Обновленный Большой
Историческая сцена Государственного Академического Большого театра (ГАБТ) открылась после реконструкции.
На торжества в Большой приехал президент России Дмитрий Медведев, который выразил свое восхищение обновленным обликом театра, сравнив открытие исторической сцены с «великим чудом». Глава государства поблагодарил всех, кто участвовал в реконструкции.
«Это была не маленькая, а очень серьезная работа, она продолжалась шесть лет. И в эти шесть лет переживали все - сам театр, труппа, все, кто любит и ценит это наше сокровище. Переживали и строители, и обычные люди. Переживало и правительство, так как это был серьезный труд по сопровождению самого проекта», - сказал президент.
«Всё получилось великолепно: по последнему слову техники, по самым последним подходам к таким очень сложным сооружениям», - добавил он.
Президент, выразив уверенность, что с технической точки зрения театр будет безупречным, пожелал: «Главное, чтобы в нем остался дух Большого театра».
Как отметил Медведев, «страна всегда находила деньги, чтобы Большой был в правильном состоянии. Это произошло и 150 лет назад, случилось и сейчас».
Он пожелал труппе Большого театра, чтобы обновленные стены «вдохновляли их на новые чудеса, которые они столь блестяще всегда делали».
«Хочу поблагодарить всех, кто причастен к возрождению нашего чуда, нашего великого национального бренда», - сказал президент РФ.
Гала-концерт в честь открытия Большого театра начался с исполнения хора «Славься» Михаила Глинки из оперы «Иван Сусанин». В торжественную программу также вошли произведения Прокофьева, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича, Бородина, Рахманинова.
Реконструкция Большого театра началась 2 июля 2005 года. Здание театра было признано аварийным на 70%. В ходе реконструкции планировалось укрепить фундамент, восстановить утраченную акустику и расширить театральные площади за счет строительства подземных этажей. На время работ спектакли Большого театра шли на Новой сцене, открытой в 2002 году рядом с основным зданием ГАБТа.
По проекту, представленному архитектором Никитой Шангиным, предполагалось построить под историческим зданием новое железобетонное здание, установленное на материковых породах.
Реконструкцию планировалось закончить в 2008 году, потом сроки переносили несколько раз, и в 2009 году открытие исторической сцены ГАБТа было официально назначено на октябрь 2011 года.
В результате реконструкции площадь Большого театра увеличилась вдвое - с 40 тысяч кв. м до 80 тысяч кв. м. Количество зрительных мест в зале уменьшилось с 2155 до 1740.
До реконструкции соотношение зрительской и сценической зон составляло 1:1, после реконструкции оно составило 1:4.
Под землей построен новый зал - Бетховенский, где будут проходить камерные концерты. «Поскольку здесь идеальная звукоизоляция, здесь расположится студия звукозаписи», - рассказал представитель фирмы-подрядчика Михаил Сидоров.
Между тем в адрес руководства Большого театра, а также авторов проекта реконструкции и строителей раздается немало критики.
Так, народный артист России Николай Цискаридзе убежден, что руководство Большого театра преувеличивает свои заслуги. «Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм», заявил в четверг Цискаридзе.
Артист утверждает, что бодрый тон рапортов руководства ГАБТа об окончании реконструкции неоправдан. «Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, - продолжает он, - но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон».
Кроме того, Цискаридзе заявил, что после реконструкции акустика Большого ухудшилась.
Критика в адрес реконструкции ГАБТа звучит и из уст архитекторов. «Здание Большого театра ни в коем случае нельзя было подвергать реконструкции, - уверен координатор движения «Архнадзор», архитектор Роман Цеханский, - это исторический памятник, и его нужно и можно было реставрировать. Но никак не реконструировать».
Цеханский объяснил, что в результате реконструкции множество подлинных деталей были заменены на новые. «Перестроена вся сценическая часть, исчез задний портик - первоначальный, самый старый, - продолжает он, - также здание лишилось своего подлинного фундамента. Вся подземная часть вызывает большие сомнения с точки зрения гидрогеология, потому что она оказалась подтопленной. И конечно, ни в коем случае нельзя было делать подземные входы перед колоннадой театра».
Гала-концерт в честь открытия исторической сцены Большого театра будет транслироваться на сайте youtube в 36 стран мира, также на Театральной площади установлены мониторы, по которым также в режиме реального времени можно будет смотреть церемонию открытия.
Первый спектакль Большого театра после реконструкции - опера Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Чернякова - состоится 2 ноября.
