Статья
1526 23 августа 2012 10:18

Пенсии и налоги

Основным трендом недели стала обсуждение пенсионной реформы. Именно трансферт в Пенсионный фонд России остается основной расходной статьей РФ. В ближайший год правительство сделает ставку на сохранение социальных обязательств и развитие стратегических региональных проектов. Как и в прошлом году, речь идет о Олимпиаде-2014, которая была выделена в отдельную строку бюджета, и саммите АТЭС во Владивостоке. 

Оба проекта в основном финансируются в рамках профильных федеральных целевых программ (ФЦП) при дополнительных расходах со стороны основных госкомпаний. По аналогичной схеме будет проходить подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. 

Минфин готовил соответствующую ФЦП с начала 2011 года посредством перераспределения финансовых потоков в бюджете. Однако даже при максимальном использовании доступных ресурсов правительству понадобится около 200 миллиардов рублей дополнительного финансирования. И это учитывая расходы исключительно на инфраструктуру. Однако нестабильная внешняя конъюнктура поставила под вопрос достаточность заложенного резерва, и правительство стала искать дополнительные источники финансирования

Первоначально для того, чтобы компенсировать бюджетные потери, Минфин рассчитывал повысить собираемость налогов. Причем финансовому ведомству удалось достигнуть определенных успехов на данном направлении. Действительно, в последние годы налоговая задолженность перед бюджетом сократилась. Однако снижение оказалось незначительным, менее 500 миллиардов рублей. Понимая, что за счет увеличения собираемости налогов дефицит покрыть не удастся, Минфин решил изыскать дополнительные налоговые доходы. В результате ведомство Силуанова предложило доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти и газовому конденсату полностью перенаправить в федеральный бюджет. 

В результате такой инициативы Минфина 32 российских региона лишись 5% НДПИ. При этом выпадающие доходы правительство предложило компенсировать регионам по понижающей шкале: в 2010 году планируется покрыть их на 100%, а в 2011 году уже только на 75%. Нефтегазовые регионы выступили резко против идеи Минфина и предложили, напротив, увеличить региональные доли в НДПИ с 5% до 20%. Однако в связи с падением нефтегазовых поступлений Минфин все же решил аккумулировать весь НДПИ в федеральном бюджете. 

Предложения Минфина по самой консервативной оценке приведут к росту доходов от НДПИ в 2010 году на 46,5 миллиардов рублей, в 2011-м - на 50,9 миллиардов рублей, а в 2012-м - на 55 миллиардов рублей. Учитывая, что через два года Минфин будет компенсировать только 75% выпадающих доходов регионам, федеральный бюджет получит дополнительно 20-30 миллиардов рублей. Если цены на нефть окажутся выше прогнозируемых Минфином (что вполне вероятно), поступления от НДПИ могут составить более 40 миллиардов рублей ежегодно.

В качестве компенсации субъектам было предложено повысить региональные налоги. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты в конце года. Однако, как показала практика, не все субъекты готовы увеличивать ставки и провоцировать рост социального недовольства на фоне неблагоприятной экономической конъюнктуры. В большинстве регионов налоговая нагрузка увеличилась незначительно. 

Параллельно с федерализацией налоговой системы глава Минфина активизировал реформирование ЕСН. Напомним, что, по инициативе Минздравсоцразвития, единый социальный налог (ЕСН) был заменен страховыми взносами. В результате предполагается обеспечить финансированием Пенсионный фонд России (ПФР), дефицит которого постоянно растет. 

Долгое время против данного предложения выступали первый вице-премьер Игорь Шувалов, экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и экс-помощник президента Аркадий Дворкович. Чиновники настаивали на уменьшении налогового бремени и лоббировали снижение НДС. Решающей в аппаратном противостоянии стала позиция Кудрина. Экс-глава Минфина предупредил, что средств бюджета на покрытие дефицита ПФР в 2011 году может не хватить, и без реформирования ЕСН пенсионная система столкнется с серьезными проблемами. Именно угроза разбалансировки пенсионной системы позволила экс-главе Минфина Алексею Кудрину пролоббировать переход к страховым взносам

Однако реформирование ЕСН на первом этапе серьезных финансовых преференций бюджету не принесло. Более того дефицит ПФР продолжил расти. Увеличение ставок страховых взносов спровоцировало уход значительной части компаний в тень, а расходы бюджета на пенсионный трансферт продолжили расти. В связи с ростом дефицита Минфин вернулся к практике использования Резервного фонда. Уже в начале года ведомство Антона Силуанова вывело из него 100 миллиардов рублей для финансирования бюджетных расходов. Учитывая, что в первое время доходность от экспортных операций в связи с укреплением рубля падала, значительный рост поступлений в российскую казну зафиксирован не был. Тем не менее, отсутствие положительной статистики из экономики и сокращение доходности не мешало Минфину объявлять о сокращении дефицита бюджета последних годов. 

На фоне сложной бюджетной ситуации Минтруда предложило сократить накопительную часть пенсии с 6% до 2%. Против выступил Минфин и «Сбербанк». Министерство и госбанк потребовали сохранения действующей системы.

 

Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".