Статья
966 18 августа 2011 18:56

Педагогов попросили высказаться

Президент России Дмитрий Медведев провел в Адыгее совещание работников образования республики.

Такие августовские педсоветы традиционно проводятся в середине августа с работниками образования, где подводят итоги проделанной работы, намечаются задачи на предстоящий год и обсуждаются актуальные вопросы системы общего образования.

В этом году во всех субъектах РФ августовские педсоветы пройдут в период с 17 по 30 августа 2011 года. На этих совещаниях будет обсуждаться проект федерального закона «Об образовании в РФ», а также необходимые изменения в подзаконные нормативно-правовые акты. Результаты региональных обсуждений планируется получить к 15 сентября 2011 года с тем, чтобы в октябре началась официальная процедура согласования проекта закона «Об образовании».

О вышеупомянутом законе и зашла речь на совещании  в Майкопе с участием президента.  «Мне бы очень хотелось, чтобы голос педагогической общественности при окончательном согласовании версии этого закона был услышан, и именно поэтому мы его принимаем так долго», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент отметил, что на обсуждение такого важного закона, как закон «О полиции», ушло существенно меньше времени.
«Я бы очень хотел, чтобы, если у вас еще сохраняются какие-то серьезные вопросы, они тем или иным способом, через ваши предложения были переданы руководству республики, федеральному министру, были доведены до той группы людей, которые занимаются окончательной версией этого закона», - сказал глава государства.

Президент отметил, что до нового учебного года осталось всего две недели, и на педсоветах в различных регионах обсуждаются вопросы, которые касаются более 13 миллионов школьников и миллиона педагогов. Причем решение многих существующих проблем должно быть отражено в будущем законе об образовании, добавил Дмитрий Медведев.

По словам президента, данный закон затрагивает целый комплекс отношений - от организационно-правовых до социально-экономических, он также связан с долгосрочными линиями развития и, по сути, определяет будущее российского общества, состояние экономики и культуры, развитие в стране науки и технологий. Именно поэтому было принято решение провести максимально широкое обсуждение этого законопроекта.

Президент напомнил, что первая версия законопроекта была размещена на сайте Минобрнауки в мае 2010 года, после чего он был доработан, и его вторая версия была представлена на специальном сайте для публичного обсуждения. За два месяца этот сайт посетили 12 миллионов человек, было оставлено почти 11 тысяч комментариев.

«Главные выводы были доложены мне и, я надеюсь, учтены при доработке законопроекта»,- сказал Дмитрий Медведев. Глава государства сообщил, что по данному вопросу он намерен провести еще не одно совещание.

При этом он отметил, что законы не являются раз и навсегда данными и по необходимости могут меняться. В текущем месяце состоится заседание комиссии по приоритетным нацпроектам и демографической политике, где будет рассмотрен ход реализации инициативы «Наша новая школа», запланированы и другие встречи по теме образования.

«Считаю, что уже сейчас надо определяться со всеми принципиальными положениями законопроекта, с теми, которые касаются повышения качества обучения и гарантий реализации прав граждан на дошкольное, общее и профессиональное образование», - сказал Дмитрий Медведев.

Естественно, в ходе совещания не обошлось и без обсуждения проблем ЕГЭ.  Глава государства высказался за то, что результаты ЕГЭ не должны быть единственным критерием оценки работы педагогов, и призвал учителей сохранять лидирующие позиции России как кузницы кадров в области математики и физики.

По его словам, сейчас педагоги больше обращают внимание на подготовку учащихся к ЕГЭ, поскольку считается, что результаты этого теста являются критерием оценки деятельности педагога.

«Это способ оценки знаний, и не более того. Это не цель, а средство, но важное средство», - сказал Дмитрий Медведев, говоря о Едином госэкзамене. Глава государства заметил, что во время выступления одного из учащихся зал аплодировал его словам о том, что результаты ЕГЭ сейчас воспринимаются в качестве результатов работы педагога. «Многим, видимо, это кажется неправильным. Я тоже с этим согласен. Миссия педагога, знания, которые вы даете - это точно не результат этого теста. Но мы не можем этого не учитывать. Здесь необходим баланс», - сказал президент РФ.

Говоря о миссии педагога, не обошли и тему зарплат учителей.  Глава государства считает, что материальное положение педагогов во многом зависит от активности регионов. «Отмечу, что по новому закону оплата их (педагогов) труда не должна ограничиваться никаким максимальным размером, а должна определяться квалификацией, сложностью и качеством работы. При этом средняя зарплата педагогов не должна быть ниже средней зарплаты тех, кто занят в экономике соответствующего региона»,- сказал Дмитрий Медведев.

