Статья
3832 24 октября 2014 15:30

Невъездные

22 октября в Симферополе открылся первый в Крыму центр оформления и выдачи российских заграничных паспортов.

Как заявила пресс-секретарь Управления Федеральной миграционной службы по Республике Крым Яна Смолова, в день центр будет обслуживать несколько сотен человек, в дальнейшем загранпаспорта будут выдавать во всех крупных городах полуострова.

«Документы ничем не отличаются от тех, что выдают гражданам России в других регионах», — уточнила Смолова в интервью РБК.

Жителям Крыма уже начали оформлять российские загранпаспорта. Однако для того, чтобы получить шенгенскую визу, проживающим на полуострове гражданам необходимо будет сперва поехать за визами в консульства европейских стран в Киеве, что не гарантирует им получение соответствующего разрешения на выезд в Европу.

Кроме того, даже с российским паспортом визы в страны Шенгенского соглашения крымчане смогут оформить только в Киеве. К примеру, посольство Германии в Киеве уже предупредило жителей Крыма о том, что только украинское консульство и визовые центры на территории этой страны вправе принимать заявления от резидентов Крыма. «Это касается заявителей, местом жительства которых является Крым, независимо от того, имеют ли они украинский паспорт или паспорт выдан на законных основаниях третьей страной», — уточняется на официальном сайте немецкого представительства.

Трудности в получении виз обусловлены тем, что Евросоюз не признает аннексию Крыма Россией и продолжает считать полуостров украинской территорией. В связи с этим от лиц, постоянно проживающих на территории Крыма, ожидают подачи заявлений на визы в консульствах стран Шенгенского соглашения на территории Украины.

Как пояснили в представительстве ЕС, консульства будут устанавливать, что человек, обратившийся за визой, является резидентом Крыма, поскольку большинство стран требуют от заявителей копии общегражданского паспорта, в котором указан адрес постоянной регистрации. Также в анкете на Шенгенскую визу есть пункт о фактическом месте проживания, обязательный для заполнения.

На сегодняшний день по данным УФМС Крыма российское гражданство получили уже 1,8 миллиона жителей присоединенной территории, то есть почти все крымчане (согласно данным переписи населения 2001 года, в Крыму проживает около 2 миллионов человек). Тем не менее некоторые жители Крыма предпочли сохранить старый паспорт гражданина Украины. Так, юрист и оппозиционный российской власти активист Крыма Дилявера Акиева утверждает, что многие крымчане (в том числе и он сам), несмотря на закон о сокрытии второго гражданства, сохранили украинские паспорта. Однако, по мнению Акиева, не каждый житель полуострова решится ехать в Киев с российским паспортом, чтобы оформить визу в Европу.

Фото: Первый канал

Комментарии экспертов

Конечно, отказ в выдаче виз жителям Крыма противоречит шенгенским соглашениям, потому что, насколько я знаю, европейцы могут читать соглашение ещё более глубоко и детально. Шенгенское соглашение не предусматривает возможностей вводить ограничения в отношении отдельных категорий граждан третьих стран.

В данном случае жители полуострова являются гражданами Российской Федерации. И, естественно, если есть такие факты, то это не что иное, как дискриминация отдельных граждан РФ, что не соответствует тем нормам международного соглашения, которые существуют между нашими государствами.

Те ограничительные меры, о которых мы говорим, и которые называются в прессе санкциями, в общем-то вводились на индивидуальной основе, и касаются только отдельных лиц и предприятий. Исходя из этих списков, можно увидеть порядка 50. То есть они не касаются граждан Крыма только лишь потому, что они там зарегистрированы по месту жительства. Это предприятия — такие, как «Сбербанк», «Роснефть» и другие мощные крупные предприятия, и отдельные лица — граждане РФ, которые входят в так называемый ближний круг Путина. Все граждане Крыма вряд ли входят в этот круг. Поэтому в данном случае я не видел документов, на основании которых бы вводились какие-то ограничения в отношении жителей Крыма.

Безусловно, если будут иметь место факты отказов в предоставлении шенгенских виз, и если они будут носить массовый характер, то это будет грубейшим нарушением норм международного права.

Во-первых, в современном обществе не обязательно иметь гражданство и жить в этом государстве. Есть много россиян, которые живут в Европейском Союзе, но им не предъявляют претензии, что они живут не там, где, по мнению европейцев, они должны жить. Тем более что российская Конституция предусматривает свободу передвижения. Сегодня он в Крыму живёт, а завтра он может жить в Москве или на Дальнем Востоке. Это его личное право. Европейцы не могут на это никак влиять. Я понимаю, конечно, с чем это связано — с провозглашением независимости и последующим воссоединением с Россией. Но насколько я знаю, пока у европейцев нет никакой правовой основы, чтобы такие ограничительные меры вводить.

Если этот случай произойдёт, то есть стандартная процедура, поскольку европейские государства демократические и предусматривают возможность всеми доступными средствами защищать свои права. Ведь и в Москве тоже есть отказы в выдаче шенгенской визы, они могут, по сути, ничем не обосновываться формально. Но это не означает, что их нельзя оспорить. Поэтому эти решения оспариваются. Либо подаётся апелляция в то консульство, которое занималось выдачей. Если опять ответ неудовлетворительный, то нужно оспаривать уже непосредственно обращением в национальный суд или соответствующие органы юстиции. Это затратно, но, возможно, если будет угроза того, что такие действия будут иметь массовый характер, то юрист возьмёт эти дела и доведёт их до логического завершения, чтобы доказать, что в данном случае это нарушение прав российских граждан.

Во-вторых, несмотря на такое охлаждение в торгово-экономических отношениях между государствами Европейского Союза и России, всё-таки это сотрудничество у нас многоплановое. И буквально вчера появились новости о том, что, несмотря на это, европейцы всё-таки работают над упрощением визового режима между Россией и европейскими государствами, и даже вводится возможность оформления туристической визы непосредственно на границе при въезде в страны Европейского Союза. Поэтому эта тенденция говорит о том, что не всё будет решаться так однозначно в данном случае.

Поэтому, я считаю, что если у крымчан и будут трудности с получением виз в страны ЕС, то это вряд ли будет носить коллективный характер. Повторюсь, нет ни одного нормативного обоснования коллективных санкций в отношении группы населения отдельных территорий. Но если такие решения превысят определённую статистическую массу, конечно, это повод для беспокойства в российском правительстве, которое, полагаю, незамедлительно включится в эту ситуацию и, руководствуясь соответствующими положениями двухсторонних соглашений, эту тему обозначит.

С другой стороны, Европейский Союз — это не отдельные политики, которые попадают в прессу, это очень серьёзный и достаточно отлаженный правовой механизм. Европейцы уже строят свой союз больше 60 лет. Они изначально заложили в фундамент именно эти демократические принципы разделения власти. Это и европейский парламент, и европейский суд, и европейская комиссия. Поэтому если даже и будут какие-то отдельные решения приниматься, то есть надёжные, хорошие правовые инструменты, чтобы эти решения отменить или исправить.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".