Неформальный саммит ЕС
В условиях пересмотра системы международных отношений и финансового коллапса страны Евросоюза находятся в поисках новой формулы взаимоотношений с ключевыми партнерами (с США, Россией, КНР). В этой связи на саммите были приняты попытки более четко зафиксировать позицию Евросоюза по ряду актуальных вопросов, обозначить видение своей политики в условиях президентских выборов в США и грядущей смены власти в стране.
Важно подчеркнуть, что Европа для себя до сих пор не пришла к общему знаменателю относительно перспектив размещения американской системы ПРО. В частности, соответствующие соглашения подписаны, но не ратифицированы парламентами Чехии и Польши. Намерение Барака Обамы продолжать политику Буша по ПРО напряженности внутри ЕС не снимает: размещение систем противоракетной обороны - слишком долгий процесс, чтобы все его сложности можно было решить одномоментно..
На неформальном саммите обсуждался и институциональный кризис внутри ЕС – а именно, пробуксовска ратификации Лиссабонского соглашения. Преодоление соответствующих разногласий было положено в основу программы председательства Франции в ЕС, вследствие чего от успеха на этом направлении будет во многом зависеть оценка действий Николя Саркози на посту председателя Евросоюза.
Основной целью встречи была подготовка к международному саммиту, посвященному мировому финансовому кризису, который пройдет 15 ноября в США. Для председательствующей в Евросоюзе Франции выгодно заранее согласовать совместную позицию европейских стран по возможному сценарию преодоления последствий кризиса в преддверии переговоров со странами «Большой двадцатки», в число которой, помимо европейских, входят такие государства как Аргентина, Австралия, Бразилия, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, ЮАР, Южная Корея и Япония.
Учитывая, что государствам Европейского союза традиционно свойственна полярность мнений, высока вероятность того, что инициатива Парижа не найдет понимания у всех членов ЕС. Так, наиболее вероятно, что в ходе встречи «особое» мнение выскажут Великобритания (не входящая в зону евро) и страны Восточной Европы (в частности, Польша, Венгрия и Латвия). Для их руководства более значимыми, чем единая позиция Брюсселя, могут оказаться рекомендации Вашингтона и та позиция, которую в ходе работы саммита «Группы двадцати» могут занять Соединенные Штаты Америки и Канада.
В то же время считать, что неформальная встреча руководства ЕС закончится безрезультатно было бы неверно. Вполне возможно, что в ходе дискуссий стороны смогут наметить основные варианты возможной позиции Европы на предстоящей встрече «Большой двадцатки» без их детальной конкретизации.