Обереги от войны
Чествования ветеранов в этом году прошли на всем постсоветском пространстве. Не стали исключением страны Балтии и Грузия, которые последние годы настаивали на своей интерпретации событий тех лет и где Великая Отечественная принципиально именуется Второй мировой.
Однако особенность 66-й годовщины Победы, пожалуй, именно в том, что не европейское 8, а 9 мая, во всех бывших советских республиках отмечали как праздничную дату. В России этот день давно стал национальным праздником.
Накануне в Москве состоялся военный парад на Красной площади в честь 66-летия Победы в Великой Отечественной войне. Президент России произнес речь, в которой подчеркнул, что во все времена для страны задача первостепенной важности - отстаивать свободу и достоинство. «Есть вещи, которыми нельзя поступиться ни при каких обстоятельствах. Это свобода людей, достоинство страны и покой родного дома. Это дорого каждому и делает нас единой и сильной нацией», - сказал Дмитрий Медведев.
Он отметил, что подвиг солдат-победителей живет в памяти людей. «Внуки и правнуки собирают свидетельства тех лет, и нет никаких сомнений, что и последующие поколения будут хранить память», - сказал президент. Дмитрий Медведев сказал, что долг россиян сегодня – «беречь мир, достигнутый в результате Победы».
Торжественные мероприятия прошли во многих городах страны. Традиционно торжественно отметили этот день в Белоруссии, где никогда не грешили передергиванием событий военных лет. Колонну ветеранов возглавлял президент республики, а по стране прокатились праздничные концерты и народные гуляния.
Как сообщают СМИ, беспрецедентное количество жителей Кишинева пришли в этот день к мемориалу воинской славы. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности президента Молдавии Мариан Лупу и премьер-министр страны Владимир Филат.
Традиционно празднично отметили День Победы в Казахстане - во всех крупных городах, во множестве районных центров прошли торжественные мероприятия. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил этот день в Алматы, он возложил цветы к Вечному огню мемориала Славы в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев и поздравил ветеранов войны с 66-й годовщиной Победы.
Празднования по случаю Дня Победы прошли в Киргизии, Армении, Азербайджане, Таджикистане и Туркмении. Здесь первые лица страны поздравляли ветеранов, звучали песни военных лет.
Несмотря на то, что праздничные шествия во славу героям Великой Отечественной вызывают недовольство в Прибалтийских странах у многих радикалов, которые считают 9 мая не Днем Победы, а началом так называемой «советской оккупации», в Таллинне, Риге и Вильнюсе также состоялись праздничные мероприятия. К монументам, увековечившим память воинов – освободителей, несли цветы.
Праздничные мероприятия прошли и в Грузии, где несколько лет назад, как и в Прибалтике, был открыт музей советской оккупации. Здесь среди экспонатов и трофеи с Великой Отечественной. Несмотря на то, что и здесь радикалы настаивают на том, что День Победы следует отмечать именно 8 мая, как и вся Европа, в этом году 9 мая официально объявлен праздничным и выходным.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, правда, именно 8 мая возложил цветы у могилы Неизвестного солдата в Тбилиси в ознаменование победы над фашизмом. Однако 9 мая по традиции к могиле Неизвестного солдата в Тбилиси принесли венки и цветы. В Парламенте прошел торжественный прием в честь участников Великой Отечественной войны.
Означает ли это, что нелепым противоречиям относительно Великой Отечественной, наконец, пришел конец?
Однозначного ответа на этот вопрос не осмелится дать даже самый маститый эксперт. Ведь история, как известно, - это идеология, обращенная прошлое. И поскольку идеологическая борьба была, есть, и будет, то и в спорах о Великой Отечественной войне пока не пришло время ставить точку.
И, наверное, лишним подтверждением этому стали события на Украине. Сначала здесь разгорелись бурные споры относительно того, стоит ли проводить 9 мая парад.
В результате утром 9 мая в Центре Киева пошла колонна ветеранов, которую возглавил президент страны Виктор Янукович. По Крещатику также прошла военная техника времен Великой Отечественной, в том числе легендарный советский танк Т-34.
