Статья
330 6 августа 2012 23:02

Осторожная линия

Конец июля 2012 года ознаменовался заметной активизацией украинской политической жизни. 30 июля в Киеве состоялся XIV съезд правящей Партии регионов (ПР). На нём была утверждена избирательная платформа ПР и список кандидатов в народные депутаты. Первым номером ПР стал действующий премьер-министр Украины Николай Азаров. В тот же день свой съезд провела главная сила оппозиции - всеукраинское объединение «Батькивщина». На нём был также утвержден список претендентов партии на места в Верховной раде. Его возглавила бывший руководитель кабинета министров, отбывающая уголовное наказание Юлия Тимошенко. Съезды ПР и «Батькивщины» дали старт официальной части кампании по выборам в парламент. Определение нового состава Верховной рады должно состояться 28 октября 2012 года.

Избирательную гонку на Украине можно охарактеризовать как схватку двух основных игроков. В борьбу за доминирование в Верховной раде вступят ПР и «Батькивщина». В рамках последней объединены все ведущие силы оппозиции. Их игра под «вывеской» одной партии связана с запретом на участие в выборах партийных блоков. В отсутствии Тимошенко (в ходе кампании она выступит в качестве главного символа «Батькивщины») реальными лицами оппозиционного движения должны стать Арсений Яценюк и Анатолий Гриценко. В свою очередь за ПР стоит администрация Виктора Януковича и кабинет министров. Она представляет ту часть украинской политической элиты, которая в настоящее время находится у власти. Остальные участники гонки будут так или иначе играть с учетом позиции двух «тяжеловесов». В частности, курсом, близким к ПР, постарается следовать партия «Украина - Вперёд!» во главе с Наталией Королевской. А к «Батькивщине» будет примыкать партия «УДАР» (официальный лидер - Виталий Кличко).

Москва в таких условиях постарается придерживаться осторожной линии. Основным партнером России на Украине будет выступать действующее руководство страны и ПР. Не случайно, что во время своего визита в Киев в начале июля руководитель Администрации президента (АП) РФ Сергей Иванов общался в основном с представителями команды Януковича. На диалог с президентом Украины и его окружением был нацелен и визит в Ялту президента РФ Владимира Путина, прошедший в середине июля. Официальным поводом для него стало проведение пятого заседания российско-украинской межгосударственной комиссии. Однако односторонней привязки к ПР Кремль постарается избежать. Контакты будут поддерживаться и с другими ведущими субъектами украинской политики, включая верхушку «Батькивщины».

Основной причиной диверсифицированного подхода руководства РФ к украинским делам является неоднозначность позиции команды Януковича. За время своей «вневластной» политической карьеры действующий президент Украины и возглавляемая им партия старались позиционировать себя в подчеркнуто пророссийском ключе. Откровенного заискивания перед Москвой не было, однако давалось понять, что РФ для лидеров ПР является ключевым партнером. Но, придя к власти в феврале 2010 года, Янукович и его окружение отказались от одностороннего выбора в пользу партнерства с РФ. Скорее, напротив, Киев стал искать возможности для расширения связей с Европейским союзом (ЕС), воспринимая его как своего главного контрагента. Декларируемое же партнерство с Москвой не мешало украинской власти делать шаги, носившие откровенно антироссийский характер. Например, Тимошенко была осуждена за подписание газовых контрактов с РФ в январе 2009 года. По мнению администрации Януковича, данные договоренности противоречат украинским политико-экономическим интересам. Естественно, что такая линия ПР не позволяет рассматривать её как единственного доверительного партнера России.

В то же время в реалиях предвыборной гонки правящая украинская элита старается обозначить готовность к новому сближению с РФ. В преддверии и на старте решающего раунда кампании по выборам в Раду она приняла ряд решений, учитывающих интересы Москвы. Сначала текущая сессия парламента приняла Закон об основах языковой политики. Он предполагает предоставление русскому языку статуса регионального в тех областях Украины, где русскоязычное население составляет, по меньшей мере, 10%. 31 июля закон после долгих препирательств подписал спикер Рады Владимир Литвин. Несмотря на то, что документ ориентирован в основном на русскоязычное население страны и должен обеспечить его выбор в пользу ПР, он также улучшает условия для российско-украинского взаимодействия. А 30 июля Верховная рада ратифицировала соглашение о Зоне свободной торговли в рамках СНГ. Данный законопроект - одна из основных инициатив Москвы в рамках Содружества. Его цель – стимулировать торгово-экономические связи между бывшими советскими республиками.

Но, несмотря на текущие инициативы официального Киева, общие перспективы партнерства Кремля с администрацией Януковича до конца не определены. Ключевой вопрос, интересующий команду Путина – вступление Украины в систему Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) – пока остается без ответа. И вряд ли он будет получен в случае успешного выступления ПР на выборах в Раду. Власти Украины продолжают рассчитывать на выработку модели приоритетного политико-экономического сотрудничества с ЕС.

Максим МИНАЕВ

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".