Статья
3601
13 марта 2015 18:33
Опять двойка!
Глава МИД Южной Осетии потерпел очередное поражение во внутриполитической борьбеПарламент Южной Осетии признал неудовлетворительной работу министерства иностранных дел республики и вынес вотум недоверия главе МИДа Давиду Санакоеву. Решение парламента будет направлено на рассмотрение президента Южной Осетии Леонида Тибилова.
Подробнее в материале Парламент ЮО выразил недоверие главе МИД
Инициатором вопроса выступила партия парламентского большинства — «Единая Осетия». Формально парламентарии недовольны суммарными результатами работы внешнеполитического ведомства: отсутствием динамики в международном признании республики, в развитии диалога с уже признавшими ее странами, в выстраивании дипломатических отношений с ЛНР и ДНР.
Но по существу «Единая Осетия» не простила Санакоеву его позицию в отношении вопросов интеграции с Россией. Именно с подачи министра в январе этого года в республике разгорелся политический конфликт вокруг проекта договора о сотрудничестве и интеграции с Россией. Президент Леонид Тибилов призвал все политические силы сообща и без публичных тяжб выработать концепцию документа, отвечающую интересам страны.
Санакоев же в разгар этой работы опубликовал текст договора, не согласованный участниками процесса и далекий от финальной версии. «Единая Осетия» расценила это не просто как нарушение служебной дисциплины и договоренностей о непубличности работы до ее завершения, но и как попытку противодействовать процессу глубокой интеграции, которую сама партия стремится довести до максимума — до вхождения республики в состав России.
«Основная причина выражения недоверия министру иностранных дел Давиду Санакоеву обусловлена тем, что с самого начала он выступал против существующей редакции договора, направленного на глубокую интеграцию с Российской Федерацией. Как известно, договор прошел все процедуры согласования и в ближайшее время будет подписан», — констатировал вице-спикер парламента Дмитрий Тасоев.
Читайте также Договор с Южной Осетией будет подписан на следующей неделе
Замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства ИАЦ МГУ Александр Караваев тоже указывает на прямую связь сегодняшних событий с историей подготовки договора. «Причина этого разбирательства вокруг Санакоева связана с той чехардой и неразберихой при обсуждении вариантов договора об интеграции с Россией, которую он спровоцировал. Появление такого сырого и недоработанного варианта договора в печати по инициативе Санакоева достаточно сильно взбудоражило югоосетинскую общественность и вызвало волну негативных обсуждений, не имеющих под собой каких-то оснований», — говорит он.
Речь идет не просто об отсутствии административной дисциплины, считает Караваев, а о «возгонке страстей» для укрепления личных политических позиций Санакоева. «Он пытался набрать политический вес, политические очки, демонстрируя возможность влиять на общественное поле Южной Осетии, а его инициативы преподносились президенту как инициативы, которые могут укрепить власть местной элиты, местной бюрократии. Идея, которая исходила от него, — ограничить возможности России воздействовать на местные элиты, это позволяло бы местной элите получать дотации по экономической части договора и не нести ответственность перед российскими структурами. Он полагал, что эта его попытка ограничить ответственность югоосетинской бюрократии перед Россией даст ему возможность консолидировать средний уровень югоосетинских чиновников и бизнес, который связан с этими кругами, вокруг него, как политической фигуры, альтернативной действующему президенту», — говорит Караваев.
Читайте также Главу МИД Южной Осетии назвали противником интеграции
Однако в конечном счете обсуждение привело к тому, что Санакоев практически стал противником интеграции, во всяком случае в том виде, которая оказалась согласованной между Москвой и Цхинвалом на правительственном и президентском уровне, указывает эксперт. «Поправки, которые вносились Санакоевым, могли закладывать мину замедленного действия под российско-югоосетинские отношения. По каким конкретно линиям пошел бы в будущем раскол или недопонимание, выливающееся в кризисы, сказать трудно, но то, что это закладывало некоторую двусмысленность, — это очевидно», — считает он. «Теперь Санакоеву, видимо, придется искать другое место работы и пытаться определить свое положение в будущем раскладе югоосетинских элит», — говорит Караваев.
Согласно Конституции Южной Осетии, президент вправе согласиться или не согласиться с мнением парламента относительно доверия члену правительства. Однако в случае если парламент в течение двух месяцев повторно выразит недоверие тому же члену правительства, глава государства вынужден будет отправить его в отставку.
С багажом последовательно проигранных президентских и парламентских выборов уволенному с госслужбы за антироссийские взгляды, утрату доверия и чрезмерные политические амбиции Санакоеву останется лишь ниша лидера радикально настроенных меньшинств националистического толка.
Алексей Воскресенский специально для «Актуальных комментариев»
21 апреля 2020
Колонки
Коронавирусные уроки выборов в Южной Корее
Взгляд из самоизоляции на происходящее
в стране какое-то время не фиксировал проявлений какой-либо общественной активности за исключением развертывания волонтерских кампаний и привычной ругани сторонников и противников режима в соцсетях.
КомментарийКомментарий
политикСергей Станкевич
8 августа 2018
Главное
Абхазия и Южная Осетия: следующие 10 лет
Прогноз развития событий.