Однако праздник омрачили события во Львове. Известно, что в Западной Украине неоднозначно оценивают события войны. В результате представители националистического объединения «Свобода» устроили 9 мая беспорядки возле Холма Славы - мемориала в честь советских солдат, погибших в Великую Отечественную войну. Милиции пришлось применить против них резиновые дубинки.
Кстати, накануне торжественных празднований в СМИ появилась информация, что девять стран мира не расследуют преступления нацистов.Неправительственная правозащитная организация Центр Симона Визенталя обнародовал список из девяти стран, в которых нацистские военные преступники до сих пор не привлечены к ответственности. В список попали Австрия, Литва, Эстония и Латвия.
По данным Центра Визенталя, обвинения в адрес некоторых немецких военных времен Второй мировой войны не расследуются в этих странах из-за истечения срока давности или «идеологических ограничений».
Означает ли это, что человечество забывает уроки Второй мировой? Может ли мир вновь наступить на грабли национализма, плавно перетекающего в нацизм?
Эксперты считают, что в Прибалтике и в других странах эта тема связана с формированием национального государства. Такую точку зрения «Актуальным комментариям» высказал журналист и политолог Михаил Леонтьев.
«Национальное государство - это очень примитивное мироустройство по этническому принципу. Например, в Азербайджане нет пронацистских настроений, но грубо говоря, процесс формирования национального самосознания народа происходил через резню армян. И это всегда так бывает», - сказал он. По его словам, можно это также называть нацизмом, можно не называть нацизмом. «Национальное государство всегда рождается из крови, резни … Называть это нацизмом можно, называть это можно, чем угодно, но это другого масштаба вещь. Так же как сталинизм и ленинизм. Так же и современный либерализм тоталитарен и требует крови», - отметил Леонтьев.
Наверное, можно успокоить себя тем, что становление национальных государств, по крайней мере, на постсоветском пространстве, за минувшие 20 лет свершилось. Может, именно поэтому 66-ая годовщина Победы прошла столь торжественно на всем постсоветском пространстве.
Однако означает ли это, что в XXI веке причиной для «всемирного пожара» не станет какой-нибудь другой повод, не основанный на национализме?
Единого мнения у экспертного сообщества по этому поду нет.
Руководитель центра Института общественного проектирования Виталий Иванов напоминает, что конфликты и войны с себе подобными заложены в человеческой природе. По его словам, пока существует человек, он будет воевать, вопрос лишь в масштабе военных действий.
«Когда затевали в 30-е годы эту войну, никто же не знал, что так будет, одно за другое потянулось. Никаких прививок от этого не может быть. Если вновь ситуация обостриться, а я думаю, что она неизбежно обостриться из-за нехватки ресурсов, из-за перенаселенности в некоторых регионах мира, идеологических факторов, то будет новая война. Куда от этого деваться?», - отметил он в интервью «Актуальным комментариям».
Леонтьев, со своей стороны, считает, что мир ждет очередной кризис. По его словам, это кризис перехода на новый уровень развития, технологической информации, и он имеет также и социально-экономический формат. «Такого рода кризис никогда еще не разрешался без глобального конфликта. Параметры этого конфликта могут быть самыми разными, но они очевидны», - отметил он. При этом политолог считает, что не надо забывать о выдающемся завоевании 20 века - ядерном вооружении. «Это наиболее совершенная форма противостояния интересов, и конечно, оно сейчас потерпело очень серьезный ущерб. Пока оно есть, оно спасает мир не от конфликтов, не от разрушительных схваток, но от глобальной катастрофы. То есть, если бы не это, то давно бы уже все обливались кровью», - считает Леонтьев.
Леонид Радзиховский убежден, что разделение на «своих» и «чужих» заложено в человеческой природе. Главное, по словам эксперта, чтобы признавать за «чужими» такое же право на существование, как за самим собой. «Возненавидеть чужих легко, но заставить себя сказать, что да, они другие, но они имеют такие же права, как я, и действительно почувствовать это - очень трудно. Потому что это противоречит биологической природе», - отметил он.
Однако по его словам, мир в результате Второй мировой войны усвоил самый большой урок из человеческой истории. «До этого ни одна война не оканчивалась тем, что разные государства договорились, что война - это преступление, судили организаторов войны. К тому же никогда в жизни в истории Европы не было 70-летнего периода мира», - сказал он «Актуальным комментариям».
Аналогичную току зрения «Актуальным комментариям» высказал президент газеты «Известия», член Общественной палаты Владимир Мамонтов. «За это время человечеством пройден определенный путь. Несмотря на то, что глобальные интересы бывают объединяющими, а бывают разъединяющими, люди и страны могут оценивать некоторые вещи прямо противоположно (и это мы видим в региональных да и более крупных конфликтах), тем не менее на ближайшее время не просматривается угрозы того, что весь мир будет втянут в какую-то глобальную катастрофу», - отметил он.
Разговоры о том, зачем устраивать праздник, лучше все деньги раздать деньги тем, кто нуждается, кто голодает, недоедает и так далее - я слышал чуть ли не с детства. Это сознательная подмена понятий. Не может осуществляться поддержка ветеранов в ущерб параду. Наоборот, деньги должны тратиться и туда и туда. Вся символическая часть празднования с точки зрения морально-политической имеет даже большее значение, потому что поддержка ветеранов - это дело нишевое, адресованное очень определенной социальной группе, очень заслуженной. А парад и все празднование в целом адресовано всей нации и направлено на сплачивание и воспроизводство солидарности всей российской нации. Поэтому конечно смешивать здесь нельзя. Я бы вообще парад проводил бы не только на 9 мая. При советской власти два раза в год проводили парады.
Отношение к празднику, конечно, изменилось. Оно меняется и будет меняться по мере того, как поколение, которое помнит войну или помнит ветеранов войны, будет стареть, уходить и так далее. Конечно, надо с пониманием относиться к тому, что лет через 20 этот праздник будет вызывать существенно меньше эмоций, чем он вызывает сейчас.
Но сейчас говорить о том, что произошли какие-то радикальные подвижки не стоит. Еще времени прошло не так много. Хотя ветеранов осталось мало, но тем не менее живо поколение, воспитанное ветеранами, живо поколение, из первых источников знающее об этой войне. Поэтому я думаю, что говорить о том, что какой-то серьезный сдвиг произошел рано. Но к тому, что этот сдвиг произойдет, надо относиться адекватно.
Что касается переписывания истории - я против этого штампа. То, что мы называем историей - интерпретация. Большинство исторических фактов можно интерпретировать по-разному, выстраивать в разные цепочки, вменять те или иные подходы, принципы идеи и так далее. История – это идеология, обращенная прошлое.
Это всегда так было и будет. Для кого-то те или иные события Второй мировой Войны выглядят одним образом, для кого-то другим образом. Тут надо говорить честно, что мы боремся за свою интерпретацию, на которую имеем право как победители и наследники победителей. У нас есть своя интерпретация, и мы должны всяческими способами ее внедрять.
То, что происходит сейчас в тех же странах Балтии и других государствах - это попытка внедрить альтернативные интерпретации проигравших, тех кого, в Нюрнберге повесили. С этим даже надо не столько бороться, а сколько высмеивать.
Что касается извлеченных уроков, нельзя сказать, что не будет больше войн. Пока существует человек, он будет воевать. Вопрос - какой масштаб могут принять военные действия.
Когда затевали в 30-е годы эту войну, никто же не знал, что так будет, одно за другое потянулось. Никаких прививок от этого не может быть. Если вновь ситуация обостриться, а я думаю что она неизбежно обостриться из-за нехватки ресурсов, из-за перенаселенности в некоторых регионах мира, идеологических факторов, то будет новая война. Куда от этого деваться?
Конфликты, войны с себе подобными - заложены в человеческой природе. Поэтому они были, есть и будут, нравится это кому-то или нет.
Утверждение, что чем дальше от нас день Победы, тем больше мы осознаем значение этого праздника – конечно, неправда. Правда звучит так – чем дальше отходит этот день, тем больше государство пытается придать празднику значение государствообразующего. Это, конечно, вполне понятно, поскольку других гсоударствообразующих праздников нет.
Собственно, этот праздник заменил с большим успехом 7 ноября. Это был государствообразующий праздник для Советского Союза. Давным-давно никого не интересовала революция, кто в ней участвовал, все умерли 100 лет назад, но по Красной площади шли танки, ракеты, войска и демонстрировалась огромная всесокрушающая мощь государства. А сейчас это перенесено на 9 мая.