Президент напомнил, что в новом учебном году фонд оплаты труда учителей должен увеличиться не менее чем на 30%. «Рост произойдет, в том числе, за счет федеральных субсидий регионам на модернизацию регионального образования. Но здесь очень много зависит и от активности самих регионов»,- сказал президент.

Он напомнил, что правила предоставления субсидий регионам утверждены правительством, и деньги на эти цели будут перечисляться.

Дмитрий Медведев также отметил, что еще одним обсуждаемым вопросом является перевод муниципальных общеобразовательных учреждений в автономные. По его словам, эта форма имеет много плюсов, прежде всего, в плане повышения зарплаты и заинтересованности учителя в творческом труде. Кроме того, автономные учреждения активно используют новые финансово-экономические механизмы и эффективно взаимодействуют с обществом, однако многие регионы проявляют здесь осторожность.

Что касается дошкольной подготовки детей, то президент, посетивший в ходе поездки один из детсадов, заявил, что обучение дошкольников, в том числе в частных детских садах, должно обязательно ориентироваться на федеральные стандарты.

«Подготовка к школе гарантируется каждому ребенку - не важно, дома он получает знания или же в детском саду, включая частные детские сады. При этом обучение дошкольников должно быть, безусловно, ориентировано на федеральные стандарты, которые поэтапно начнут внедряться в начальных классах с этого учебного года», - сказал президент РФ.

Зашла речь и о более глобальных вещах.  Поскольку совещание проходило в кавказском регионе, подчеркивалось,  что  школы должны заниматься воспитанием толерантности среди молодежи, особенно на Кавказе. «Умение жить в согласии воспитывается исключительно с детства. Тот, кого воспитывали в ненависти, как правило, всю жизнь будет стоять на этом пути», - считает Дмитрий Медведев.

«В многонациональных регионах особенно необходимо со школы приобщать ребят к традициям разных народов, чтобы они воспринимали их не как чуждые и раздражающие, а близкие и понятные», - добавил Медведев.

Президент указал на большое значение «качественного преподавания истории, русского языка как государственного, а также разных языков».

По его словам, важность такой воспитательной работы «показывает не только наш драматический опыт, но и многие события, которые происходили и происходят в других странах». «Для всех для нас это должно быть уроком», - добавил он.

Комментарии экспертов

Мне представляется, что система ЕГЭ ни в коем случае не будет выброшена по одной простой причине – она принята в большинстве развитых стран мира, и она работает. А в России нынешней трендом является, что мы должны жить как во всех цивилизованных странах, что мы должны создавать такие институты, которые существуют в основных странах мира.

Что касается практики ЕГЭ, то она вызвала огромные, иногда чудовищные последствия. Я был в Ставропольском крае на праймериз и стал свидетелем, что там огромное возмущение в связи с тем, что дети из семей жителей Ставропольского края, которые менее коррумпированы, не получают достойных мест в учебных заведениях. Эти места достаются детям из коррумпированных семей в соседних республиках.

Cейчас идет дискуссия как раз в научной среде, которая должна сформулировать примерное направление дальнейшего развития ЕГЭ. Так как ЕГЭ может разве что четко отделить четверку от пятерки, на мой взгляд, тесты должны быть дополнены экзаменами по специальности. Уйти от шаблонности мышления - это одна из главных задач ЕГЭ. В гуманитарных дисциплинах ЕГЭ. должно быть дополнено словесным общением или написанием какого-то текста.

Еще один проблемный момент ЕГЭ – коррупционность. Хотя внедрение ЕГЭ предлагалось как способ уйти от коррупционности, достичь цели не удалось. Это можно было полагать с самого начала, потому что понятно заинтересованность учителя и связь его с учеником значительно выше, чем заинтересованность и связь абитуриента и преподавателя ВУЗа. Здесь роль государства, на мой взгляд, должна усилиться.

Высшие структуры и органы власти должны строго отчитываться за ход сдачи экзаменов и факты коррупции. Кроме того в комиссиях приемных должны быть люди из других регионов. Также нужно чтобы учителя из других регионов присутствовали при проверке, чтобы не было такой региональной солидарности. Сейчас целые регионы замечены в коррупции при сдаче ЕГЭ, а псле экзаменов выясняется, что абитуриенты и двух слов связать не могут.

В Европе, где распространена такая модель сдачи ЕГЭ, конечно коррупция бывает, но значительно ниже. Можно говорить разве что об отдельных фактах махинации. Но чтобы целые регионы чуть ли не во главе с руководством этих регионов организовывали коррупционные схемы при сдаче ЕГЭ – такого, конечно нет.

Так что сейчас, на мой взгляд, нужно вносить изменения по обозначенным направлениям: борьба с коррупцией и совершенствование самой системы тестов.

