Статья
2033 17 июля 2009 0:01

Молодежный Госсовет

Заседание Государственного совета РФ с повесткой дня "О молодежной политике в Российской Федерации" прошло в  Кремле под председательством президента Дмитрия Медведева.

Президент России Дмитрий Медведев в ходе заседания заявил, что считает возможным рассмотреть вопрос о принятии в стране закона о молодежной политике. "Давайте подумаем, может быть, действительно есть смысл к этому вернуться. Обсудим", - сказал Д.Медведев на Госсовете по молодежной политике.

Как передает "Интерфакс", с предложением о принятии в России закона об основах государственной молодежной политике выступила вице-президент Федерации спортивной гимнастики России, депутат Госдумы Светлана Хоркина. "Нам необходимо помочь раскрыть потенциал молодого поколения, направить его энергию в нужное русло, позволить активно участвовать в общественно-политической жизни страны", - сказала она.

Президент в свою очередь подчеркнул, что если принимать такой закон, то он должен быть "серьезным и полноценным документом". По его словам, во многих европейских странах хорошо развито законодательство в области молодежной политики. Так, в Германии существует целый ряд законов, связанных с этой сферой - закон о детских и молодежных службах, закон о защите молодых людей в общественных местах, закон о распространении публикаций, наносящих ущерб молодым людям и др.Аналогичное законодательство есть также во Франции, Австрии, Великобритании и других странах.

"Если мы сможем подготовить насыщенный реальными, конкретными нормами документ, его нужно будет принять и считать базовой конструкцией для развития законодательства о молодежи", - сказал Д.Медведев.

Он отметил, что соответствующие предложения необходимо обобщить в течение месяца, после чего администрация президента должна доложить о проделанной работе.

"Если там есть нормативная составляющая, то такой законопроект я внесу", - подчеркнул президент. Он сообщил, что по итогам Госсовета намерен подписать ряд поручений, в том числе о разработке нескольких законов - поправок в ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Градостроительный кодекс.

Д.Медведев также поддержал инициативу о создании нормативного определения понятия "студенческий отряд"."Есть ряд предложений, в частности, зафиксировать статус студенческих отрядов, дать законодательное определение - если это необходимо, давайте это сделаем", - сказал он.

По итогам заседания Д.Медведев поставил также задачу принять меры по совершенствованию механизмов обеспечения жильем молодых семей, в том числе ученых, специалистов. "Каждый из присутствующих здесь этим занимается, есть правила в ваших регионах, нужно эту практику обобщить и, может быть, подумать о создании специального федерального законодательства на эту тему", - сказал Д.Медведев.

Кроме того, президент назвал идеей, требующей "дополнительного обсуждения", инициативу о создании госзаказа и социальных гарантий для молодых специалистов из высших учебных заведений. По его словам, существуют две точки зрения на этот вопрос: первая - то, что это надо делать, и это необходимо особенно в период кризиса, а вторая - то, что это возврат к плановому распределению специалистов, которые было в советские времена, и "в условиях нынешней экономики это невозможно". "Я предлагаю еще раз этой задачей озаботиться - поручу правительству вместе с регионами эту тему проработать", - сказал Д.Медведев.

Президент России Дмитрий Медведев потребовал более активно задействовать созданный в регионах кадровый резерв, преимущественно из числа молодежи. "Мы создавали кадровый резерв не для того, чтобы отчитаться о том, что у нас есть набор людей, которые когда-нибудь к пенсионному возрасту будут назначены на определенные должности", - заявил Д.Медведев на заседании Госсовета.

"Коллеги, вы назначайте их или рекомендуйте этих людей к назначению в общественные организации, бизнес-структуры", - обратился Д.Медведев к присутствующим на госсовете губернаторам. По его словам, "вовсе не обязательно всех кандидатов из состава кадрового резерва двигать на госслужбу, однако необходимо вытаскивать наиболее подготовленных и хорошо образованных молодых людей, чтобы они получали новые места работы".

