Статья
2113 10 ноября 2010 7:03

Отмена крепостного права

Совет Федерации одобрил закон, устанавливающий четкий десятидневный срок вступления новых сенаторов в должность с момента их назначения в регионе без процедуры подтверждения полномочий нового члена в верхней палате парламента.

Перед самим голосованием спикер Совета Федерации Сергей Миронов в очередной раз заявил, что намерен голосовать против. Но при этом он подчеркнул, что понимает ситуацию, и призвал своих коллег единогласно поддержать этот документ.

«Я прошу вас не подставляться, потому что будут очень внимательно следить за тем, кто и как проголосовал, и прошу вас единогласно проголосовать, кроме меня. И такое голосование будет означать, что вы меня поддерживаете», - заявил Миронов.

Аргументируя свою позицию, он заявил, что законопроект, инициированный двумя депутатами Госдумы Владимиром Плигиным и Александром Москальцом, «не позволит хотя бы формально проверить правильность документов на новых членов Совета Федерации, и это вызовет большую коррупциогенность».

Законопроектом устанавливается, что избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом госвласти субъекта РФ.

Сейчас новый сенатор может приступить к работе лишь после подтверждения Советом Федерации получения копий решения законодательного (представительного) органа госвласти субъекта или представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с его избранием и назначением членом Совета Федерации. Нередко бывали случаи, когда уже делегированный от региона новый сенатор месяцами дожидался своего утверждения в верхней палате, в то время как его предшественник, кандидатура которого уже де-факто отозвана регионом, продолжал свою деятельность в качестве члена Совета Федерации, ожидая, когда палата проголосует за снятие его полномочий в качестве сенатора.

Председатель верхней палаты Сергей Миронов ранее заявлял о том, что данный законопроект, которым полностью исключается участие в назначении сенаторов самого Совета Федерации, а также председателя верхней палаты, «является юридически безграмотным и несостоятельным», и обещал, что если законопроект поступит в верхнюю палату «в том виде, в каком он сейчас есть, то лично я буду голосовать против него и буду призывать к этому своих коллег по палате».

По мнению Миронова, данный законопроект «ставит крест на стабильной работе Совета Федерации на постоянной профессиональной основе». Им «закладывается мина замедленного действия, ее последствиями вполне могут стать не только существенное снижение профессионального состава и качества работы верхней палаты, но и очередной кризис в регулировании федеративных отношений в стране в целом», говорится в авторской статье Сергея Миронова, опубликованной в газете «Ведомости».

Сейчас полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия палатой решения о подтверждении полномочий данного члена. Это позволяет Совету Федерации на законных основаниях осуществлять проверку соответствия вновь избранного (назначенного) члена Совета Федерации и порядка его делегирования законодательным требованиям. «Такая проверка необходима, поскольку практика знает много случаев, когда кандидатуры новых сенаторов не соответствовали требованиям действующего законодательства и делегировались в палату с нарушением установленного порядка», - утверждает Миронов.

В предлагаемых изменениях отсутствует какой-либо механизм проверки, пусть даже предварительной, соблюдения процедуры избрания (назначения) члена Совета Федерации. «Таким образом, Совет Федерации отстраняется от вопросов предварительной проверки законности мандатов парламентариев, что полностью противоречит сложившейся мировой практике, согласно которой вопросы обеспечения правомочности составов парламентов (палат парламентов) являются предметом компетенции самих парламентов (палат парламентов)», - заявил Сергей Миронов.

По мнению спикера Совета Федерации, «это приведет к резкому увеличению и без того имеющих место коррупционных рисков, существенному ослаблению механизма сдержек и противовесов в рамках взаимоотношений федерального центра и регионов, а также, как представляется, к многочисленным судебным спорам о законности (незаконности) избрания (назначения) представителей в Совет Федерации».

Между тем, спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что инициированный «единороссами» Владимиром Плигиным и Александром Москальцом и принятый Госдумой закон о начале полномочий вновь избранных сенаторов ломает бюрократическую практику подтверждения этих полномочий верхней палатой парламента.

«Дополнительные бюрократические барьеры здесь не нужны, потому что они подменяют конституционные принципы», - цитирует Грызлова думское управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.

Как заметил Грызлов, Совет Федерации является по своей сути палатой регионов, а значит, именно они должны решать, кто будет представлять их интересы в этой палате Федерального Собрания. «У нас нет оснований не доверять тем процедурам оформления членства в Совете Федерации, которые проходят в законодательных органах власти регионов», - подчеркнул спикер Госдумы.

Он уверен, что закон укрепляет демократические основы работы Совета Федерации. «Отмечу, что 1 ноября 2010 года за принятие закона проголосовали 355 депутатов Государственной Думы», - напомнил Грызлов.

По его словам, этот закон направлен на развитие инициатив президента РФ по демократизации политической системы.

Борис Грызлов заявил, что «бюрократическая практика, сложившаяся в Совете Федерации, в результате которой начало исполнения полномочий новых членов Совета Федерации порой неоправданно затягивалось на многие месяцы, должна быть прекращена».

По мнению руководителя Центрального исполкома (ЦИК) «Единой России» Андрея Воробьева, принятый Госдумой закон отменяет «крепостное право» в Совете Федерации.

«Как-то неудобно об этом говорить, но в верхней палате парламента фактически существует крепостное право. Мы предлагаем его отменить. А заодно пресечь любые манипуляции при назначении сенаторов», - заявил Андрей Воробьев в интервью газете «Известия».

Воробьев отметил, что цель предложенных поправок – «вернуть регионам их конституционное право самим определять, кто их будет представлять в Совете Федерации». По его словам, сейчас органы власти субъекта Федерации делегирует своего представителя в верхнюю палату, «а потом все упирается в анахроничную процедуру подтверждения его статуса». «В итоге будущие сенаторы по 6-8 месяцев вынуждены порой находиться "в режиме ожидания": когда Миронов вынесет их кандидатуры на рассмотрение палаты», - заявил Воробьев.

Он подчеркнул, что «нигде в мире парламент сам себя не формирует», «стране не нужен послушный и бессловесный орган законодательной власти».

«Когда-то Сергей Михайлович [Миронов] продавил решение и поставил вопрос назначения сенаторов в прямую зависимость от личной лояльности. Но эти времена давно прошли. Надо дать членам Совета Федерации свободу, вернуть регионам их конституционное право самим определять, кто их будет представлять в Совете Федерации», - заявил Андрей Воробьев.

Представитель «Единой России» назвал также необоснованным заявление С.Миронова о необходимости проверки будущих сенаторов. «В Думе депутатов, избранных народом, никто повторно не проверяет и не утверждает. И в Совете Федерации такую процедуру следует исключить», - заявил он.

«Коррупция возникает там, где есть монополия, где нет прозрачных процедур. Наш законопроект носит ярко выраженный антикоррупционный характер. Желание сосредоточить в своих руках абсолютную власть - это анахронизм. Это дополнительный инструмент влияния для ограничения политической конкуренции: ведь большинство в Совете Федерации - единороссы, наверное, хочется их и впредь как-то "строить". Здесь хорошо бы сказать слово и тем, кто отстаивает либеральные принципы - ведь это прямое наступление на демократию», - заключил Андрей Воробьев.

В свою очередь, исполняющий полномочия секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов отметил, что мнение Сергея Миронова в очередной раз подчеркивает тот факт, что принятие инициированного членами партии закона лишит спикера Совета Федерации влияния в регионах.

«Заявления спикера Совета Федерации в очередной раз подтвердили, что он преследует цель сохранить в своем распоряжении рычаги административного управления верхней палатой парламента», - сообщается в присланном в «Актуальные комментарии» заявлении Сергея Неверова.

Как заметил единоросс, упразднение этой нормы соответствует курсу на демократизацию, обозначенному президентом РФ Дмитрием Медведевым. Изменение законодательства «будет способствовать большей открытости власти, поскольку освобождает делегированных в Совет Федерации представителей от чиновничьего произвола, который сегодня фактически закреплен в регламенте верхней палаты».

«Абсолютно очевидно, что в результате принятия такого решения партия, лидером которой является Миронов, также лишится своего влияния в Совете Федерации, поскольку почти во всех регионах по итогам выборов в законодательные собрания большинство принадлежит "Единой России", практически все губернаторы - также представители нашей партии», - подчеркнул Сергей Неверов.

