Навстречу выборам
Ключевые события региональной политики связаны с подготовкой к выборам 4 декабря. Свою активность наращивают как политические партии и их лидеры, так и главы субъектов. Первые завершают региональные агитационные «турне», стремясь поставить эффектную «точку» в предвыборной кампании, вторые консолидируют административный ресурс для обеспечения системности электорального процесса. Губернаторы несут ответственность перед Центром за итоги парламентской кампании (в 27 субъектах федерации 4 декабря проводятся выборы в парламенты двух уровней – федерального и регионального). На первый взгляд, это предполагает целенаправленную работу на победу «партии власти». Однако в действительности роль глав регионов в предвыборной кампании не столь однозначна.
Подавляющее большинство региональных лидеров – «единороссы», но ключевую роль в процессе подготовки к выборам играет не партийная принадлежность, а фактор личной популярности главы того или иного субъекта. При высоком «рейтинге доверия» деятельность губернатора активно освещается в ходе агитации, так как сильный губернатор контролирует политическую ситуацию, эффективно нивелируя активность оппозиции в медийном пространстве, и может стать хорошим «паровозом» для «Единой России». Малопопулярным руководителям субъектов федеральное руководство партии не доверило роли первых номеров в предвыборных списках. Кроме того, главы ряда «проблемных» территорий участвуют только в региональных выборах. При этом стоит учитывать сложный внутриэлитный контекст. Региональные лидеры и в своей текущей работе, и в ходе подготовки к избирательным кампаниям разных уровней стремятся обеспечить, прежде всего, свои, а не партийные политические интересы. Типичная предвыборная стратегия губернаторов - продвижение лояльных фигур на ключевые властные посты, в том числе, депутатские, при этом поддержка может быть оказана (неформально) разным политическим силам, не только «партии власти».
Потенциально «Единая Россия» заинтересована в снижении роли губернаторов и связанных с ними элитных групп в избирательном процессе, тем более, что основной «инструмент» в виде административного ресурса не всегда используется адекватным образом. Примеров за последнее время накопилось немало, причем большая часть подобных случаев усилиями настаивающих на ущемлении своих прав оппозиционеров приобрела скандальный характер. Как показали выборы прошлых лет, злоупотребление региональных чиновников административным ресурсом нередко приводило к обратному эффекту в виде роста протестного голосования: в этом заключается один из «подводных камней» на пути к решению политических задач «партии власти».
Задачу, связанную с укреплением связей «ЕР» непосредственно с избирателями, в перспективе решает создание ОНФ. Однако значимые достижения в этом направлении при условии дееспособности фронта в полной мере проявятся, скорее всего, уже в следующем электоральном цикле.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры