Статья
1659 22 апреля 2016 9:11

Обновленная стратегия российского космоса

После нескольких месяцев довольно активного обсуждения правительство России окончательно одобрило космическую программу на ближайшее десятилетие на сумму 1,406 трлн рублей. Общественно-политические издания обратили внимание лишь на факт сокращения первоначальных запросов Роскосмоса почти на 900 млрд рублей. Однако детальный анализ показывает, что структурные изменения в космической отрасли, предусмотренные новой стратегией, значительно важнее и позволят в новых условиях не только сохранить, но и укрепить позиции страны как главного мирового игрока в космосе.

«Федеральная космическая программа 2016-2025» (ФКП-2025) находилась в разработке около двух лет и потребовала много месяцев согласований между различными федеральными ведомствами, участвующими в космической деятельности.

ФКП-2025 заменяет существовавший до этого 10-летний план, который охватывает российскую космическую деятельность с 2006 по 2015 год. Окончательный пакет включает в себя ежегодные детальные бюджеты для большинства гражданских космических проектов и сроки их реализации.

Окончательный космический бюджет является результатом доработки первоначального проекта объемом 2,315 трлн рублей, распространенного в аппарате Правительства РФ по заинтересованным ведомствам.

При этом первоначально предложенный 10-летний бюджет в размере всего за несколько месяцев 2015 года раздулся до 2,8 трлн по причине девальвации рубля на международном рынке.

Сам факт того, что программа была утверждена только через два с половиной месяца после того, как начался первый календарный год, для которого она подготовлена, свидетельствует о том, что космической отрасли России пришлось бороться за каждую позицию в документе в жесткой конкуренции с другими министерствами и ведомствами.

Расстановка приоритетов

Прежде всего, аналитики обратили внимание, что, несмотря на сокращение первоначального запроса Роскосмоса, ни одно из значимых направлений, ни один из крупных проектов стратегии не были отменены.

Основным принципом стала перестановка проектов во времени – так, чтобы технологические достижения проектов с большей готовностью позволили бы экономить финансовые и другие ресурсы для проектов, находящихся на стартовой стадии.

По этой причине перенесены были планы построить гигантскую супертяжелую ракету, которая позволила бы России осуществить высадку космонавтов на Луну к концу 2020-х годов и развернуть там создание постоянной базы. Этот проект теперь будут создавать, опираясь на технологический бэкграунд более срочного и гораздо более подготовленного проекта – создания новых орбитальных модулей. Такой подход позволит резко сэкономить стоимость НИОКР лунного проекта, особенно стартового этапа.

Компенсируя перенос сроков лунной программы, Роскосмос планирует опережающее создание роботизированных лунных зондов, которые включают в себя все более сложные орбитальные и луноходные миссии. Одной из целей проекта является доставка образцов почвы из полярных областей нашего естественного спутника в надежде найти возможные следы лунного льда. Такая находка позволила бы существенно скорректировать проект постоянной обитаемой базы – вся структура систем комплекса могла бы опираться на лунную воду.

По той же причине было перенесено предложение частично перепроектировать ракеты нового поколения семейства «Ангара» – от топлива из керосина на более мощное водородное топливо. Пояснение дал Андрей Калиновский, генеральный директор ГКНПЦ им. Хруничева, производитель ракет тяжелого класса «Протон».

Технологический задел – изготовленные модули и элементы, производственная оснастка, ресурс наземного оборудования – для «Протонов» не будет исчерпан до 2024-2025. Появление в этот период новой водородной «Ангары» сделает эти заделы ненужными, их невозможно будет использовать – эксплуатировать одновременно две ракеты одного и того же тяжелого класса, «Ангара-5» и «Протон», было бы экономически нецелесообразно.

***

Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры

____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".