Статья
1119 25 апреля 2011 18:53

Модернизация стройкомплекса

Проблемы строительства обсуждались на специальном совещании по развитию стройкомплекса, которое провел глава правительства РФ Владимир Путин.

Премьер сообщил, что регионы получат  более 21 миллиардов рублей в рамках поддержки стройиндустрии, в том числе 3,5 миллиарда рублей в этом году.  «Мы предусмотрели дополнительные стимулы для регионов, которые активно занимаются стройкой. Будем предоставлять субъектам Федерации финансовые ресурсы, а они за счет этих средств могут субсидировать процентные ставки по кредитам на техническое перевооружение заводов стройиндустрии», - сказал Владимир Путин.

Как отметил премьер, «порядка 40 регионов получат такую поддержку уже в этом году, до конца второго квартала текущего года». «Всего у нас предусмотрено 21,6 миллиарда рублей, а в этом году должно быть 3,5 миллиарда рублей», - сообщил Путин.

Путин также заявил, что российские власти готовы обнулять ввозные пошлины на уникальное строительное оборудование, но намерены развивать собственное производство.

«Здесь (в стройиндустрии), так же, как и в других отраслях производства, должен действовать единый принцип: мы будем минимизировать, а когда нужно обнулять ставки ввозных таможенных пошлин на то оборудование, которое является уникальным и на территории РФ пока не производится», - сказал Путин на совещании по развитию российского стройкомплекса.
 

В то же время он обратил внимание представителей отрасли на то, что, несмотря на то, что Россия будет наращивать закупки импортного оборудования, она не намерена отказываться от развития производства на своей территории.

«Будем стремиться к тому, в том числе на правительственном уровне, создавать такие условия, которые экономически стимулировали бы перенос производства на российскую территорию с постепенным увеличением локализации производства», - сказал он.  «Прошу Минрегион совместно с Минпромом внести в правительство соответствующие предложения, так, как мы делаем это в некоторых других отраслях», - добавил глава правительства.

Премьер также заявил, что власти РФ намерены на федеральном уровне ограничить перечень разрешительных документов в сфере строительства.  «Нужно внести изменения в действующее законодательство и запретить принимать любые другие процедуры кроме тех, которые предусмотрены (в федеральном) законе. Они должны быть исчерпывающие», - сказал Путин, сообщает «Интерфакс».

Таким образом премьер отреагировал на обращение участников совещания, которые посетовали на то, что власти регионов требуют дополнительные документы и вводят свои процедуры согласования в области строительства.

В частности, председатель Совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец рассказал, что при прежнем московском руководстве в столице от строителей требовали более 40 документов, из которых только 12 были предусмотрены федеральным законодательством. После того, как действующий мэр Москвы Сергей Собянин отменил все региональные требования, разрешительные процедуры сократились в 3-4 раза, отметил предприниматель.

Комментарии экспертов

Немаловажно, что именно строительство является основным драйвером и индикатором роста в целом ряде отраслей. Очевидно, что именно строительство может стать основным драйвером целого ряда секторов. Прежде всего, это сектора связанные со стройматериалами, с инфраструктурным строительством, с электро и энерго - инфраструктурой.

Очевидно, что здесь необходимо менять целый ряд направлений, во-первых необходимо менять стандарты. Те нормы и нормативы, по которым происходит строительство фактически являются наследованными еще Советского Союза моделями, которые не совсем подходят в современной ситуации. Очевидно, что создание новых нормативов по типовым зданиям, по требованиям по введению инженерной инфраструктуры, так и в вопросах обеспечения безопасности или, например, требований к стройматериалам. Это то направление, которое может очень серьезно повысить эффективность, долгосрочность вводимых объектов и увеличит их функциональность.

Второе что необходимо – это, конечно, уменьшить стоимость строительства. Для этого помимо использования современных технологий необходимо также изменить систему расчета сметной работы, которая в Российской Федерации достаточно сложная. Поэтому строительство является наиболее финансово емкой сферой. В целом ряде случаев сметы вырастают в процессе строительства более чем на 50%, это также колоссальные драйверы инновационного роста и понятно, что если этот процесс не изменить, то это не только приводит к колоссальным расходам, но помимо всего прочего это серьезно бьет по потребителю. Потому что рост стоимости строительства, как и рост стоимости на энергоносители серьезно отражается на инфляции и в целом на экономике. Также крайне важно создание необходимых условий для участия частного бизнеса в строительстве ряда объектов.

