Статья
7346 11 апреля 2018 20:20

О Тимошенко серьезно

До президентских выборов на Украине осталось меньше года. Пока большинство социологических опросов складывается не в пользу действующего главы государства. Порошенко выходит со второго места во второй тур, но проигрывает в нем лидеру «Батькивщины» Юлии Тимошенко.

Так, согласно февральскому опросу группы «Рейтинг», в первом туре Тимошенко набирает 18,7% голосов против 15,6% у Порошенко. Во втором туре лидер «Батькивщины» выигрывает в соотношении 30% против 23%. О потенциале Тимошенко говорит более равномерное распределение поддержки по всем областям Украины. В то же время электоральная база Порошенко сузилась до западных областей и отчасти Киева.

Самое главное, что нужно понимать про Тимошенко, — она очень плохой кандидат. Как Порошенко, так и «джокер» (например, Вакарчук) при правильном подходе к кампании все еще имеют неплохие возможности победить ее во втором туре. Об этом, в частности, говорит тот факт, что значительная часть украинских избирателей в ходе социологических опросов выражает недовольство сведением интриги второго тура к выбору между действующим главой государства и лидером «Батькивщины». Данные группы «Рейтинг» показывают, что 28% в таком случае не будут участвовать в голосовании.

Длинный коррупционный шлейф Тимошенко позволит политтехнологам оппонентов изображать ее в качестве воплощения коррупции «старого режима», «Януковичем в юбке», который вернет украинскую политику as usual, с ее неискренностью, дележом потоков и масштабным воровством. Если Порошенко может привести в свою пользу хоть какие-то достижения и попытаться сыграть на образе самого главного реформатора в украинской истории, Тимошенко нечего предъявить за годы нахождения в парламентской оппозиции во главе малочисленной фракции, но зато можно много чего вытащить из ее прошлого.

Наконец, большой скепсис в отношении лидера «Батькивщины» испытывали и продолжают испытывать на Западе. В 2014 году администрация Обамы дала понять Тимошенко, что не будет поддерживать ее президентские амбиции. Не были благосклонны к Тимошенко и европейцы, несмотря на образ жертвы политических преследований режима Януковича. Общий консенсус состоял в том, что коррумпированный оппортунист и популист не подходит на роль лидера новой Украины. Поэтому представить лидера «Батькивщины» как политика, с которым Западу будет трудно вести переговоры по столь желаемой интеграции в ЕС и НАТО также не составит большого труда.

Если все-таки представить победу Тимошенко в 2019 году, что может дать ее президентство России?

Во-первых, Кремль давно не связывает с фигурой Порошенко каких-либо надежд на нормализацию двусторонних отношений, а следовательно, сам по себе факт появления нового человека в кресле украинского президента может сыграть позитивную роль. Порошенко в целом предсказуемый для России политик — известно, что от него ждать. Однако количество нарушенных обещаний и общий груз негатива давно перевесили это единственное преимущество. В Кремле не доверяют действующему украинскому президенту как ответственному переговорщику, который может давать какие-либо обещания и выполнять их. Самое главное — российские власти не верят, что Порошенко может выполнить Минские соглашения в буквальной интерпретации. Нынешний украинский президент для России — понятное «зло», но тупиковая ситуация, в которой находятся обе страны, требует какого-то движения вперед, а с Порошенко это вряд ли получится. Избрание Тимошенко в этом смысле открывает пусть призрачную, но возможность начать переговоры, по крайней мере, вынеся за скобки накопившиеся персональные претензии и, как следствие, высокое недоверие.

Во-вторых, как было сказано выше, Тимошенко — оппортунист и прагматик до мозга костей, а заодно и неплохой актер. Лидер «Батькивщины» с трудом отделяет персональную политическую выгоду от государственной. Она умеет быстро адаптировать свою позицию к меняющимся обстоятельствам и похоже не испытывает при этом никаких моральных колебаний. Если баланс «плюсов» и «минусов» покажет Тимошенко, что нужно притормозить в деградации отношений с Россией, она это сделает без явного сожаления и преподнесет как свою большую заслугу. Поэтому не так важно то, что она говорила про Донбасс и Россию после 2014 года (а наговорила она, разумеется, много нехорошего).