С акустикой Большого театра мы разберемся еще, как послушаем. И специалисты есть для этого, которые нам ответят на вопрос: испортили акустику (после реконструкции) или улучшили ее.
По крайней мере, те ремонт и улучшения, которые производились в советское время - есть такая точка зрения, они акустику не улучшили. А что касается новых, то, во-первых, есть люди, которые за это отвечают и ответят по полной перед любителями оперы, перед любителями музыки. Во-вторых, жизнь нам, действительно, это покажет - тогда будем говорить.
Я думаю, что на самом деле это диалектическая проблема. С одной стороны, многие исторические вещи, исторические здания, исторические реликвии не надо трогать. Это правда. Но это же не просто историческая реликвия – это театр. Это живой организм, он развивается, на месте не стоит - вся театральная машинерия, представления о театре, о том, что хорошо, что плохо в театре, меняются. Театр – это живой организм. В том числе и зал его живой, и резонаторы, которые в стенах установлены, они тоже уже за это время не только намолены, но они живые, они испытывают те или иные воздействия, перестройки, перекройки.
Наконец, мы знаем, что в физическом смысле слова, в строительном смысле слова театр долгое время уже вообще стоял скорее на честном слове, чем на нормальном фундаменте. До какой степени надо в это вторгаться? До какой степени это надо улучшать? Это всегда серьезный вопрос.
Но я вам расскажу одну байку. В прекрасном английском городе Йорк я встретился с энтузиастами правильного сохранения этого уникального английского города. И они долго мне рассказывали с огромным возмущением, что главная улица города Йорк перестроена, что настоящие подлинные здания снесены, а на их месте возведен новострой, и что это огромное безобразие, и что с этим делать, они не знают, и они возмущены. На что, как человек, в общем интересующийся, конечно, архитектурой, но дилетант, сказал: «Уважаемый, а скажите, пожалуйста, а вот это замечательная старая, старее не бывает, эта улица Йорка – какой же это новодел?». А они говорят: «Ну, да, то, о чем мы вам рассказывали, произошло 400 с лишним лет назад, но это новодел, это безобразие» и так далее.
Мне кажется, здесь важно сохранять какое-то здравое отношение к делу. Есть вещи, которые надо сохранить и не трогать. По моим понятиям, театры к этой категории все-таки не относятся. Аккуратно наполнить его новым техническим содержанием, сделать его соответствующим веку, - это происходит в большинстве театров мира.
Если вы посмотрите, как устроено дело в Ковент Гардене, если вы посмотрите на многие подобные исторические и намоленные места по всему миру, вы увидите, что в них умудрились сохранить и намоленность эту самую, и нормально реконструировать. На примере Большого театра уже ясно: удалось что-то, а что-то, наверное, нет. Наверное, мы найдем там и огрехи и ошибки, и слишком серьезное вторжение в эту нежную ткань, не исключено. Но через 400 лет, я вас уверяю, это будет старое здание, которое опять будет нуждаться в ремонте, и, наверное, найдутся люди-энтузиасты, которые потребуют сохранения его в этом изначальном, удивительном совершенно, потрясающем виде, в котором его предки воссоздали в 2011 году.
Я не согласна с теми, кто говорит, что не стоило проводить никаких работ в Большом театре и в идеале нужно было оставить все, как есть. К сожалению, здание театра дошло до такого состояния что, не вмешиваться было нельзя. Все-таки, лучший, первый, главный театр страны нуждался в реставрации. Но я согласна с теми, кто считает, что работ по реконструкциям должно было быть значительно меньше. У меня претензии к качеству реставрационных работ, к той огромной изыскательской работе, которая была проведена, к тем открытиям, которые появились в ходе реставрации. У меня нет претензий к самим реставраторам. Но с теми, кто проектировал и закладывал такие огромные реконструктивные работы, конечно, есть определенные несогласия.
Были более щадящие варианты, я имею виду, сохраняющие северный фасад, так называемый портик Бове. Я не архитектор, не реставратор. Мое мнение складывается из общения со специалистами, реставраторами, технологами, с теми, кто предлагал другие варианты. Думаю, можно было сделать так, чтобы так нехорошо не получилось с северным фасадом. Честно говоря, я бы отнесла это к разделу нарушения действующего законодательства. Такой вид работ не может проводиться на памятниках истории культуры. А все-таки Большой театр - это наш уникальный объект культурного наследия, памятник истории культуры. И здесь, конечно, требовалось строгое выполнение законодательства.