Это государственный праздник совершенно определенного государства - Российской Федерации. Этим он кардинально отличается от 8 мая, которое отмечается во всех странах Европы.
В странах Европы отмечают окончание Второй мировой войны, победа над немцами, над фашизмом, все что хотите. В России отмечают государствообразующий праздник Российской Федерации. Он ни в какой степени не может объединять Россию ни с какими странами бывшего Советского Союза, которые своим существованием обязаны гибели СССР. Они по определению антисоветские в том смысле, что если бы был Советский Союз, то не было бы их. Поэтому никакого объединения тут быть не может. Человеческие контакты, симпатии - сколько угодно.
Абсолютно верно, что в этом году не пригласили ветеранов из СНГ. Этим ветеранам по 90 лет, куда они поедут, и где будут встречаться. Вообще все разговоры о ветеранах, откровенно говоря, пахнут ужасным лицемерием, потому что сколько можно прятаться за спины 85-95-летних людей. Любой нормальный человек, естественно, благодарен людям, которые выиграли войну. Это - не тема для обсуждения, но когда все списывают на ветеранов и все для ветеранов - это просто неправда, и зачем говорить эту неправду.
Это праздник не для ветеранов, это праздник российского государства, это с каждым годом все более ясно становится. В этом нет ничего плохого. У каждого государства должен быть свой государствообразующий день.
Что касается уроков, на мой взгляд, мир в результате Второй мировой войны усвоил самый большой урок из человеческой истории. До этого ни одна война не оканчивалась тем, что разные государства договорились, что война - это преступление, судили организаторов войны. К тому же никогда в жизни в истории Европы не было70-летнего периода мира. Поэтому мир, конечно, извлек колоссальнейшие уроки из Второй мировой войны.
Кончится ли когда-то эта прививка - об этом я судить не берусь. История - штука странная и бывают развороты в любую сторону. Но на сегодняшний день нет причин думать, что эта прививка кончилась. И едва ли страны Балтии и Австрии, которые не осуждают нацизм, будут диктовать свою моду Европе. Я думаю, что скорее, наоборот, они пытаются подстраиваться под европейские стандарты.
Что касается разделения на «своих» и «чужих», то это в природе человека. А как иначе? Вопрос не в том, чтобы не делить на «своих» и «чужих», вопрос в том, чтобы признавать за чужими право на существование такое же, как за самим собой. Это противоречит биологической природе человека, человек плотоядное животное, которое всегда истребляет чужих. Даже обезьяны-каннибалы нападали на чужое племя и съедали его, это в биологической природе человека.
Возненавидеть чужих легко, но заставить себя сказать, что да, они другие, но они имеют такие же права, как я, и действительно почувствовать это - очень трудно. Потому что это противоречит биологической природе.
Но в этом смысле благодаря этой войне, конечно, достигнут большой прогресс. Но надолго ли он - кто может судить? Я думаю, что рассуждение о будущем - это совершенно бесперспективное занятие. С равной вероятностью можно делать любые прогнозы. Возможно, что усилится национализм и опять придут к тому, что другие - это враги, и с ним нужно бороться. А возможно, и прямо противоположное, что благодаря усилившемуся смешению этносов, вообще национальности будут размываться. Поэтому, как говорят – если хочешь насмешить Бога, то займись предсказанием будущего. Но на сегодняшний день, конечно, произошли изменения колоссальные.
Перед первой мировой войной существовало абсолютное ощущение того, что воевать не с кем, не зачем и абсолютно не возможно. Все европейские монархи были родственниками, Россия вступила в Антанту с целью заключить союз с Англией, что ей удалось, а с Францией у нас был уже союз с 19 века. В 1913-м году было подписано соглашение по разделению зон влияния Персии в Афганистане, мотивировалось это тем, что теперь России окончательно гарантирован мир. С кем нам воевать, если у нас союзный договор с Германией, союзный договор с Францией? Тем не менее, война разразилась и оказалась ожесточенной, дико ожесточенной. По своему ожесточению она вообще превзошла все предыдущие войны, потому что в основе мироустройства лежали такого размера противоречия, которые не устраняются ничем, кроме войны.