Рабочая группа Госсовета ставила перед собой цель выработать предложения, направленные на модернизацию молодежной политики России. В докладе указывается, что от убеждений, здоровья и способностей подрастающего поколения будет зависеть достижимость стратегических целей, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

В докладе предложены комплексные меры по модернизации нормативно-правовой базы молодежной политики, системы управления ею; формированию инфраструктурного, финансово-экономического, научно-методического, кадрового, информационного обеспечения и методов оценки ее эффективности.

Рабочей группой рекомендовано разработать и принять ряд новых федеральных законов, определяющих правовой статус студенческих отрядов и предусматривающих в Градостроительном кодексе РФ формирование инфраструктуры для молодежи при проектировании и строительстве жилых микрорайонов и домов согласно нормативам, утверждаемым правительством РФ.

Кроме того, предлагается внести изменения в действующее законодательство РФ, предусмотрев в нем обеспечение прав российских граждан, достигших возраста 18 лет, быть избранными в представительные органы муниципальных образований на всей территории России (на сегодняшний день это право предусмотрено в законах лишь 28 субъектов РФ).

Также предлагается внести изменения в законодательство, направленные на создание системы государственных заказов на профессиональное образование, обеспечивающих формирование бюджетных мест, распределение выпускников ВУЗов и СУЗов по контракту, а также социальные гарантии для молодых специалистов; защиту молодежи от наркомании, алкоголизма, курения табака.

В докладе также обосновывается необходимость создания и реализации федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2011-2015 годы, направленной на развитие и использование инновационного потенциала молодежи, на повышение роли гражданского образования, патриотического воспитания и правосознания, формирования толерантности молодежи, на поддержку молодежных инициатив и предпринимательства, молодых семей, специалистов и ученых.

В качестве антикризисных мер предусматривается расширение сети молодежных школ предпринимательства, консалтинговых центров для его развития, предоставление грантов на открытие собственного дела молодыми людьми.

В плане информационной поддержки реализации молодежной политики рабочей группой рекомендовано разработать и внести предложения на уровне правительства и субъектов РФ по созданию системы производства и распространения на телевидении, радио, в Интернете материалов, ориентированных на позитивную социализацию молодежи.

Идею проведения заседания Госсовета по проблемам молодежи Д.Медведев высказал в марте этого года в Туле в ходе совместного заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по взаимодействию с религиозными объединениями, на котором также обсуждалось положение молодежи в современной России.

2009 год указом президента объявлен в России Годом молодежи. Он проводится в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в стране. Мероприятия Года направлены также на воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей.

Ярким событием Года стал молодежный  образовательный форум "Селигер-2009", где студенческая молодежь демонстрирует свои талант, представляет проекты, изобретения и учится их внедрять. Реализации проектов способствуют встречи с руководителями, бизнесменами, научными деятелями, которые приезжают на "Селигер".

Комментарии экспертов

Активизация молодежной политики свидетельствует о том, что власть не только понимает, что у нас отсутствует система подготовки молодёжи к политическим и чиновничьим должностям, но и ищет решение этой проблемы. Проблема на самом деле не новая. Даже в поздние советские годы, хотя такая система существовала (я напомню, это был комсомол, потом переходили люди в партию, потом сверху донизу партийный аппарат отыскивал людей, проводил через массу инстанций, растил, передвигал с место на место – то есть, была система), даже она к концу существования СССР уже перестала работать продуктивно. Если бы Брежнев в 75-ом году или около того ушёл, отдав власть следующему поколению, то существует высокая вероятность, что СССР не развалился бы в 1991 году. Но этого не произошло.

То есть вся советская система подбора и продвижения руководящих кадров оказалась неэффективной просто потому, что высшие эшелоны отказались очищать свои посты для преемников.  Сменить руководителя можно было только путём переворота, как в своё время сменили Хрущёва, или же дождавшись смерти очередного вождя, как это было в 1953 году или в 1982 году. Конечно, такая система абсолютно неэффективна и запрограммирована на самоуничтожение.

