Не запустит, но удушит
депутат ГосдумыАнтон ИщенкоСегодня Дума начинает работу над новым федеральным бюджетом. Его проект рассмотрят в первом чтении.
- Подробнее — в материале «Битва за бюджет».
Антон Ищенко член комитета ГД по бюджету и налогам, депутат фракции ЛДПР рассказал «Актуальным комментариям» о причинах невыполнимости предложенного бюджета 2015-2017, пагубности увеличения налоговой и неналоговой нагрузки и ошибках сегодняшней бюджетной политики.
Невыполнимость бюджета
Параметры, которые заложены в федеральный бюджет на 2015-2017 годы, невыполнимы, и об этом уже честно и открыто сказал министр финансов. А именно — показатели заложенного в бюджет курса доллара, цен на нефть, процента инфляции и многие другие. Ошибочно обещать выполнение всех расходных обязательств и обеспечить эти расходные обязательства доходными в случае, если основные параметры бюджета уже сейчас выглядят неправдоподобными. Складывается впечатление, что внутри этого бюджета был заложен такой огромный резервный потенциал, который позволяет министерству финансов перераспределять ресурсы, чтобы в случае возникновения каких-то непредвиденных ситуаций решать вопросы уже по месту их возникновения.
Приоритеты не обозначены
В очередной раз мы входим в новый бюджетный год, фактически не обозначив в главном финансовом документе приоритеты для страны. Нет привязки к государственным программам, которые должны были обеспечить рост экономики, подъем нашей промышленности, обеспечить политику импортозамещения, и даже то обсуждение, которое происходило на Комитете по налогам, когда приходили к нам представители и других профильных комитетов и представители профильных министерств, показало, что мы сегодня отталкиваемся не от приоритетов страны, а от возможностей бюджета. В проекте бюджета есть интересная строка об импорте в прогнозе социально-экономического развития, который лег в основу бюджета. Мы прогнозируем, и это официальные данные, что импорт из года в год будет только расти. Но как он может расти, если мы взяли курс на импортозамещение?
Меньше рыбы, больше туберкулеза
Показатели государственных программ не увязаны с реальностью и с теми задачами, которые ставит сегодня перед нами реальная ситуация. Например, в государственной программе, которая обеспечивает развитие нашей рыбной отрасли, в 2017 году предусмотрено снижение производства рыбы при условии повышения ее потребления населением. Программа по Дальнему Востоку не содержит никакой положительной динамики в своих целевых показателях. Мы только поддерживаем работоспособность экономики на Дальнем Востоке, исходя из тех цифр, которые нам предоставляет правительство.
Есть вообще курьезные ситуации, например, в программе здравоохранения по 2013 год уже был достигнут показатель смертности от туберкулеза на уровне 11 человек на 100 тысяч населения, а в планах на 2015 год стоит 11,9. То есть, таким образом получается, что мы должны увеличить смертность населения в следующем году. При этом на такие государственные программы выделяются деньги.
Отчисления в ФОМС растут, но проходят мимо
Вызывает обеспокоенность риск коллапса экономики, связанный с увеличением налоговой и неналоговой нагрузки. Сейчас принято решение об отмене пороговой цифры в 624 тысячи рублей для отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. То есть на тех предприятиях, где заработная плата сотрудников превышает 624 тысячи в год, появляется фактически дополнительный налог, хотя называется он «взнос» в Фонд обязательного медицинского страхования. Но на практике — это налог от фонда оплаты труда в 5,1%.
Это все ложится на себестоимость продукции. По оценкам правительства, объем таких поступлений в Фонд обязательного медицинского страхования будет составляет 180 миллиардов рублей, по стране это достаточно весомая цифра. При этом планируется эти средства не оставлять в Фонде обязательного медицинского страхования на медицинские нужды, на развитие здравоохранения, на обеспечение качественным медицинским обслуживанием, на лечение больных так называемых орфанных заболеваний, сложных, для которых требуется очень серьезное медицинское сопровождение, а изымать эти средства в федеральный бюджет на покрытие фактически дефицита бюджета.
Налоговый маневр правительства
С одной стороны, чтобы поддержать экспорт, мы снижаем экспортные пошлины, но при этом мы увеличиваем существенно больше чем на триллион рублей нагрузку на добывающий сектор в виде налога на добычу полезных ископаемых. Это значит, что для потребителей горюче-смазочных материалов внутри страны цена вырастет. Цена вырастет на заправках, на ГСМ, на дизтопливо. Это затронет абсолютно все отрасли и опять же ляжет на себестоимость продукции по стране. Это снижает конкурентоспособность наших предприятий.
Бюджет и регионы
Уменьшается налогооблагаемая база по налогу на прибыль, потому что раз увеличивается себестоимость, прибыль уменьшается. А основной получатель этого налога — это субъекты Российской Федерации, у которых львиная часть должна оставаться по налогу на прибыль — 18% из 20% (2% только идут в федеральный бюджет, а 18% остаются у субъекта).
В связи с проведением налогового маневра и с отменой порогового значение в 624 тысячи рублей, на регионы ляжет дополнительная нагрузка, связанная с выпадающими доходами больше 100 миллиардов рублей. Это существенная цифра.
В этом году уже провал по налогам, и в первую очередь по налогу на прибыль в 2014 году, в 2013 году. И если продолжится это и в 2015 году, субъекты просто не выдержат. Они уже находятся в очень сложной ситуации — долги растут, больше двух триллионов рублей. Правительство в бюджете на 2015-2017 гг. не предложило вариантов компенсации, все только на словах.
