Статья
1129 23 июля 2017 10:07

От Минска к Тирасполю

Приднестровский сценарий для Донбасса как альтернатива для эскалации конфликта

В нашумевшем заявлении главы ДНР Александра Захарченко о создании Малороссии вместо Украины все же есть свое рациональное зерно. Оно отражает отсутствие даже приблизительного понимания у обеих сторон конфликта и у международных посредников, как нынешний Киев и Донецк с Луганском после периода существования в рамках ДНР и ЛНР на практике смогут уживаться в рамках единой Украины.

Да, Минские соглашения говорят об особом статусе, об отрядах народной милиции и об участии отдельных районов в назначении прокуроров. Но не будет большим преувеличением сказать, что то, как это будет реально работать, сейчас не понимает никто.

В идеале украинские власти видят ситуацию, как полный откат к началу 2014 года. Неподконтрольные Киеву территории освобождаются от всей тяжелой техники (которая, вероятно, должна отправиться в Россию или быть уничтожена под контролем ОБСЕ) и вооруженных формирований, отдельные районы получают особый статус со слабыми гарантиями, принимается выборочная амнистия участникам конфликта, возвращается контроль над границей, проводятся выборы. А дальше, спустя некоторое время начинает действовать СБУ (которому Минские соглашения не запрещают работать в отдельных районах) и постепенно зачищает всех «сепаров» из тех, кто рискнули остаться в Донбассе. После этого автономия либо ликвидируется, либо остается как форма без содержания.

Оптимальный вариант для республик — сохранить свою субъектность в украинском государстве, сменив вывески на администрации и законодательные органы отдельных районов, восстановить экономические отношения с Киевом и одновременно получить очень сильные гарантии того, что завтра украинские силовики не устроят зачистку. Трудно представить ситуацию, при которой Захарченко и Плотницкий окажутся столь наивными, что просто поверят Киеву, Берлину и Парижу в том, что после передачи границы украинским пограничникам все останется, как прежде. Очевидно, что такие гарантии (в которых при этом действующие власти ДНР и ЛНР будут уверены) может предоставить только Россия. Однако как Россия может, по сути, гарантировать безопасность «районам» другого государства, пусть и с широкой автономией, — не меньшая загадка имплементации минского процесса.

Это несоответствие между текстом Минских соглашений и возможными мирами политических действий очень хорошо понимают, как в России, так и на Западе. В этом одновременно сила и слабость подписанных договоренностей, которые составлены так, что их участники должны договариваться о параметрах, которые в них не зафиксированы. В противном случае, все подписанты будут иметь возможность вкладывать в зафиксированные на бумаге параметры тот смысл, который они хотят исходя из своих интересов в этом конфликте.

Чтобы не питать иллюзий, последние публичные инициативы по Донбассу Макрона (пошаговое решение проблемы безопасности) и Тиллерсона (Москва должна сделать первый шаг в сфере безопасности и обеспечить передачу границы под наблюдение ОБСЕ) направлены на то, чтобы реализовать оптимальные для Киева сценарий. То есть создать условия, при которых республики будут разоружены и ликвидированы как политические субъекты и расчистить поле для отдельных районов, в которых будут наводить порядок уже украинские силовики.

Если Россия откажется от этих требований (а Россия точно откажется), Киев получит так называемое оборонительное летальное оружие (прежде всего, противотанковые ракеты), поставки которого радикально изменят баланс сил в зоне конфликта. Ополченцы, у которых есть тяжелая техника, но нет авиации, фактически потеряют возможность наступательные операции с использованием тяжелых вооружений. Москву, со своей стороны, ждут новые санкции, которые больнее всего ударят по ТЭК. Ястребы на Западе уверены, что Россия отступит и испугается дальнейшего раскручивания конфликта с Западом. Но испугается ли Россия, особенно когда на носу президентские выборы?

Можно быть уверенным — российское руководство не оставит эти шаги без ответа. Поставки аналогичных вооружений ополченцам будут самым слабым ходом из возможных. Россия может решиться признать суверенитет республик, согласиться на проведение выборов не по Минским соглашениям и предоставить ДНР и ЛНР гарантии безопасности. Это будет концом мирного процесса в Донбассе в том виде, в каком он все еще происходит, и одновременно может расчистить путь для новой эскалации, поскольку признание не прекратит позиционную войну на линии соприкосновения.

У описанного сценария не так много компромиссных альтернатив. Либо начать дискуссию, в том числе, о политическом устройстве Украины, чтобы выполнить Минские соглашения и создать условия для сосуществования Украины и Донбасса в рамках единого государства без аннигиляции одной из противоборствующих сторон. Заявление Захарченко можно истолковать как один из шагов в этом направлении, как бы ни относится к смыслу и выполнимости озвученной идеи.

Либо плавно перезагрузить конфликт по Приднестровской модели. В этом случае освобождаются все пленные, прекращаются боевые действия на линии соприкосновения, Киев восстанавливает экономические отношения с Донбассом и постепенно налаживает с ним политические контакты, в рамках которых с участием международных посредников обсуждает траектории урегулирования конфликта. Приднестровская модель не решает конфликт, она лишь является наиболее оптимальной для мирных жителей вариантом его заморозки на неопределенный срок до тех пор, пока участники не договорятся об условия сосуществования друг с другом. Однако, поскольку ни Запад, ни Киев не готовы ставить в повестку дня вопрос о политическом устройстве Украины, а Москва не желает отступать от своей жесткой переговорной позиций, альтернативой сохранения статус-кво (которое, на самом деле, деградирует в направлении эскалации конфликта уже между Россией и Западом), остается только его приднестровизация.

Олег Игнатов, политолог

Центр политической конъюнктуры специально для «Актуальных комментариев»

Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".