что из центра лучше видно, кому сколько нужно. Но сейчас предполагается, что регионы в состоянии сами более четко определить свои потребности на местах. Поэтому ответственность возлагается уже, в этом случае, на них. Внутри региона между муниципалитетами, например, региональные власти будут распределять какие-то дотации.
Насчет выравнивания ситуации в регионах - мне сложно судить. Объективно есть условия, которые приводят к диспропорциям в социально-экономическом развитии. В регионах - разная ресурсная база. Они очень неоднородны по данному критерию. Здесь налогами не поможешь. Здесь могут быть только какие-то федеральные программы. Но пока мы не видим перспективы того, что регионы будут выравниваться по уровню социально-экономического развития. К сожалению, это - негативный момент. Но он, в силу масштабов страны и ее природных условий, наверное, неизбежен. Просто стоит задача в будущем минимизировать этот разрыв на социально-экономическом уровне. На федеральном уровне, конечно, это понимают, и в перспективе будут решать данный вопрос.
Партия «Единая Россия», безусловно, поддержит предложение президента. В свое время мы выступали за централизацию бюджетных средств в федеральном бюджете. Но это было необходимо для того времени – конца 90-х-начала 2000-х годов. Напомню, что страна тогда была практически развалена, ряд субъектов федерации вообще не платили в полном объеме налоги. К тому же в большинстве субъектов федерации не выполнялись в полном объеме социальные обязательства. Например, была практически прекращена выплата пособий по детям. Для того, чтобы нормализовать ситуацию, восстановить законность и обеспечить права граждан на всей территории страны, мы сосредоточили тогда ресурсы в федеральном бюджете. Мы осуществляли бюджетное выравнивание регионов, целевым образом отправляя деньги в первоочередном порядке на решение обозначенных социальных проблем. Мы стремились, чтобы медицинский, образовательный стандарт, стандарт социального обеспечения людей выдерживался бы по всей территории нашей страны. Сейчас другая жизненная ситуация.
Сейчас страна вышла на новый виток развития. Мы преодолели кризис 90-х годов в полном объеме и располагаем всеми возможностями для того, чтобы увеличить экономическую самостоятельность субъектов федерации. Мы столкнулись с тем, что многие люди в субъектах федерации воспринимают нынешнюю ситуацию, когда все забирает центр, как несправедливую. Складывалась ситуация, что если субъект лучше поработал, дал большее количество налогов, он в этом никак не заинтересован. Потому что если он переходит из разряда получателей в разряд доноров, у него просто отбирают эти излишки. Понятно, что это воспринимается людьми как абсолютная несправедливость. Мы сильно полемизировали по этому поводу с бывшим главой Минфина господином Кудриным. В последнее время мы передали субъектам большое количество полномочий и мандатов. К сожалению, эти мандаты оказались не подкреплены реально необходимыми средствами.
В особенности это касается, конечно, муниципалитетов. И поэтому, если федеральные, скажем, социальные мандаты выполняются в полном объеме и в полной программе, то мы видим что там, где мандаты закреплены за муниципалитетами – там есть провал. Именно поэтому не хватает мест в детских садах - у муниципалитета просто нет на это средств. А это их полномочия. Поэтому низкие зарплаты у воспитателей, социальных работников. Из бюджетной сферы меньше всего получают заработную плату социальные работники и работники образовательно-культурных учреждений. А это как раз полномочия муниципалитетов и субъектов федерации. Поэтому сегодня мы выступаем за то, чтобы перераспределить полномочия в пользу муниципалитетов и в пользу субъектов федерации.
Но при этом мы понимаем, что усиливая экономический федерализм, усиливая справедливый подход по отношению к территориям, мы не должны ни в коей мере отождествлять его с политическим разъединением России. Россия должна оставаться единым государством с единой социальной политикой социальной, правовым пространством, с доминированием федеральных законов.
Только «Единая Россия» сегодня способна обеспечить политическое единство страны при экономическом федерализме. Регионы получат больше прав, больше полномочий и больше возможностей для решения этих полномочий, но для одной главной цели – улучшения социальной инфраструктуры, обеспечения граждан на своих территориях.
При таком распределении средств, конечно, возникнет экономическая конкуренция. Регионы будут заинтересованы в том, чтобы привлекать к себе инвесторов, значит, они будут создавать лучше условия. Это привет в свою очередь к тому, что инвестиции хлынут не только в отдельные регионы, но и в Россию в целом. Регионы будут бороться за бизнес для того, чтобы этот бизнес давал им налоги, налоги на решение социальных проблем. От такой конкуренции выиграют все.
Безусловно, ресурсная база в регионах неодинаковая. Но мы вводим социальные стандарты. Это стандарты образования, стандарты, связанные с предоставлением медицинских услуг, определяется минимальный размер оплаты труда, обеспечение пенсионеров. Что это означает? В любом случае для людей, для граждан будут существовать единые гарантии, независимо от территории, на которой они проживают. Эти гарантии будут обязаны обеспечить все регионы. В первую очередь на эти гарантии будут направляться средства. А если вы хотите большего, если вы хотите иных вариантов, тогда работайте и зарабатывайте.
Опять же, опыт мировой показал, что даже самые отсталые территории, например, Сингапур, могут подняться в том случае, если они строят грамотную экономическую политику. Безусловно, мы остаемся единым государством, поэтому не один субъект федерации не будет брошен. И тот, кто нуждается в поддержке, такую поддержку получит. Но возможность для экономической самостоятельности появится, и большинство людей воспримут это как восстановление справедливости. Людям, заработавшим на определенной территории деньги, дают возможность этими деньгами распорядиться.