Уже в Российской Федерации работают международные компании, которые занимаются инфраструктурным строительством, но необходимо привлекать и компании, которые занимаются высокотехнологичным строительством дорожного полотна или сложными инфраструктурными объектами. Понятно, что государство должно в этом плане осуществлять финансирование.

Кроме того, конечно, необходимо создавать более простые административные условия. Уже сейчас происходит серьезное снижение административных барьеров. Напомню, что достаточно серьезной составляющей является коррупционоемкость . Очевидно, что условия для эффективного экономического бизнес-проекта весьма странные. Понятно, что необходимо снижать административные барьеры и минимизировать взаимосвязи с регуляторами, предусматривая снижение объемов разрешительной документации, сокращение различных требований.

Уже определенные процессы происходят в этом направлении. Речь идет о строительстве жилой недвижимости, особенно в массовом секторе. Эту практику можно было бы распространить на инфраструктурное строительство, на строительство спортивных объектов, коммерческой недвижимости. Это могло бы стать очень серьезным драйвером не только для развития российских компаний, но и привлечение иностранных инвесторов, которые могли бы обеспечить эффективный финансовый процесс.

Напомню, что строительство в отличие от других отраслей очень серьезно зависит от кредитных привлечений. Во многом - это отрасль, которая находится на долгосрочном кредитовании и очень серьезно связана с предоставлением финансовых ресурсов. Поэтому еще одним направлением может стать вопрос финансирования строительства и предоставление льготных условий погашения кредитной задолженности, создание механизма рефинансирования кредита. Можно рассмотреть вопрос создания структур и финансовых организаций и продуктов, которые позволили бы серьезно перестраховывать финансовые риски строительных компаний.

Поэтому если эти направления эффективно и параллельно развивать, то строительство может стать достаточно мощной отраслью и мощным драйвером роста. Как показывает практика Китая и Европейского союза, потянуть за собой другие сектора российской экономики.

Мне кажется, что в строительной отрасли модернизация – это скорее модернизация организации процедур, организация технологическая. Я не знаю, как и большинство людей, какая опалубка лучше и какие материалы экологичнее, но я знаю, что крайне существенная часть себестоимости при строительстве жилья в современной России – это коррупционная схема. И если строительная отрасль нуждается сегодня в модернизации, то она нуждается в модернизации в том смысле, что коррупционные схемы должны быть укорочены, а лучше сведены к нулю. И освободившиеся средства строительные компании смогут направить очевидным образом на новые материалы, улучшение качества окружающей территории во время строительства, вывод в белую схему найма рабочей силы и так далее, вот об этом надо думать.

Я сравнительно недавно въехал в квартиру, в которой сейчас живу, у меня буквально под окнами строится дом, он уже сейчас построен, за два года это произошло. И все это время я видел, что среди строителей этого дома нет ни одного европейского лица. Никакой ксенофобии, но если нам нужна модернизация в строительной сфере, то нам нужен, например, вывод в легальное поле найма рабочей силы в строительстве жилья, и это будет очень мощный факт модернизации.

Еще нам нужен вывод в легальное поле и создание новых схем подключения нового жилья к коммуникациям – к электричеству, воде, канализации.

Относительно рынка жилья, то я думаю, что он сегодня очень сильно перегрет, он перегрет за счет многих факторов. С одной стороны, за счет коррупционных схем. Если снизить коррупционную составляющую, то цена на жилье в целом снизиться. Но второй крайне важный фактор – это отсутствие нормального цивилизованного рынка съемного жилья. У нас нет того, что в старой России называлось «доходными домами», когда дом строится для того, чтобы квартиры в нем сдавались. У нас фактически весь рынок съемного жилья – это рынок, на котором оперируют маленькие частники, образовалась у вас лишняя квартира – вы ее сдали. На нем нет, или почти нет, крупных игроков. Плюс к тому, формируется совершенно неверная идеология.

Мы сами себе снижаем социальную мобильность, заставляя молодежь думать не о том, как арендовать жилье и переезжать вслед за рынком рабочей силы из города в город, а о том, как скорее впрячься в ипотеку и купить жилье, и из-за этого всю оставшуюся жизнь жить на одном месте. Это тоже очень серьезная проблема, и настоящей модернизацией в этой сфере было бы появление нормального рынка съемного жилья, который по объему конкурировал бы с рынком продажи жилья в собственность.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".