Поэтому когда мы говорим о том кризисе, в который сейчас втягивается мир, нужно иметь в виду, что это также глобальный кризис, это кризис перехода на новый уровень развития, технологической информации, и он имеет также и социально-экономический формат.
Такого рода кризис никогда еще не разрешался без глобального конфликта. Я не говорю, что этот глобальный конфликт неизбежен, но говорить: «Что вы тут нас пугаете» или: «Не надо говорить страшные вещи» – это глупо, обыкновенная тупость. Параметры этого конфликта могут быть самыми разными, но они очевидны. Однако у нас есть шанс, который построен на выдающемся завоевании 20-го века, на ядерном сдерживании. Это наиболее совершенная форма противостояния интересов, и конечно, оно сейчас потерпело очень серьезный ущерб. Пока оно есть, оно спасает мир не от конфликтов, не от разрушительных схваток, но от глобальной катастрофы. То есть, если бы не это, то давно бы уже все обливались кровью.
Что касается стран, которые поощряют нацизм, надо понимать, что в Прибалтике и в других странах эта тема связана с формированием национального государства.
Национальное государство - это очень примитивное мироустройство по этническому принципу. Например, в Азербайджане нет пронацистских настроений, но грубо говоря, процесс формирования национального самосознания народа происходил через резню армян. И это всегда так бывает. В Чечне процесс формирования национального чеченского государства происходил через геноцид русских и русскоязычных.
Можно это также называть нацизмом, можно не называть нацизмом. Цивилизованные, аккуратненькие Прибалты, наши братья, если их не прикрывают войска СС, причем не собственные, а немецкие, ведут себя цивилизованно. А исподтишка они издеваются над инородцами. Как мы знаем из недавней практики, ничего в этих людях не изменилось. Они чтут память своих предков, но физически истребляли их не с меньшим удовольствием, чем натуральные нацисты, а то и с большим.
Все это такие, я бы сказал, абсолютно нормальные проявления национального этнического самосознания, так и рождается национальное государство. Оно всегда рождается из крови, резни... Называть это нацизмом можно, называть это можно чем угодно, но это другого масштаба вещь. Так же как Сталинизм и Ленинизм. Так же и современный либерализм тоталитарен и требует крови.
Сегодня я не вижу глобальной опасности появления мировых конфликтов, сопоставимых со Второй мировой войной. За этой время человечеством пройден определенный путь и не смотря на то, что глобальные интересы бывают объединяющими, а бывают разъединяющими, люди и страны могут прямо противоположно оценивать некоторые вещи. Это мы видим в конфликтах региональных и более крупных конфликтах. Но пока, на мой взгляд, на ближайшее время не просматривается угроза того, что весь мир будет втянут в какую-то глобальную катастрофу.
Почему? Потому что в последнее время этой остроты конфликтов, когда ты стоишь за свои убеждения, как говорится, до смерти, я в последнее время не наблюдаю. Люди в этом смысле стали легко сдавать свои позиции, они продают их за комфортную жизнь, за спокойствие, за перспективы для своих детей и так далее.
Если раньше в огромном количестве случаев люди и человечество в целом пренебрегало этими вещами и ввязывалось в крупную войну ради отстаивания своих идей, защиты своих интересов, то сейчас, надо признать, завод не тот. К тому, чтобы ввязаться в глобальную драку далеко не все в нашем мире готовы. Есть люди, народы, политические движения, религиозные секты, которые готовы, разумеется. Вы помните, была такая песня: «И все должны мы неудержимо идти в последний смертный бой!», так вот сейчас немного людей, которые верят, что мы должны неудержимо идти в последний смертный бой. Я абсолютно убежден, что это хорошо, конечно куража в таких временах немного, но зато спокойствия и перспектив в спокойной жизни конечно гораздо больше.
Да, безусловно, есть нацисты, есть пацифисты, националисты или наоборот глобалисты, есть много всяких радикальных движений, но по большому счету, максимум, что они могут, это с полицией немного помутузиться или попасть под водометы. А вот так пойти и помереть за свои взгляды… Окна 1 мая в Лондоне в Макдоналдс побить - это пожалуйста. А умереть за свои убеждения – вряд ли. Увы, это так.