Справедливое распределение доходов и есть главный плюс данной инициативы. Минуса у справедливого распределения быть никакого не может. Главный вопрос – что справедливо, а что нет. И эта тема должна рассматриваться чуть в более глубокой плоскости. На мой взгляд, то что сказал Медведев, на самом деле, это не просто очень важно, это еще и исключительно своевременно. Важно понимать, как у нас происходило развитие межбюджетных отношений. Нужно вспомнить, в каком состоянии была страна в 90-е годы. Тогда не было резервов, висели на стране долги, не было денег - страна находилась в состоянии, которое грозила распадом.
Было необходимо собрать все ресурсы и распределять их по регионам. Развитие регионов, как вы понимаете, оно не равнозначно. Это закладывалось, на самом деле, веками развития страны. Это не наша вина, а наша беда, к сожалению. Так развивали страну. И не Путин с Медведевым создавали моногорода. Они создавались еще при Советском Союзе. И вопрос был в том, что необходимо было собрать ресурсы наверху, для того чтобы их справедливо распределить. И в данном случае, справедливость тогда была в том, что каждый гражданин Российской Федерации имеет равное право на социальное обеспечение.
Сейчас ситуация изменилась, мы расплатились с долгами, у нас увеличились доходы. И главное, что сегодня обозначены задачи, которые стоят перед экономической политикой страны. Первое – это безусловное выполнение государством всех своих обязательств. Второе - улучшение качества жизни людей. На самом деле это две стороны одной медали. Это на самом деле, стабильность и модернизация, стабильность выполнения обязательств и модернизация по повышению качества жизни людей. И эти задачи надо решать.
И тут мы приняли очень важное решение. У нас раньше за одно обязательство перед людьми отвечали сразу три уровня власти - федеральная, региональная и местная. А как в таких случаях бывает? Если три органа власти отвечают за одно и тоже, значит никто не отвечает и не исполняет. Сейчас обязательства распределены. То есть, иными словами, каждое обязательство государства на каждом уровне должно быть обеспечено самостоятельными источниками финансирования.
И в этой связи, необходимо отметить несколько важнейших задач, которые по существу, поставил Медведев, говоря о том, что должно произойти перераспределение средств.
Каждый орган власти, имеющий определенные обязательства, должен быть обеспечен именно теми средствами, которые позволяет ему выполнять все обязательства. То есть, мэр не должен ползать на коленях перед губернатором и просить денег. Губернатор не должен ползать перед министром финансов на коленях, потому что, не может выполнить какие-то обязательства в регионах. Они должны иметь самостоятельный источник.
Соответственно, как только появляются самостоятельные источники, возникает и другой уровень ответственности. Почему сегодня мы, распределяя средства из центра, устанавливали льготы, в том числе, и по региональным и местным налогам, мы устанавливали из налогового кодекса, то есть, федерального уровня. У нас больше половины налогов не приходило в регионы, потому что это были льготы, установленные на федеральном уровне. Но разве местная власть, региональная власть не лучше знает, кому надо предоставлять эти льготы? Поэтому, в данном случае, речь идет о достаточно фундаментальных изменениях направлений в налоговой и бюджетной политике, чтобы дать больше возможностей самостоятельности региональным и местным властям. Но, кстати, это определит их ответственность.
Поэтому сегодня Медведев говорил одновременно и об эффективности расходования бюджетных средств и контроле за ними. Надо исходить не из того, сколько выделено денег, а как они повлияли на качество жизни людей.
Есть и другой вопрос. Если регион работает, чтобы расширить налоговую базу, создает рабочие места, помогает самому бизнесу, то у него, естественно, растут поступления. Но как только у него вырастут поступления налогов, ему снижается трансфертность, финансовая помощь из министерства финансов, из федерального центра. Получается, что мы как бы поощряем иждивенчество, а не заботу о развитии. Медведев сегодня сказал, что это не допустимо. Мы должны поощрять именно развитие.
Сейчас предлагается, что каждый уровень власти, имеющий полномочия, имеющий обязательства по выполнению государства перед людьми, должен быть обеспечен ресурсами для решения этих задач. Только таким образом, мы можем решить главную экономическую задачу, которая стоит сегодня перед страной. Это безусловное выполнение, повторяю, всех обязательств перед гражданами и повышение качества жизни.
У нас с вами есть обязательства страны перед гражданами в соответствии с Конституцией. И мы должны сделать так, чтобы не было такого, что возможности людей, которые живут в Москве, получить квалифицированную медицинскую помощь, отличается от тех, кто живет в другой области. То есть, иными словами, государство должно обеспечить равные права граждан в социальной сфере во всех регионах. Это очень важная задача.
Другой вопрос, когда мы говорим об инвестиционной привлекательности, тут при таком распределении средств появляется заинтересованность регионов, муниципалитетов в развитии. Не случайно мы предоставили возможность в каждом регионе снижать ставку налога на прибыль. Мы и сейчас считаем, что регионы должны иметь возможность устанавливать льготы по налогам. Но когда регионы и муниципалитеты будут устанавливать эти льготы, они будут смотреть, кому надо помочь, кого они хотят поддержать, они буду смотреть на конкретную ситуацию. При этом они будут понимать, что развитие не приведет к тому, что им просто сократят субсидии и помощь федерального центра. Естественно, это повысит заинтересованность в развитии. То есть, иными словами в максимальном развитии, в оптимальном развитии будут заинтересованы все. Здесь важно, конечно, решить вопрос эффективности контроля.
Безусловно, будет здоровая конкуренция регионов. Это хорошо. А главное при этом конкуренция не пойдет в ущерб обеспечения прав граждан в зависимости от того в каком регионе они живут. Это очень важно, именно для сохранения единого экономического пространства и единства нашей страны.