Он заметил, что и сенаторы, направленные в верхнюю палату парламента от регионов, в большинстве своем тоже единороссы. «Поэтому понятно стремление Сергея Миронова воспрепятствовать принятию такого решения, идя при этом вразрез с принципами демократии, о которой Сергей Михайлович так любит говорить», - заметил представитель руководства «Единой России», призвав членов Совета Федерации поддержать поправку в действующее законодательство, касающуюся полномочий сенаторов.

Между тем комиссия Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности рекомендовала одобрить этот законопроект.

Председатель комиссии Николай Тулаев считает, что большинство сенаторов поддержат инициированный депутатами-единороссами закон о начале полномочий членов Совета Федерации.

«Безусловно, и сам дух, и буква принятого закона являются именно реализацией президентской идеи о демократизации порядка формирования Совета Федерации», - заявил Тулаев.

Он сообщил, что «абсолютное большинство членов верхней палаты парламента» в рамках обсуждения поддержали законопроект, «видя в нем именно дополнительные инструменты прямого взаимодействия, взаимоответственности органов государственной власти и членов Совета Федерации в реализации как региональной, так и общефедеральной политики».

«В связи с этим у меня нет сомнения в том, что и решение Совета Федерации будет положительным», - заявил Николай Тулаев.

Ранее полномочный представитель президента в верхней палате парламента Александр Котенков также специально отметил, что новый закон о начале полномочий членов Совета Федерации приведет эту процедуру в соответствие с Конституцией.

Он отметил, что «в Конституции сказано четко: что в Совет Федерации входят по два представителя от субъекта - один из законодательного органа и один от исполнительного органа власти». Соответственно, по словам Котенкова, «эти два органа и наделяют полномочиями своего представителя». «Поэтому этот закон и поддерживается в силу того, что он приводит, наконец, эту процедуру в полное соответствие с Конституцией РФ», - сказал он.

По словам представителя президента, закон, безусловно, снимет существующие бюрократические барьеры в процедуре избрания сенаторов.

Котенков добавил, что новая процедура значительно более совершенна, чем существующая сейчас.

Сам спикер Совета Федерации Сергей Миронов относится «вполне спокойно» к тому ажиотажу, который возник вокруг этого законопроекта и его личной позиции по нему.

Касаясь положительного заключения на думский законопроект со стороны комиссии по регламенту Совета Федерации, Миронов отметил, что «с пониманием» относится к этому решению. «Вероятно, закон на заседании будет одобрен палатой. Хотя, нужно сказать, что отношение к этому документу неоднозначное - и есть те, кто поддерживают этот законопроект, а есть те, кто его не поддерживают. И в итоге кто окажется прав - мы узнаем после того, как законопроект вступит в действие», - сказал спикер Совета Федерации.

Комментарии экспертов

То, что Совет Федерации одобрил поправки, предложенные депутатами Плигиным и Москальцом, означает, прежде всего, что система наделения полномочиями членов верхней палаты станет более демократичной, что она в большей степени будет опираться на решение законодательных собраний и волю народа. Устранены препоны явно административного характера, которые существовали в виде дополнительного рассмотрения кандидатов в сенаторы. Эта процедура ликвидирована. Восторжествовала логика закона и Конституции. Победила демократия, а проиграли Миронов и ориентированные на него лоббистские группы.

Спикер Совета Федерации пользовался своим статусом так называемого «третьего лица в государстве». Он использовал возможность не допускать в Сенат неугодных ему людей, либо фактически продлевать полномочия каким-то сенаторам. Иными словами, Миронов влиял на статус членов Совета Федерации в большей степени, чем это может делать председатель палаты. Теперь такие возможности у него будут отсутствовать. Теперь и для Совета Федерации стали применимы единые принципы государственного устройства власти и принципы демократии. А они важнее, чем личные приоритеты Миронова.

Мне кажется, что отставка Миронова после этого вполне вероятна. Своей позицией он бросил публичный вызов президенту. Я думаю, что вероятность его отставки - 70 на 30. Это может произойти в ближайшее время.

Прежде всего, надо ещё раз вернуться к главному вопросу: что есть Совет Федерации? Совет Федерации – это палата регионов. Любая теория федерализма гласит, что в федеративном государстве должен существовать такой орган, который обеспечивает не только представительство, но и участие регионов в выработке федеральной политики и федерального законодательства. Поэтому Совет Федерации – это прежде всего палата регионов, которая должна обеспечивать и представительство интересов территорий на федеральном уровне, и участие территорий в формировании федерального законодательства и федеральной политики.