После развала СССР в органы власти пришла масса молодых людей, но всё это, как часто бывает в революционные эпохи, оказалось на 90% мусором, и лишь на 10% пришли люди, которые более-менее подходят по своим параметрам для того, чтобы стать управленческой элитой. Поэтому лишь немногие удержались, а все остальные,  корпус управленцев – из  советской поры.

Но при этом система продвижения и подготовки руководящих кадров даже в рудиментарной советской форме исчезла. И без всякой системы мы существуем уже второе десятилетие. Какое-то время на это можно было закрывать глаза, но время-то идёт, люди умирают или окончательно впадают в маразм, качество принимаемых управленческих решений непрерывно падает – в общем, бесконечно так существовать невозможно.

Поэтому многое из того, что делает Медведев, подчинено именно этой задаче – создать систему подготовки кадров. Кроме закона о молодёжи, я бы назвал формирование президентского кадрового резерва. И есть уже целый ряд практических примеров, когда на руководящие посты назначаются люди из этого резерва, в том числе и на посты губернаторов, например. Это всё-таки первые наброски, первые опыты, конечно, далеко не совершенные, но необходимые для создания такой системы. Если мы эту систему не создадим, то наша политическая элита обречена на разложение и деградацию, а страна не имеет будущего без ответственной и эффективной политической элиты.

Поэтому, конечно, все усилия Медведева заслуживают горячей поддержки. Правда, оценивать их эффективность сейчас, на раннем этапе, когда только произнесены какие-то слова, но самой системы ещё не видно, я бы затруднился. Давайте посмотрим, какие это всё обретёт реальные очертания, и тогда уже будем говорить по факту.

В европейских странах вопросами, связанными с молодёжью, занимаются структуры наподобие Общественной палаты, то есть всякие социально-экономические советы, как во Франции и т.п.

Именно для того, чтобы предотвратить государственный диктат в этой сфере, молодежная политика отдаётся на откуп «третьему сектору» и организациям, которые его в той или иной форме координируют. Получается нормальное взаимодействие: очередные гранты распределяются, происходит поддержка всяких инициатив, но происходит это достаточно автономно и свободно от диктата государства.

В нашем случае параллельно разворачиваются два сюжета. С одной стороны, «третий сектор» существует, но освоил единственную форму общественной активности — распределение и трата грантов. Все, больше ничего не умеют.

Вместе с тем, нет ни одного региона, в котором не было бы комитета или министерства по молодёжной политике. Есть профильные комитеты в законодательных органах, включая Госдуму. У них, правда, нет денег. Но это дело наживное.

У нас, как ни странно, это всё неплохо структурировано. У нас огромное количество разнообразных организаций. Большинство из них состоит из одного-двух человек, но при этом на бумаге это очень бурно живущая, активная сфера общественной жизни. Слово «активность» вообще обозначает некую форму безделья, то есть когда тебе нечем заняться, ты занимаешься активностью. А когда ты работаешь, то у тебя ни на какую активность времени не остаётся, ты просто работаешь.

Во-первых, губернаторы получили четкий сигнал от Президента на поддержку инновационных проектов, представленных в том числе и на Форуме "Селигер-2009".

Во-вторых, очень важно, что мы договорились проводить инновационные конвенты в регионах. Если Селигер дал старт молодым инноваторам на федеральном уровне, то сейчас активность перемещается в регионы. Теперь уже сами губернаторы будут вручать премии и поздравлять ребят - авторов лучших проектов.

В-третьих, на заседании были приняты важнейшие решения в сфере молодежной политики. Это, прежде всего, решение разработать Федеральную целевую программу, которая в комплексе объединяла бы все сферы работы с молодежью, а также решение внести изменения в Градостроительный кодекс России, предусматривающие строительство центров научно-технического творчества для молодежи.

Эти решения способны серьезно изменить к лучшему ситуацию, особенно в области развития и поддержки инновационной активности молодежи.

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".