Ведомственная структура бюджета
Возникают большие вопросы по ведомственной структуре бюджета. У Минфина бюджет, которым ведомство будет распоряжаться в 2015 году — 4,5 триллиона рублей. При этом у министерства экономики — 65 миллиардов рублей. То есть на экономическое развитие, которое должно сейчас вывести страну из кризиса, расставить все акценты правильно, компенсации выплатить, осуществить какие-то меры поддержки экономики, средств выделено в 67 раз меньше, чем бюджет министерства финансов. У нас Минфин сейчас подменяет фактически все ведомства и все правительство. Для примера, бюджет министерства промышленности — 300 миллиардов рублей в бюджет. Это не запускает экономику, это душит ее.
Опережающий инфляцию рост налогообложения
Сейчас наметилась тенденция, связанная с тем, что увеличивается количество индивидуальных предпринимателей. Но это не связано с тем, что у нас растет инвестиционная предпринимательская активность. Это связано с тем, что предприятия, которые хотят сэкономить на своих налогах, переводят своих сотрудников на статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, экономят на отчислениях от фонда оплаты труда.
Сегодня мы можем получить обратный эффект, как с получением взносов в Пенсионный фонд для самозанятых мы получили обратный эффект, когда все стали закрывать свои индивидуальные предпринимательства, и в конечном итоге бюджет только потерял от этого. Мы пытаемся достаточно серьезно увеличить нагрузку, хотя прямо правительство не говорит, что это налоги увеличиваются, но косвенно рост налогообложения происходит. Например, то, что связано с налогом на имущество. Не было прописано в основных направлениях налоговой политики введение налога на имущество, у нас был совсем другой налог. Налог на недвижимость был прописан как налог, который должен был заменить и налог на землю, и налог на имущество. При этом были отменены льготы для предприятий, которые работают на системе упрощенного налогообложения, по налогам на имущество на коммерческую недвижимость. Мы теперь понимаем, что все те, кто раньше не платил налог, будут платить. Повысились и государственные пошлины.
Водный налог повысили. Граждане жалуются, особенно в субъектах, в отдаленных селах и поселках, что вода дорогая — 50 рублей куб, 60 рублей куб для населения. Ветхие водоводы, очень маленький разбор, потери большие, поэтому цена в итоге большая. А сейчас с 2015 года ещё поднимается водный налог. И тоже поднимается достаточно существенно, темпами, опережающими инфляцию.
Подняли государственные пошлины на все действия, связанные с государственной регистрацией, выдачей паспортов, регистрацией индивидуальных предпринимателей. Это тоже дополнительная нагрузка. Монополии. РЖД поднимает тариф на 10%, это опережающий инфляцию рост.
Политика бюджета
Идет определенная политическая борьба между несколькими направлениями в правительстве, несколькими группировками. Сейчас побеждает финансовый блок, который отвечает за сбалансированность бюджета. На данном этапе это абсолютно неправильный механизм принятия решений. ЛДПР в своем заключении на проект бюджета и в предложениях к постановлению в Государственную Думу указывала, что на сегодняшнем этапе нужно согласовывать серьезные документы, как, например, единая денежно-кредитная политика тремя ведомствами, не делать так, чтобы каждый был сам за себя — Минфин налоговую политику согласовывает, Центробанк — денежно-кредитную. Потому что сейчас получается, что и показатели, и ориентиры целевые, и механизмами работы у всех разные.
Бюджет чрезвычайно важен для единой денежно-кредитной политики, он впрямую влияет на процентную ставку для промышленного сектора, для реального сектора экономки. Если мы не сможем обеспечить для реального сектора конкурентоспособную ставку на уровне хотя бы ключевой на сегодняшний день, то мы потеряем промышленность, никакого импортозамещения не будет. Сегодняшний формат бюджета составлен с точки зрения только монетарных методов воздействия на экономику — изъять из экономики лишние деньги, чтобы задушить инфляцию, это приведет только к повышению ставок.
Сейчас надо принимать ответственные управленческие решения. Надо консолидироваться, надо создавать какой-то штаб антикризисный, иначе нас ждут самые тяжелые времена, и это уже может начаться с середины 2015 года.
Российская Федерация вообще никогда не выходила из кризиса, наш кризис перманентный. Он то связан с курсами доллара, то связан с ценами на нефть, то с какими-то внешнеполитическими событиями. И поэтому каждый следующий кризис проходит более спокойно, и уже не вызывает особенно сильную реакцию со стороны населения. Наша страна уже накопило определенного рода опыт, стрессоустойчивость. Мы понимаем, что рано или поздно правительство на населении отыграется, и население к этому тоже готово. С точки зрения социальной обстановки в стране, это благоприятно — мы очень долго терпим и достаточно сдержанны в проявлении своих эмоций, это хорошо. Но то, что касается экономических последствий, если раньше в последние годы был серьезный запас прочности, это было связано с динамикой добычи нефти, газа, «Северный», «Южный» потоки (у нас очень много планов строилось на этом, но мы просто переоценили свои возможности в сырьевом секторе), то сейчас этих возможностей уже не предвидится. Мы просто обязаны резко переключится на другой формат бюджетной политики.
Налоговый маневр показывает, что мы в очередной раз даем нефтянке отыграться за счет населения, мы ее поддерживаем. Еще есть масса заявлений о том, как разделить Фонд национального благосостояния. Это фонд, который должен способствовать развитию пенсионной системы. А сейчас крупные компании пытаются влезть в карман будущему пенсионеру, то есть вам, мне, нашим родителям, да и нашим детям тоже. Такой подход неприемлем, надо менять способы механизмов принятия решений сегодня. Надо собираться всем, кто может повлиять на принятие решений, и тогда уже разрабатывать эффективную политику.