Если говорить о том, кому должны быть подконтрольны сенаторы, то сенаторы должны быть подконтрольны регионам, органам власти регионов и населению регионов. Это логика заложена в конституционную норму о том, что Совет Федерации формируется: по одному представителю от исполнительной и законодательной власти. Дальше могут быть варианты, как это происходит.

В том числе для того, чтобы усилить функцию Совета Федерации как органа-представителя интересов регионов, как палаты регионов федерального парламента, принято решение о том, что с 2011 года сенаторы должны быть выборными фигурами, то есть они должны проходить процедуру выборов на региональном уровне, на уровне регионов или на муниципальном уровне. И уже в качестве избранных в территориях депутатов они могут становиться сенаторами, то есть законодательная и исполнительная власть региона из корпуса избранных региональных депутатов, представителей может дальше делегировать своих представителей в Совет Федерации. Вот с чем мы имеем дело.

В этом смысле тот законопроект, которые предлагается сейчас, логично связан с этим уточнённым порядком формирования Совета Федерации, который вступит в силу со следующего года. Иначе говоря, идеология этого законопроекта базируется на том, что если тот или иной сенатор является уже избранным населением региона и после этого он делегирован органами власти региона в Совет Федерации, то какого-то дополнительного подтверждения его полномочий не требуется. Ответственность он несёт перед населением региона и перед теми региональными органами власти, которые его делегировали в парламент.

В этом смысле этот законопроект абсолютно логичен и соответствует идеологии формирования Совета Федерации, той реформе, которая вступает в силу в полном объёме с 2011 года (сейчас у нас переходный период).

Сергей Миронов пытается отстаивать порядок утверждения, подтверждения и т.д., который соответствует прошлому. Не секрет, что в определённый момент Совет Федерации стал не всегда и не до конца выполнять функцию палаты регионов. Там стало появляться много бизнесменов, много людей, которые с регионами связаны номинально. В тот период какие-то дополнительные фильтры, возможно, были небесполезны.

Но такие фильтры – это всё равно были полумерами и придумками для того, чтобы как-то влиять на эту ситуацию. Они принципиально не влияли на то, чтобы Совет Федерации в большей степени работал как палата регионов и в большей степени выполнял эту функцию. В итоге эти фильтры превращались в дополнительный рычаг административно-политического влияния для руководства палаты и непосредственно для спикера Совета Федерации. 

Сейчас речь идёт о том, что меняется модель формирования Совета Федерации, идёт переход к логике, когда сенатором можно стать, только пройдя процедуру выборов в регионе, что должно работать на то, чтобы Совет Федерации в большей степени был палатой регионов, чтобы представители территорий были не номинальными. В этой ситуации сохранять какие-то дополнительные барьеры, фильтры и схемы подтверждения, утверждения и т.д. является, по сути дела, ненужным и лишним занятием. То есть этот законопроект вполне укладывается в логику реформы Совета Федерации, которая вступает в силу с 2011 года.

Что касается того, кому сенаторы должны быть подконтрольны, то они должны быть подконтрольны, как представители территорий, именно территориям, именно населению и органам власти субъектов РФ и более никому.

Согласно новой процедуре, на статус сенатора могут претендовать только те люди, которые прошли процедуру выборов. Либо в региональный парламент, либо в муниципальную ассамблею. Таким образом, демократический принцип напротив учитывается в наибольшей степени при том порядке, который вступит в силу после реформ.

Одновременно при этом порядке будет снижена роль председателя Совета Федерации в процессе наделения полномочиями де-факто уже сенаторов. То есть речь идет о том, что если раньше с задержанием с рассмотрением документов и в принципе с задержанием с рассмотрением вопросов вступления в должность председатель палаты мог оказать серьезное влияние на того или иного сенатора, в новом порядке этого, по всей видимости, уже не будет. И вот здесь, конечно, Сергей Миронов пытается не допустить снижения своего влияния и своего аппаратного ресурса.

Очень серьезным ресурсом является его нынешняя доминирующая роль в Совете Федерации. А после реформы этих возможностей у него уже не будет. Что касается демократических принципов, то здесь никакого уменьшения степени демократичности, я думаю, не произойдет. Наоборот, работа Совета Федерации должна стать более прозрачной и более эффективной.

