Статья
9483 13 октября 2014 9:16

На запасном пути

Министерство обороны России работает над проектом создания нескольких резервных армий, состоящие в них добровольцы будут продолжать трудиться на рабочих местах, а за приписку к определенной воинской части и регулярное участие в сборах получать выплаты от Минобороны, сообщил заместитель председателя комитета по обороне Госдумы РФ Франц Клинцевич.

«Личный состав этих армий, продолжая работать на разных должностях на своих предприятиях, будет периодически участвовать в военных сборах, а также ежемесячно получать определенные деньги за нахождение в этой резервной армии», — цитирует Клинцевича газета «Известия».

По его замглавы думского комитета, эти люди будут готовы в любой момент прийти на соответствующий сборный пункт, получить оружие и принять участие в сформированном подразделении, которое заранее определено.

По информации газеты, предполагается, что возможность появления резервных армий и принципы их формирования будут прописаны в новых поправках к закону «Об обороне».

Ранее обсуждалась введение одного призыва в год. Предлагалось призывать в армию только весной. Таким образом рассчитывали избавиться от дедовщины, разведя потоки «тех, кто только призвался, и тех, кто уже послужил». Однако Клинцевич не поддержал предложение своего коллеги депутата Алексея Журавлева призывать россиян в армию только один раз в год.

«С точки зрения боевой готовности, функционирования военной организации делать это нельзя. Уменьшить количество призывов — означает нарушить боевую готовность», — цитирует Клинцевича ТАСС.

Кроме того, замглавы думского комитета уверен, что инициатива Журавлева не направлена на борьбу с дедовщиной в армии.

«Дедовщина зависит от совсем других факторов. Прежде всего, от того, какой в подразделении командир», — подчеркнул парламентарий.

Александр Решетников, эксперт в области комплексной безопасности в интервью «Актуальным комментариям», отметил, что в случае, «если призыв будет проходить лишь один раз в год, то потеряется преемственность поколений». По словам Решетникова сейчас через полгода службы уже подготовленные военные специалисты передают свой опыт вновь прибывшим и эту традицию необходимо сохранять.

Против предложения Журавлева выступили и в Минобороны. Как подчеркнули в министерстве, переход на призыв раз в год приведет к снижению боеготовности целого ряда подразделений. Более того, это не поможет сэкономить бюджетные средства.

«Реализация инициативы перехода на призыв один раз в год приведет к тому, что в течение полугода не все соединения и воинские части будут способны выполнять задачи по предназначению», — заявил сегодня журналистам официальный представитель военного ведомства.

Фото: Минобороны РФ / Вадим Савицкий

Комментарии экспертов

Некоторое время назад был принят в корне ошибочный закон о предельной численности вооружённых сил РФ, установленной в один миллион человек. Эта цифра взята с потолка, по большому счёту. Она ничем не обоснована.

Просто где-то наверху люди, скорее всего не имеющие прямого отношения к вооружённым силам, решили, что для России достаточно армии в миллион человек. Они, видимо, руководствовались не соображениями национальной безопасности, а бухгалтерскими расчётами — сколько стоит содержание армии. Из жирного нефтяного пирога какую кроху мы можем выкроить? Решили, что Россия может себе позволить (вернее, её верхушка, которая управляет денежно-финансовыми потоками) армию только в 1 миллион человек. Этого крайне недостаточно.

По расчётам крупных военных специалистов, нормальная численность вооружённых сил (имеется в виду армия без прочих силовых средств) должна быть примерно 1,5 миллиона человек. Россия — страна с самой большой в мире территорией и самой протяжённой в мире границей. Исходить нужно прежде всего из этого.

В отличие от США, у которых что с северной, что с южной границ нет никакой опасности, в России, к сожалению, границы всегда были неспокойными. Я сейчас говорю про западную, южную границы, а по нынешним временам даже и северная граница — крайне неспокойная. Любому профессиональному военному, который имеет стратегическое мышление, и даже гражданскому совершенно ясно, что этой численности недостаточно. Беда заключается ещё в том, что даже эта численность — в 1 миллион — не выдерживается. По некоторым прикидкам, сейчас численность Вооружённых сил составляет до 200 тысяч человек. То есть следить за сохранностью наших границ, по большому счёту, некому.

Демографическая ситуация не позволяет наполнять вооружённые силы. И к этому нужно добавить ещё такое же произвольное решение о сокращении срока воинской службы до 1 года. Это делает наши вооружённые силы практически небоеспособными. За этот срок ещё можно бойца научить зарядить автомат, научить действовать в составе отделения или взвода, но уже действовать в составе роты, батальона, полка и выше — невыполнимая задача. Боевой слаженный элемент, о котором мало кто знает, занимает несколько месяцев, это непростое занятие, нужны учения, выходы в поле. Этого сейчас не происходит.

Два этих обстоятельства: предельная численность в 1 миллион человек плюс годичный срок службы — приводят к тому, что боеготовность вооружённых сил серьёзно подорвана. Поэтому военные изо всех сил ищут возможность повышения боеготовности — в тех рамках, в которые их поставили, в том числе и за счёт создания некоего корпуса резервистов.

