Статья
1723
30 декабря 2014 16:55
Россия-Грузия: в ожидании прорыва
Уходящий 2014 год во многом был связан с Грузией. Летом там прошли местные выборы, что формально укрепило власть правящей коалиции «Грузинская мечта».Но проявился и тревожный фактор в виде существенного снижения активности избирателей (в первом туре выборов приняло участие 43% избирателей, а во втором — всего 36%). Это отражает некоторую усталость со стороны населения по отношению к избирательному процессу, а также общее снижение доверия к нынешней власти.
Тогда, как и ожидалось, основная борьба развернулась между правящей коалицией «Грузинская мечта» и оппозиционной партией «Единое национальной движение». В результате правящая коалиция провела своих кандидатов в мэры Тбилиси и других крупных городов (всего такие выборы проводились в 12 городах), а также получила большинство мест в 66 из 71 избирательного округа в муниципальных собраниях (сакребуло) страны.
Хуже ситуация наблюдалась при выборах по партийным спискам: «Грузинскую мечту» поддержали 51% избирателей, что на 11% было меньше полученных кандидатом в президенты от коалиции на президентских выборах 2013 г. При этом «Единое национальное движение» сохранило в стране свое влияние: его поддержали 25% избирателей.
Следующее важное политическое событие произошло в начале ноября, когда в республике разразился политический кризис, обусловленный отставками министра обороны Ираклия Аласании, государственного министра по вопросам евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили и министра иностранных дел Майи Панджикидзе, а также всех ее заместителей и более десятка послов Грузии в зарубежных дипломатических миссиях. Как следствие, из правящей коалиции «Грузинская мечта» вышли представители партии «Свободные демократы». Во многом правящую коалицию удалось сохранить за счет прозападной, ранее связанной с «Единым национальным движением» Республиканской партии.
Указанные события подтвердили наличие в Грузии существенной внутренней нестабильности. Такая ситуация усугубляется за счет межэтнического противостояния и растущего влияния радикального ислама в ряде регионов страны на фоне территориальных проблем с Абхазией и Южной Осетией и постоянных внешних заимствований. В таких условиях возможно возвращение во власть «Единого национального движения» в составе новой правящей коалиции.
С другой стороны, грузинская общественная организация Институт Евразии в период с 10-17 ноября 2014 г. провела как в Восточной, так и Западной Грузии социологический опрос об отношении к НАТО и США. Всего методом случайного отбора в него было вовлечено 1718 человек. Итоги обработки результатов опроса показали, что 28% грузин считает НАТО агрессивным военно-политическим альянсом. По мнению 66% респондентов этот альянс недостаточно помогает Грузии, а 52% считают, что цели и интересы США и НАТО не совпадают с грузинскими национальными интересами. Против размещения на территории Грузии баз НАТО высказались 55% респондентов. Большинство населения (62%) негативно относятся к выполнению Грузией своих обязательств по отправке воинского контингента в зоны военных операций США и НАТО. В качестве союзника США видят только 29% респондентов.
Указанные результаты были представлены в СМИ. У журналистов эта тема вызвала серьезный интерес, но на публикацию их материалов был наложен жесткий запрет. И это выявило еще одну проблему Грузии: практически все ее телевизионные каналы полностью контролируются прозападными силами, как на общенациональном, так и во многом на региональном уровне. Все они получают гранты из западных источников и работают не на правящую коалицию, а на оппозиционное «Единое национальное движение». Аналогичное явление наблюдается и по отношению к большинству интернет-сайтов и информационных агентств, радио и печатных СМИ. В условиях украинского кризиса это позволяет показывать Россию на территории Грузии исключительно в отрицательном качестве.
На протяжении последних несколько лет отрицательный торговый баланс Грузии становился все более значительным
В таких условиях политическая партия «Грузинская мечта» неизбежно проиграет. Изменить эту ситуацию еще возможно, но для этого в Тбилиси должны существенно улучшить свое отношение к Москве. Конечно, в этом случае «Грузинская мечта» рискует потерять своего попутчика — Республиканскую партию и покровительство со стороны Вашингтона. Но что ей последнее реально дает? Только возможность и дальше погружаться в болото западных кредитов. Так, в 2013 году из Грузии были экспортированы товары на 2,6 млрд долл., в то время как на импорт приходилось 7,1 млрд долл. На протяжении последних несколько лет отрицательный торговый баланс Грузии становился все более значительным. В 2009 г. он составлял 3 млрд долл., а в 2013 — 4,4 млрд долл., что в первую очередь говорит о неконкурентоспособности экспортных отраслей национальной экономики.
При этом экономическое взаимодействие Тбилиси со странами постсоветского пространства развивалось достаточно успешно. В частности, торговый оборот Грузии с этими государствами в 2013 г. составил 3,4 млрд долл. (экспорт — 1,5 млрд долл., импорт — 1,9 млрд долл.). Только за предыдущий год экспорт грузинских товаров вырос на 29% ввиду частичного восстановления торговых связей с РФ. Именно по этому пути и нужно двигаться дальше, что полностью отвечает национальным интересам и поддерживается большинством грузинского общества.
В Грузии все более ощущается необходимость качественного улучшения российско-грузинских отношений, но сохраняются опасения, что в перспективе Москва пойдет на присоединение к собственной территории Абхазии и Южной Осетии. Для устранения ненужной напряженности по этому вопросу нужна встреча на высшем уровне.
Однако следует учитывать, что формально главой Грузии является президент Георгий Маргвелашвили, но он не пользуется в республике значительным авторитетом. После реализованной конституционной реформы большие права получил премьер-министр Грузии (Ираклий Гарибашвили), но он слишком молод и зависим от Бидзина Иванишвили. В таких условиях нужны встречи как на высшем уровне (с грузинской стороны — президент или премьер-министр), так и неформальная встреча Владимира Путина с Бидзина Иванишвили.
При этом Россия должна дать четкие гарантии, что не будет присоединять Абхазию и Южную Осетию, а Грузия даст согласие на воссоединение железных дорог по территории Абхазии и предпримет реальные действия по ликвидации информационной блокады в отношении Москвы. Возможно, что это программа-максимум, учитывая жесткое блокирование подобной деятельности со стороны Вашингтона.
Владимир Евсеев специально для «Актуальных комментариев»
29 октября 2024
Колонки
Послевыборное поведение
Александр Филиппов о послевыборных действиях
политических сил
15 октября 2024
Новости
Риски национального краха: эксперты призывают к переоценке внешней политики США
США рискуют повторить историю государств,
которые вели непрерывные войны на нескольких фронтах и в итоге распались, предупреждает группа экспертов американского аналитического центра Carnegie* в статье для журнала Foreign Affairs. По их словам, следующему президенту Соединенных Штатов следует изменить внешнеполитические приоритеты страны.
7 октября 2024
Колонки
Голосуй или отключим
Виктория Совгирь о роли ботов в избирательных
кампаниях