В соответствии с новым порядком, каждый новый созыв Федерального собрания будет делегировать нового представителя Совета Федерации или регионов. Предусматривается регулярная ротация кадров. Все это должно повысить эффективность работы палаты, потому что сегодня она не совсем все-таки соответствует тем функциям, которые изначально заложены в этом институте.

Мне представляется, что, помимо председателя Совета Федерации, есть и другие, более компетентные органы (в том числе на региональном уровне), которые могут проверить правомерность предоставления полномочий тому или иному человеку. Ведь делегируют представители Совета Федерации, все-таки, органы власти субъектов федерации – будь то главы регионов, будь то законодательное собрание. Вопрос о том, как контролировать процесс и не допустить тех или иных махинаций, – это уже в большей степени задача региональных властей.

Наша позиция была и остается неизменной: каждое должностное лицо должно действовать в приделах своей компетенции, чтобы должностные полномочия государственного чиновника не подменивались навязыванием мнений, узурпацией решений. Тот закон, который принят Госдумой по инициативе фракции «Единая Россия» в части ограничения временного вступления в должность сенатора, он как раз позволяет избежать этих рисков, обеспечивает баланс власти. И самое главное – гарантирует исполнение волеизъявления избирателей, представительских интересов граждан.

Процедура вступления сенаторов в должность станет более прозрачной и демократичной, а также будет лишена возможной коррупционной составляющей.

Только что в Совете Федерации завершилось голосование по законопроекту, согласно которому будет изменен порядок формирования верхней палаты российского парламента. Теперь новые члены Совфеда будут вступать в должность автоматически - через 10 дней после принятия такого решения органом власти субъекта РФ, и им не придется ждать того, когда его полномочия подтвердит сам Совет Федерации. Раньше, из-за того, что кандидатуры подолгу не выносились на рассмотрение, сенатор мог ждать утверждения месяцами.

Такие случаи были, и причиной таких бюрократических проволочек было то, что внести кандидатуру сенатора на рассмотрение Совета Федерации мог только председатель Совфеда. Таким образом, иногда в течении нескольких месяцев по воле одного человека игнорировалось мнение законодательного собрания целого региона, избранный сенатор не мог приступить к работе, а субъект федерации не имел легитимного представителя в Совфеде. Это неправильно, неэффективно и не имеет ничего общего с демократией. Сегодня эта ситуация была исправлена.

Кроме того, принятый закон приводит процедуру формирования Совета Федерации в соответствие с Конституцией, устраняет те коллизии, которые были, и создает условия для более эффективной работы всей верхней палаты парламента, поскольку исключает повторное подтверждение полномочий сенатора, за которого уже проголосовала региональная дума и который, кстати, будет избираться из числа депутатов.

Заявления спикера Совета Федерации Сергея Миронова, сделанные им в СМИ, очередной раз подтвердили, что он преследует цель сохранить в своем распоряжении рычаги административного управления верхней палатой парламента.

Поправка, инициированная «Единая Россия» в законодательство, которая четко обозначает срок, когда делегированные регионами в Совет Федерации представители смогут приступить к своим полномочиям, лишает Сергея Михайловича этих возможностей.

Предложенная депутатами «Единой России» норма полностью соответствует курсу на демократизацию, обозначенному президентом страны Дмитрием Медведевым. Изменение в законодательстве будет способствовать большей открытости власти, поскольку освобождает делегированных в Совет Федерации представителей от чиновничьего произвола, который сегодня фактически закреплен в регламенте верхней палаты. Считаем, что это будет правильно. Ведь по новому закону члены Совета Федерации должны делегироваться из числа депутатов, прошедших выборы, а значит, они получили поддержку людей в своих территориях и должны безоговорочно приступить к исполнению своих обязанностей в Совете Федерации.

Абсолютно очевидно, что в результате принятия такого решения партия, лидером которой является Миронов, также лишится своего влияния в Совете Федерации, поскольку почти во всех регионах, по итогам выборов в законодательных собраниях большинство принадлежит «Единой России», практически все губернаторы - также представители нашей партии. Сенаторы, направленные в верхнюю палату парламента от регионов в большинстве тоже единороссы. Поэтому понятно стремление Сергея Миронова воспрепятствовать принятию такого решения, идя при этом в разрез с принципами демократии, о которой Сергей Михайлович так любит говорить.

Призываю членов Совета Федерации поддержать предложенную поправку, поскольку она будет способствовать развитию демократических институтов в обществе.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".