Комментарий
7214 24 апреля 2020 12:10

Онлайн образование никогда не заменит живого общения с учителем

Евгений Ямбург общественный деятельЕвгений Ямбург

Евгений Ямбург
общественный деятельЕвгений Ямбург
Из-за пандемии коронавируса образование переходит в онлайн 107 стран полностью закрыли общеобразовательные учреждения: более 870 миллионов детей перешли на дистанционное обучение, согласно данным ЮНЕСКО. Общемировой тренд коснулся и России. С начала апреля многие школьники обучаются в дистанционном режиме из-за пандемии коронавируса.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с доктором педагогических наук, академиком РАО Евгением Ямбургом о трудностях и преимуществах дистанционного образования.

— Как обстоят сейчас дела с удалённым образованием в школах? Сказывается ли подобная форма обучения на качестве образования?

— Москва — особый регион, и мы оказались готовы к этой ситуации по двум основаниям. Во-первых, очень серьезная техника в школах, во-вторых, подготовлены учительские кадры, потому что учителя уже несколько лет участвуют в программе проекта «Московская электронная школа», они умеют делать презентации и т.д. Здесь прежде всего нужна очень серьезная материальная база и нормальные подготовленные кадры. В Москве все это оказалось. Поэтому я должен сказать, что у меня огромная школа, где более двух тысяч относительно здоровых детей, и есть еще автономное подразделение там, где центр Дмитрия Рогачева (онкологический центр), Детская республиканская больница, Морозовская больница, где у нас идет проект «УчимЗнаем» (госпитальная школа), а там вообще уже много лет без дистанционного образования не обойтись. Там есть общешкольные пространства, где собираются дети, но, если была тяжелая процедура и химиотерапия, у него в руках планшет, и он следит за этим уроком. Поэтому в этом смысле для нас здесь ничего нового нет.

Если говорить о качестве образования, то здесь происходят очень тяжелые вещи. Да, с самого начала я хочу сказать, что я не фанат дистанционного обучения. Потому что никакое дистанционное обучение никогда не заменит живого общения с учителем, но на этом я ставлю точку и хочу рассказать о положительных вещах.

Все зависит от того, как это организовано. Есть два таких канала: электронные уроки и онлайн-уроки, где есть прямой контакт с ребенком. Здесь нужен серьезный баланс, и такая работа идет. Я смотрю на детей с 1 по 11 класс и наблюдаю интересные вещи. Во-первых, многим детям нравится такая форма обучения, многие говорят, что это «прикольно», потому что возможность дистанционного обучения очень интересная. Во-вторых, второй вывод очень странный и очень смешной, но правильный: эти дети все-таки уже цифровое поколение. Они уже с молодых ногтей очень хорошо разбираются в гаджетах. А вот взрослые, говоря подростковым языком, «не догоняют». Есть такая пословица «яйца курицу не учат», но в данном процессе все наоборот. Дети осуществляют технологический прорыв и являются драйверами новых технологий. Это все, конечно, непростая работа. Она очень непростая для управленческих команд, но потому что, можете себе представить, столько классов, а в одной семье один ребенок может быть во втором, а другой в десятом классе. Нужно очень гибкое расписание и дополнительный компьютер. Москва это оплатила.

С учетом психологии, возрастных особенностей для начальной школы уроки идут с половины девятого до одиннадцати, а после одиннадцати выспавшиеся довольные старшеклассники уже начинают включаться в работу. Кроме того, работают различные кружки, факультативы и центры дополнительного образования. Например, в Москве занятия ведут Лопинский ансамбль, ансамбль «Школьные годы», потому что важны не только знания. Поверьте, мы закон Ома и «жи\ши» детям объясним, но они получают такую важную для 21 века компетенцию — умение работать на удаленке. А я не исключаю, что в будущем большая часть людей будет работать на удаленке.

Кроме этого, я должен сказать такое образование меняет отношение к учителю. Мир становится как-то умнее. До войны с коронавирусом у нас в центре внимания были поп-звезды, футболисты, но сегодня вдруг оказывается, что главные герои — врачи, которых нужно поддерживать, потому что они на переднем крае этой борьбы, но и учителя тоже. Поймите, для того чтобы подготовить такие уроки, а у учителя может быть шесть классов, нужен колоссальный труд. Что такое провести конференцию? Они для этого сидят у компьютера днем и ночью, потому что это новая задача. Одно дело презентация на реальном уроке, где живые дети, а здесь надо сделать так, чтобы основные идеи вошли туда, и дети не посадили глаза, потому что урок в начальной школе не может быть больше двадцати минут, а в средней школе больше тридцати. Но учителя готовят такие уроки днем и ночью. Они тоже герои. Сегодня учителя и врачи — это соль земли. Надо это понимать, что идет мощная и интенсивная работа. Классные руководители проводят классные часы, дети хотят видеть друг друга, они скучают по школе. Малыши посылают своим учителям «обнимашки», поэтому, не будучи фанатом дистанционного образования, я хочу сказать, что, с одной стороны, как это часто бывает во время войн, а это война, люди напрягаются и прорываются к новым технологиям. Все это потом можно использовать с успехом.

Но обратите внимание, что здесь вы имеете дело с Москвой. Мой проект «УчимЗнаем» работает в 34 регионах, начиная от Хабаровска и Владивостока, заканчивая Калининградом, и мы постоянно на связи с разными школами. Бывают разные ситуации. Например, есть регион, где детей из ближайшей деревни пять километров везут к столбу на шоссе, где ловит интернет. Они там занимаются, потому едут обратно. Это тоже реальность. Россия — страна очень пестрая. С другой стороны, Волгоградская область. В 300 км от Волгограда есть сельские школы, где туалет во дворе, но есть скоростной интернет, и они работают не хуже, чем московские школы. Пестрая картина и неидеальна. Но к этому надо идти, и я думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что дистанционное образование мы будем использовать в меру.

— Как нынешний режим изоляции сказывается на подростках и их взаимоотношениях с родителями?

— Вопрос не только в продолжении обучения, чтобы дети не отстали, вопрос в поддержании нормальной психологической атмосферы. Она становится все хуже и хуже: идут панические атаки, люди в замкнутом пространстве начинают бросаться друг на друга, растет количество детских самоубийств. Мы и так занимали одно из первых мест в Европе по количеству детских суицидов. Происходят тяжелые вещи, потому что в этом пространстве «крыша едет». И если бы не было обучения, дети еще больше бегали по потолку и ругались бы с родителями. А так здесь еще и родители подключаются к обучению, поэтому здесь стоит задача не только обучающая, но и психологического излечения, вернее профилактики суицидов, агрессии и взрывов.

29 марта 2023 Колонки
Главное, ребята, не уметь читать
 Главное, ребята, не уметь читать Елена Кондратьева-Сальгеро о том, как невежество хочет победить неравенствo
9 февраля 2023 Новости  Основы российской государственности: эксперты о новом учебно-методическом пособии Разработка нового учебно-методического пособия по курсу «Основы российской государственности» необходима для российских вузов, отмечают эксперты. По их мнению, в курсе важно отразить специфику российской политической системы общества, особую роль государства как инструмента, реализующего сверхцель развития общества. Эти вопросы обсудили участники круглого стола, организованного Экспертным институтом социальных исследований. 25 января 2023 Новости  Институт высшего образования: отношение россиян Почти половина россиян полагают, что значимость высшего образования преувеличена, свидетельствуют результаты опроса, проведенного ВЦИОМом. 
© 2008 - 2023 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".