Статья
1281 2 июля 2012 17:55

Nobrow

Как изменился культурный ландшафт после появления глобального супермаркета? Что произошло с современным искусством после Энди Уорхола, с поп-музыкой - после Нирваны и MTV, с кино - после "Звездных войн"?

Комментарии экспертов

Книга Джона Сибрука «Культура Маркетинга. Маркетинг культуры» уже столько раз становилась объектом внимания аналитиков книжного рынка, что говорить о ее содержании смысла особого нет. Гораздо интереснее понять причины популярности Сибрука в нашей стране и его переиздания.

«Вы в России прекрасно на себе прочувствовали: у вас было великое искусство, существовавшее за государственный счет, но в какой-то момент настала перестройка, и вашим художникам тоже пришлось искать, кто же за их искусство будет платить», – сказал недавно Сибрук в своем интервью.

Между Россией и США в плане эволюции культуры есть много схожего. Меценатство 18 века, ностальгию по которому безуспешно пытается скрыть Сибрук, никогда и не было развито в Америке, стране капитала, и тезиса «деньги должны делать деньги» так, как в Европе. У нас же оно завершилось в 17-м году прошлого века и так никогда и не возродилось вновь. За прошедшее столетие мы последовательно прошли путь от жесткого дефицита до разудалой товарной вольницы. И наличие в 90-ых лейбла, отличного от клейма фабрики «Большевичка», сперва обозначало настолько явно выраженную идентичность, которая и не снилась «демо-группам» Сибрука, а потом перестало вообще что-либо обозначать.

Осталась лишь тоска даже не по утраченной «высокой культуре» (мы ее уже не помним), а по тому представлению о ней, на антагонизме к которому рынок выстроил здание культуры коммерческой.

Как справедливо отмечает Сибрук, класс художников, избавившись от диктата мецената, приобрел диктат рынка. Правда, он распределил это давление, вобрав в себя огромное количество новых участников – ныне художником может быть любой, кто взял на себя труд завести себе блог или купить цифровой фотоаппарат.

Более того, меценатство нынче нацелено не на художников, а на критиков. Говорить об искусстве в устаревших критериях качества произведения стало финансово несостоятельным. У Сибрука это иллюстрирует пример духовной смерти «Нью Йоркера», у нас – практики «Коммерсанта» анонсировать премьеры в «Ла Скала» для аудитории, которая никогда ради этих премьер в Италию не полетит. Способность рынка продвинуть практически что угодно – от глупого фильма до портрета банки с супом – привела к пространству безопасности и веры в собственный успех даже для бездарностей (с точки зрения предшествующей «модернистской» культуры). Неслучайно обложка книги Сибрука сделана из почти что туалетной бумаги, а одним из соиздателей выступает Центр современного искусства «Гараж», место, где новые «меценаты» развешивают на стенах картины.

Но сейчас Сибрук куда более актуален, чем 10 лет назад. Глобальный мир, едва оправившись от одного финансового кризиса, на всех парах летит к следующему. А что будет со всей мировой культурой, если глобальный мир в том виде, в котором мы его знаем, падет? Если не станет лейблов, а вся социальная нагрузка и актуальность сведется к банальному выживанию? Когда Фидий точил свой резец, он мог надеяться, что откопанная в развалинах Греции статуя вызовет восхищение наследников-варваров, так как создана по канонам «золотого сечения» и прекрасна in factis. Гибель же рынка сегодня будет для современной культуры куда страшнее любого нашествия.

Гегемония культуры исламского мира (как наиболее жизнеспособная в современных условиях за счет базирования на религиозных ценностях), которая установится после того, как мир придет в очередное подобие стабильности, вберет в себя лишь крупицы того, по чему мир сходит с ума сегодня.

Став элементом маркетинга, перейдя в состояние nobrow, культура утратила веру в то, что она нетленна, и книга Сибрука – почти что эпитафия ей, страдания наркомана по зелью, ползущему к нулевой риске шкалы шприца. И если вы разделяете эту трагедию, читайте «Маркетинг культуры», иначе – покупайте свежий номер «Афиши».

Джон Сибрук, «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры», М.: Ад Маргинем Пресс, 2012 — 240 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".