В-третьих, Кремль знает, как позитивно работать с Тимошенко, и умел это делать на практике. Здесь можно вспомнить газовую сделку 2009 года, относительно выгодности которой для Украины до сих идут споры (цена на газ повысилась, но из сделки убрали одиозного посредника в лице олигарха Фирташа). Но факт в том, что в России занятая Тимошенко позиция тогда считалась конструктивной и государственной в отличие от позиции на тот момент президента Виктора Ющенко. Премьер-министр проявила себя в роли хорошего и неконфликтного кризисного менеджера в отношениях с Москвой, и в Кремле это до сих пор не забыли.

В-четвертых, у Тимошенко будут мотивы добиваться громкой внешнеполитической победы. Лидер «Батькивщины» придет к власти как наименьшее зло из худших. С ней вряд ли будут связываться какие-либо надежды или энтузиазм. Выбор будет диктоваться желанием убрать Порошенко и выводом, что любые перемены лучше, чем сохранение статус-кво. С таким багажом трудно рассчитывать на длинную политическую карьеру и широкую поддержку политического курса. Чтобы преодолеть имидж слабого президента, у Тимошенко небольшой выбор опций — резкий экономический рост, вступление в ЕС, НАТО и решение конфликта в Донбассе. С экономикой не будет все просто, учитывая коррупцию и дефицит ресурсов для модернизации устаревшей базы. Учитывая сохраняющееся высокое недоверие западных лидеров и интеграционных проектов к Украине и к самой фигуре Тимошенко, шаг в сторону урегулирования конфликта на Востоке Украины выглядит довольно рациональным выбором. Не факт, что Тимошенко способна преодолеть внутреннюю инерцию правящей элиты и добиться этого, но заход такой она вполне может сделать. Кроме того, показательные конструктивность и добрая воля в вопросе Донбасса и России, то есть создание образа эффективного миротворца на фоне провалившегося Порошенко, сами по себе могут быть инструментом «отбеливания» имиджа нового президента и Украины на Западе.

В-пятых, очень важный фактор — то, какие реальные полномочия будет иметь Тимошенко. Украинские элиты серьезно обсуждают переход к парламентской форме правления, чтобы навсегда решить проблему дуализма власти между президентом и правительством. За парламентскую республику, в частности, выступает часть лидеров «Народного фронта», который, как сообщается, ведет переговоры с «Батькивщиной». Превращение президента в символическую фигуру может стать одним из условий поддержки Тимошенко для влиятельных политических брокеров и олигархов. В таком случае, например, сильный и негативно настроенный в отношении восточного соседа премьер при слабом президенте Тимошенко не сильно изменит ситуацию для России.

Однако нельзя исключать и сценария, при котором лидер «Батькивщины» не сможет сопротивляться своим амбициям и харизме и, желая восстановить сильную президентскую власть, пойдет на нарушение договоренностей, втянув Украину в долгий конфликт различных ветвей власти. Эскалация борьбы за власть на Украине точно не позволит России решить проблему с выполнением Минских соглашений и обесценит те обещания, которые будут давать украинские переговорщики. Но, следует признать, это риск не только президентства Тимошенко, но и в целом нового украинского политического цикла. В такую же борьбу может быть втянут как Порошенко, так и любой другой его преемник.

В итоге, можно сказать, что угроза со стороны Тимошенко для России, если не меньше, то такая же, как и со стороны Порошенко, а желание превратиться из слабого лидера в общенационального и действовать не так, как предшественник, может подтолкнуть ее к поиску способ нормализации отношений с Россией и к диалогу с Донбассом. Неожиданные и символические шаги с ее стороны также не исключены. Кремлю может быть выгоден выбор большей неопределенности в отношении политических шагов Тимошенко, чем продолжение вяло текущего и заводящего в тупик конфликта с Украиной Порошенко. Кроме того, появление нового президента в соседней стране открывает возможность для самой России перестроить свою политику в отношении Украины без оглядки на персоналии. Словом, хуже, скорее всего, не будет, а определенные надежды на то, что может быть лучше, все-таки есть.

Олег Игнатов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры  

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".