Комментарий
7420 24 апреля 2020 12:10

Онлайн образование никогда не заменит живого общения с учителем

Евгений Ямбург общественный деятельЕвгений Ямбург

Евгений Ямбург
общественный деятельЕвгений Ямбург
Из-за пандемии коронавируса образование переходит в онлайн 107 стран полностью закрыли общеобразовательные учреждения: более 870 миллионов детей перешли на дистанционное обучение, согласно данным ЮНЕСКО. Общемировой тренд коснулся и России. С начала апреля многие школьники обучаются в дистанционном режиме из-за пандемии коронавируса.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с доктором педагогических наук, академиком РАО Евгением Ямбургом о трудностях и преимуществах дистанционного образования.

— Как обстоят сейчас дела с удалённым образованием в школах? Сказывается ли подобная форма обучения на качестве образования?

— Москва — особый регион, и мы оказались готовы к этой ситуации по двум основаниям. Во-первых, очень серьезная техника в школах, во-вторых, подготовлены учительские кадры, потому что учителя уже несколько лет участвуют в программе проекта «Московская электронная школа», они умеют делать презентации и т.д. Здесь прежде всего нужна очень серьезная материальная база и нормальные подготовленные кадры. В Москве все это оказалось. Поэтому я должен сказать, что у меня огромная школа, где более двух тысяч относительно здоровых детей, и есть еще автономное подразделение там, где центр Дмитрия Рогачева (онкологический центр), Детская республиканская больница, Морозовская больница, где у нас идет проект «УчимЗнаем» (госпитальная школа), а там вообще уже много лет без дистанционного образования не обойтись. Там есть общешкольные пространства, где собираются дети, но, если была тяжелая процедура и химиотерапия, у него в руках планшет, и он следит за этим уроком. Поэтому в этом смысле для нас здесь ничего нового нет.

Если говорить о качестве образования, то здесь происходят очень тяжелые вещи. Да, с самого начала я хочу сказать, что я не фанат дистанционного обучения. Потому что никакое дистанционное обучение никогда не заменит живого общения с учителем, но на этом я ставлю точку и хочу рассказать о положительных вещах.

Все зависит от того, как это организовано. Есть два таких канала: электронные уроки и онлайн-уроки, где есть прямой контакт с ребенком. Здесь нужен серьезный баланс, и такая работа идет. Я смотрю на детей с 1 по 11 класс и наблюдаю интересные вещи. Во-первых, многим детям нравится такая форма обучения, многие говорят, что это «прикольно», потому что возможность дистанционного обучения очень интересная. Во-вторых, второй вывод очень странный и очень смешной, но правильный: эти дети все-таки уже цифровое поколение. Они уже с молодых ногтей очень хорошо разбираются в гаджетах. А вот взрослые, говоря подростковым языком, «не догоняют». Есть такая пословица «яйца курицу не учат», но в данном процессе все наоборот. Дети осуществляют технологический прорыв и являются драйверами новых технологий. Это все, конечно, непростая работа. Она очень непростая для управленческих команд, но потому что, можете себе представить, столько классов, а в одной семье один ребенок может быть во втором, а другой в десятом классе. Нужно очень гибкое расписание и дополнительный компьютер. Москва это оплатила.

С учетом психологии, возрастных особенностей для начальной школы уроки идут с половины девятого до одиннадцати, а после одиннадцати выспавшиеся довольные старшеклассники уже начинают включаться в работу. Кроме того, работают различные кружки, факультативы и центры дополнительного образования. Например, в Москве занятия ведут Лопинский ансамбль, ансамбль «Школьные годы», потому что важны не только знания. Поверьте, мы закон Ома и «жи\ши» детям объясним, но они получают такую важную для 21 века компетенцию — умение работать на удаленке. А я не исключаю, что в будущем большая часть людей будет работать на удаленке.

Кроме этого, я должен сказать такое образование меняет отношение к учителю. Мир становится как-то умнее. До войны с коронавирусом у нас в центре внимания были поп-звезды, футболисты, но сегодня вдруг оказывается, что главные герои — врачи, которых нужно поддерживать, потому что они на переднем крае этой борьбы, но и учителя тоже. Поймите, для того чтобы подготовить такие уроки, а у учителя может быть шесть классов, нужен колоссальный труд. Что такое провести конференцию? Они для этого сидят у компьютера днем и ночью, потому что это новая задача. Одно дело презентация на реальном уроке, где живые дети, а здесь надо сделать так, чтобы основные идеи вошли туда, и дети не посадили глаза, потому что урок в начальной школе не может быть больше двадцати минут, а в средней школе больше тридцати. Но учителя готовят такие уроки днем и ночью. Они тоже герои. Сегодня учителя и врачи — это соль земли. Надо это понимать, что идет мощная и интенсивная работа. Классные руководители проводят классные часы, дети хотят видеть друг друга, они скучают по школе. Малыши посылают своим учителям «обнимашки», поэтому, не будучи фанатом дистанционного образования, я хочу сказать, что, с одной стороны, как это часто бывает во время войн, а это война, люди напрягаются и прорываются к новым технологиям. Все это потом можно использовать с успехом.

Но обратите внимание, что здесь вы имеете дело с Москвой. Мой проект «УчимЗнаем» работает в 34 регионах, начиная от Хабаровска и Владивостока, заканчивая Калининградом, и мы постоянно на связи с разными школами. Бывают разные ситуации. Например, есть регион, где детей из ближайшей деревни пять километров везут к столбу на шоссе, где ловит интернет. Они там занимаются, потому едут обратно. Это тоже реальность. Россия — страна очень пестрая. С другой стороны, Волгоградская область. В 300 км от Волгограда есть сельские школы, где туалет во дворе, но есть скоростной интернет, и они работают не хуже, чем московские школы. Пестрая картина и неидеальна. Но к этому надо идти, и я думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что дистанционное образование мы будем использовать в меру.

— Как нынешний режим изоляции сказывается на подростках и их взаимоотношениях с родителями?

— Вопрос не только в продолжении обучения, чтобы дети не отстали, вопрос в поддержании нормальной психологической атмосферы. Она становится все хуже и хуже: идут панические атаки, люди в замкнутом пространстве начинают бросаться друг на друга, растет количество детских самоубийств. Мы и так занимали одно из первых мест в Европе по количеству детских суицидов. Происходят тяжелые вещи, потому что в этом пространстве «крыша едет». И если бы не было обучения, дети еще больше бегали по потолку и ругались бы с родителями. А так здесь еще и родители подключаются к обучению, поэтому здесь стоит задача не только обучающая, но и психологического излечения, вернее профилактики суицидов, агрессии и взрывов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".