Что касается общественного обсуждения, то, на мой взгляд, доверие к этому процессу пока всеобщего нет. Скажем, если бы прислушивались к общественному мнению, то милицию не стали переименовывать в полицию. Название, конечно, не имеет значения, но большинство людей все-таки выступали за то, чтобы правоохранители назывались милиционерами. Что получается, на самом деле общественная дискуссия очень полезна и позволяет значительно углубить и расширить реформы. Но подходить к общественным дискуссиям нужно более серьезнее и тщательнее.

Система ЕГЭ, конечно европейская модель для сдачи экзаменов. При этом Европа не сталкивается с проблемами такого масштаба. Но это, в общем и целом, объясняется тем, что уровень коррупции там меньше. Что же касается того какие варианты могут существовать в качестве альтернативы, то я думаю, что идеальным вариантом могла быть, когда молодые люди будут записываться с учетом проходного балла достаточно либерального на первый курс выбранного ВУЗа, и реальное отсеивание начинается после первой сессии. То есть после первой сессии количество зачисленных уменьшается в три раза как минимум.

Это та система, когда люди могут выбрать себе ВУЗ по интересам, они избегают случайности в связи с вступительными экзаменами, но зато после этого преподаватели могут по итогам первого семестра вполне оценить мотивированность студентов и способность их достичь практических результатов. и принимается соответствующее решение, я думаю что эта система пожалуй самая оптимальная. Однако не думаю, что такая система может быть введена в ближайшее время.

Что касается общественной дискуссии, то, конечно, решения принимаются не прислушиваясь. Проведение таких дискуссий - некий метод частично снизить градус неудовольствия, частично отмыть деньги. Не более того. На самом деле, если бы были собраны предложения в рамках законодательной инициативы и внесены в Думу для изменения законодательства, то это имело бы смысл. Сейчас это обсуждение ради обсуждения.

Понятно, что общественное обсуждение общественному обсуждению рознь. В брежневские времена принималась последняя редакция советской Конституции, и средства массовой информации рассказывали нам о народном обсуждении. И мы понимаем, что та конституция не прожила и 15 лет, и результатом, в том числе, того как она была написана, был тот процесс развала Союза, который последовал в реальности.

Конечно, вопрос о том, каким образом будет проходить общественное обсуждение тех или иных важнейших законопроектов, тем более, затрагивающих практически 100% населения, например закон «Об образовании» - это очень серьезный вопрос. Здесь сама процедура не менее важна, чем содержательная часть, контент этого обсуждения. К сожалению, во времена начала введения ЕГЭ было огромное количество возражений против того, каким образом это нововведение должно функционировать. Многие серьезные эксперты не были услышаны, и в результате этого сильнейшего, в административном смысле, процессе, в который вовлечены десятки миллионов людей, в этом процессе возникли огромные сложности, в том числе те, которых можно было бы избежать на стадии предварительного обсуждения еще лет 7-8-9 назад.

Мы столкнулись с несколькими феноменами, которые раньше не были столь масштабными в обществе. Это массовая фальсификация результатов экзамена, в том числе, в некоторых субъектах федерации это приняло просто ошеломительные масштабы. Мы понимаем, что некоторые ВУЗы не могут сразу отсеять студентов, которые отчисляются после первой сессии. Поступив после школы в престижные хорошие ВУЗы, они, к сожалению, занимают места тех людей, которые могли бы там учиться и которые получили реальные, а не дутые баллы по ЕГЭ.

Понятно, что многие ВУЗы приспособились, например, вводят агрессивную систему олимпиад, многие ВУЗы организовывают процессы профессионального тестирования или отсеивания буквально в течение первого семестра на первом курсе. Но, тем не менее, надо понимать, что задача адекватной оценки знаний выпускников школ - это задача национального масштаба, и мы должны ее решить. И мне, как профессору Высшей школы экономики, понятно, что уровень наших студентов и выпускников в значительной степени будет зависеть от решения этой задачи. На мой взгляд, надо придать этому максимальную гласность, и я бы сказал, проводить обсуждения, в том числе, и в некоторых профессиональных группах.

Не секрет, что подавляющее большинство наиболее цитируемых математиков в мире - это выпускники московских математических школ, мне кажется, что следует прислушаться к учителям этих школ, спросить их каким образом им видится ситуация. Повторяю – проблема адекватности оценки знаний выпускников школ должна быть решена. Здесь есть множество вариантов решения этой проблемы, но в любом случае, должна быть введена система, при которой оценки на ЕГЭ не являются единственным критерием принятия в университет, как это есть в тех странах, с которых мы вроде бы брали пример, когда вводили ЕГЭ. Очевидно, что должны учитываться оценки за несколько лет, а также выступление на разных олимпиадах в разные годы.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".