Это не резервная армия как таковая, это резервисты. Подразумевается, что они заключают контракт лет на 10 условно, и в течение срока действия этого контракта они должны быть готовы в течение суток собраться, получив повестку, явиться в сборный пункт для того, чтобы отправляться дальше в соответствующие части. Это отчаянная попытка как-то решить проблему. Но она, конечно, проблему в корне не решает.

Запутались ещё с попыткой перевода вооружённых сил на контрактную основу. Внешне благое пожелание — уменьшается нагрузка на гражданских специалистов, повышается качество службы, особенно в тех родах и видах вооружённых сил, где сложная техника — военно-морской флот, авиация и т.д. Но снижение количества срочников приводит к тому, что мы лишаемся мобилизационного резерва. Если все контрактники служат, а срочников, которые прошли хотя бы элементарную военную подготовку, просто нет, то откуда мы будем брать этих самых резервистов?

Сейчас армия сталкивается с целым рядом проблем, вызванных необдуманными, крайне ошибочными решениями политиков по сокращению вооружённых сил до 1 миллиона человек и по сокращению срока службы до одного года. Как минимум нужно 1,5 миллиона человек и 1,5 года службы в вооружённых силах. Я сам служил после института один год. Уверяю вас, что год пролетает незаметно. 1,5 года пролетают практически также незаметно.

Придумали, как у американцев, — Национальная гвардия как резерв вооружённых сил. Может, как временная мера, это тоже годится. Но нужно возвращаться к той системе, которая была в Советском Союзе, — служить должны все, при всех необходимых отсрочках, льготах и т.д. Тогда появится мобилизационный резерв.

В России исключена реализация проекта о создании целой резервной армии, да ещё нескольких. Проблема службы в организованном резерве сама по себе достаточно интересна с точки зрения укрепления обороноспособности страны. Но здесь всё упирается в бюджетные вопросы. Содержать наряду со штатной численностью вооружённых сил ещё и нескольких резервных армий — абсолютно неподъёмно для государства. Поэтому данный проект реализован не будет. А будет служба в организованном резерве для отдельных категорий людей, численность которых не превысит в ближайшие годы 10 тысяч человек.

Речь будет идти о резервистах основных специальностей  в сухопутных войсках, в подразделениях спецназа. Разумеется, за счёт резервистов мы не можем комплектовать части, которые эксплуатируют сложные виды вооружения военной техники. Поэтому в основном речь идёт о сухопутных войсках, частях спецназа, о возможных частях воздушно-десантных войск.

Опыт с резервистами необходимо нарабатывать, посмотреть, насколько он будет применим к условиям нашей страны. Потому что в случае реальной войны, когда требуется увеличить штатную численность вооружённых сил, у нас будут призываться люди из запаса. И это именно те, кто ранее прошёл военную службу.

В целом опыт Израиля показал, что резервисты являются очень важным компонентом обороноспособности. Например, когда Израиль ведёт боевые действия против своих соседей, производится призыв резервистов, доукомплектовываются воинские части. Каждый резервист знает, в какую часть он приписан, каким оружием он должен владеть и каковы его штатные задачи после того, как он прибывает на военную службу, после соответствующего приказа.

Применительно к нашей стране здесь есть штатная численность вооружённых сил — миллион военнослужащих. Армия выполняет задачи именно этой штатной численности.

Численность нашей армии оптимальна применительно к тем расчётам, которые сделал Генеральный штаб вооружённых сил. Можно, конечно, было бы создать и трёхмиллионную армию, но лозунг «пушки вместо масла» абсолютно неприемлем. Поэтому здесь должно быть сбалансированное развитие военной организации, чтобы не урезались социально значимые статьи бюджета.

Проект Минобороны о резервных армиях очень неоднозначен. С одной стороны, понятно, чем руководствуются в Минобороны. Цели благие. Ожидается, что нововведение поднимет боеготовность российской армии. И в качестве эксперимента можно попробовать реализовать этот проект, скажем, в каком-то регионе, а потом уже делать выводы.

Но в этом проекте есть и свои слабые места. Например, как отнесется работодатель к этим военным сборам? Если структура государственная — одно дело, а если резервист работает в частной компании или сам на себя?

Если создавать резервную армию, по всей видимости, потребуется расширить штат: для контроля, сбора, инструктажа этих резервистов. Потребуется также дополнительная инфраструктура и средства на обмундирование и экипировку, и, конечно, придется потратиться на выплаты для самих резервистов. Если выплаты будут приличные — удар по бюджету. Если скромные — инициатива не будет столь эффективной. При реализации проекта нужно учесть многие нюансы.

В нынешней ситуации стоит уделить больше внимания контрактникам. Нужно создать все условия для несения службы. Одна из аксиом спецназа — специалистами за неделю не становятся. Пусть контрактников будет меньше, но это будут действительно профессионалы военного дела.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".