Конечно, реконструктивные работы были необходимы. Применялись и новые технологии. Но осадок остался. Я не могу сказать, что все плохо и не надо было трогать. Но думаю, что все-таки можно было постараться найти более щадящий вариант и больше провести работ чисто реставрационных. Должна была проводиться в большей степени научная реставрация, нежели реконструкция, но у нас получилось наоборот.
Культура переживает непростые времена. И силы государства сосредоточены на многих направлениях этой сферы. Успешно решается вопрос поддержания в хорошем состоянии учреждений культуры. Это происходит на самом высоком профессиональном уровне. В том числе, конечно, введение в действие главной сцены Большого театра, капитальный ремонт Мариинского театра. Но строительство и ремонт объектов культуры не сосредоточены только в Москве и Санкт-Петербурге. Буквально вчера в Астрахани построили огромный театр, новый театр открыт в Тюмени. Такие проекты, которые поддерживает государство, которым уделяет особое внимание, они развиваются успешно. Помимо Маринки и Большого среди таких успешных проектов можно отметить также реконструкцию и реставрацию областных библиотек. В большинстве областных центров не так давно была проведена капитальная реконструкция этих объектов. И они стали центрами знаний, современных знаний, современных технологий в каждом регионе.
Конечно, открытие исторической сцены Большого театра имеет значение не только само по себе, не только для одного театра. Это символ времени. Это символ связи сегодняшнего дня с историей нашего государства в целом. И еще открытие Большого театра показывает, что мы может реставрировать, мы можем хорошо реставрировать, блестяще реставрировать объекты нашего культурного наследия. Но нам нужно приложить много усилий для того, чтобы все они поддерживались в должном состоянии постоянно. Для этого должен быть выработан финансово-экономический механизм вовлечения в эту сферу всего нашего общества. Здесь уместно и необходимо и частно-государственное партнерство, и работа благотворительных фондов, много инструментов нам нужно приложить, чтобы осуществить задуманное.
Кроме всего прочего, открытие Большого театра – это новые возможности для нашего музыкального и хореографического искусства. Его высокий уровень признан во всем мире, и сейчас на этой сцене мы увидим вновь наших блистательных артистов, мы увидим здесь мировые премьеры. Мы увидим здесь мировые театры и самые лучшие произведения в самом лучшем исполнении, все они появятся на этой сцене для российских зрителей. Это, вне всякого сомнения, окажет огромное влияние на развитие всего музыкального и хореографического искусства и в стране, и в мире. Для нас это очень важно. И важно еще, что многолетние усилия по реставрации Большого театра, несколько лет упорного труда очень большого коллектива не прошли даром. Было непросто, была постоянная необходимость финансирования этих работ. Но, могу сказать, государство справлялось с этой функцией успешно, и реставрационные работы в Большом театре финансировались своевременно. Мы, депутаты Государственной думы, удовлетворены тем, что наконец-то открывается историческая сцена, которая кроме всего прочего, сделана по последнему слову техники, существующей в мире. Теперь, я уверен, и исторические театральные богатства мы увидим совершенно по-новому.
Я очень рад, что наконец-то после длительного перерыва Большой театр во всей красе предстанет перед зрителями.
Большой театр всегда был одним из наиболее ярких символов культуры в России, который олицетворял собой ее состояние и развитие. Когда он разваливался, здание было абсолютно ветхим и устаревшим, наверное, и культура в нашей стране находилась в таком же состоянии. Театр представлял собой витрину культуры в России.
Сейчас все обновлено. Большой театр открывается, новый, современный, модернизированный.
Я очень надеюсь, что Большой театр после реконструкции станет символом возрождения, обновления и модернизации культуры в России.
В реконструкции участвовало огромное количество специалистов разных профилей. Большой театр был сложнейшим для работы объектом, его надо было восстанавливать как исторический памятник.
В первооснову легли те документы, которые сохранились о первоначальном облике Большого театра, о его внутренних залах. Помещения восстановлены в том виде, в котором они были в ту эпоху. Театр раньше был императорской собственностью, и в нем было много помещений, которые были отведены специально для императорской семьи и дворянской знати.
Открытие Большого театра – долгожданное событие, которое имеет для нашей семьи особое значение. Моя бабушка отдала театру всю жизнь. Для нее это скорее было служение, чем работа. Я тоже дебютировала на сцене театра, и этот дебют был важен тем, что мне удалось постоять на той же сцене, на которой стояла моя бабушка. Конечно, моя семья с нетерпением ждала открытия.