Статья
1442 18 мая 2009 0:02

Переговоры по СНВ

Первые официальные российско-американские переговоры по выработке нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений взамен СНВ-1 начались 19 мая в Москве.

Делегации экспертов на встрече, которая, как ожидается, продлится два дня, возглавляют директор департамента МИД РФ по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов и замгоссекретаря США Роуз Гетемюллер.

Им предстоит за пять месяцев разработать юридически обязывающий договор, призванный сменить договор об СНВ-1, срок действия которого истекает 5 декабря 2009 года.

В Москве настроены на конструктивный разговор и достижение конкретных результатов. "Мы настроены на конструктивный диалог и рассчитываем, что оптимизм, который выражают обе стороны, воплотится в практические результаты", - заявили ранее "Интерфаксу" в департаменте информации и печати МИД РФ.

На Смоленской площади также ожидают, что американская сторона представит письменные предложения по тексту будущего договора. "Предстоящие переговоры будут не просто обменом мнений, а переходом к конкретному обсуждению будущего договора с выдвижением сторонами конкретных предложений", - отметили в департаменте.

Переговоры проходят за закрытыми дверями. Российская и американская сторона подчеркивают, что они носят рабочий характер, и избегают публичных высказываний.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан в конце июля 1991 года в Москве и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Согласно договору, СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц.

В 2002 году РФ и США подписали полуторастраничный договор о Сокращении стратегических наступательных потенциалов, известный также как Московский договор. По нему стороны обязались до 2012 года сократить ядерные боеголовки до 2200-1700 единиц.

Москва и Вашингтон уже заявили о готовности пойти в будущем договоре об СНВ на дальнейшие сокращения ниже переделов, установленных для ядерных боезарядов в Московском договоре.

У российских и американских экспертов очень мало времени. Уже к саммиту РФ-США в начале июля они должны подготовить для лидеров двух стран предметный доклад о ходе работы над новым договором. Кроме того, как заявляют в американском конгрессе, к августу туда уже должен поступить согласованный текст договора с тем, чтобы законодатели успели его ратифицировать до истечения срока договора об СНВ-1.

Ранее в интервью "Интерфаксу" Гетемюллер сказала, что США и Россия в состоянии выработать к декабрю новый договор о СНВ, но ратификация его, возможно, потребует дополнительного времени. "Я оптимистична с большой долей здравого смысла", - заявила она. "Ключевой момент в том, что обе наши страны решили - они хотят провести весьма интенсивные переговоры до декабря 2009 г., чтобы постараться достигнуть нового соглашения между Москвой и Вашингтоном, которое заменит договор о СНВ, истекающий 5 декабря", - подчеркнула замгоссекретаря. При этом, как отметила Гетемюллер, "весьма вероятно, что нам потребуется дополнительное время для ратификации договора сенатом и Госдумой".

В свою очередь Рябков в интервью "Интерфаксу" отмечал, что для радикального сокращения стратегических наступательных вооружений пока нет оснований. "Не думаю, что произойдет нечто сверхъестественное с точки зрения снижения этих параметров. Для этого не созрели предпосылки, и оснований говорить сегодня о столь радикальных сокращениях, на мой взгляд, нет", - сказал он. Так замминистра прокомментировал мнения некоторых экспертов о том, что Россия и США могли бы значительно сократить свой ядерный потенциал - до 1000 и даже нескольких сотен единиц. Отвечая на вопрос о готовности России значительно сократить "потолки" вооружений до этих значений, Рябков сказал: "1000, 500 единиц - это не те цифры, которые мы слышим от американцев, когда они излагают свою официальную позицию".

"Строго говоря, обсуждать можно гипотетически любые цифровые параметры, но надо иметь в виду: чем ниже мы спускаемся по количеству боезарядов и носителей, тем более серьезно встают вопросы, связанные и с противоракетной обороной, и с потенциалом других ядерных держав в сфере СНВ", - подчеркнул он. По словам замминистра, "сама логика стратегической стабильности затрудняет каждый дальнейший ход в направлении снижения потенциалов". "Поэтому нужно быть реалистами и не ставить заведомо невыполнимые задачи", - сказал Рябков.

Он не ответил на вопрос о том, до какого уровня в таком случае Россия готова сократить свои вооружения, подчеркнув, что этот вопрос будет одним из главных в ходе переговоров с американской стороной. "Понятно, что никакие цифры сейчас называть, тем более публично, нет никакой возможности", - сказал замминистра. Он напомнил, что, в соответствии с договоренностью Москвы и Вашингтона "потолки" на носители и боезаряды должны быть ниже тех уровней, которые предусмотрены московским договором о стратегических наступательных потенциалах (СНП). В этом договоре предусмотрено сокращение боезарядов до 1700-2200 единиц.

"Мы пока еще на самой ранней стадии дискуссии, а "потолки" вооружений - это один из ключевых результатов всего переговорного процесса", - подчеркнул высокопоставленный дипломат.

 

Комментарии экспертов

Что касается перезагрузки наших отношений с США, то это формат взаимоотношений, который предложила госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Я бы сказал, что диалог должен стать более открытым, прагматичным и адекватным.

 

Для этого есть все основания, потому что в существующей американской администрации есть своя собственная  концепция - в предыдущей она была совершенно неадекватна.

 

Диалог будет,  но, совершенно очевидно, без иллюзий горбачевской эпохи и связанных с этим разочарований. Обе стороны сейчас руководствуются не только ценностным подходом и необходимостью оздоровления отношений. Это будет достаточно жесткий торг, а не только рассуждения о необходимости укрепления отношений.

 

Разногласий между Россией и США по СНВ много, поэтому вероятность того, что договоренность будет достигнута до конца года - не очень высока. Возможно будет заключено какое-то промежуточное соглашение, которое  как-то ограничит развитие СНВ договаривающихся сторон до заключения нового договора. Подписания до конца года именно масштабного договора СНВ, охватывающего все стороны контроля, учета, вопросы сокращения, вряд ли возможно.

Новый договор, безусловно, важен.  В его отсутствие, с  учетом того, что в 2012 году истекает действие договора СНП,  исчезнут ограничения на ядерное оружие России и США, при этом уже в настоящий момент не существуют ограничения на развитие систем противоракетной обороны.

Возможность наращивания стратегических ядерных сил у США в сочетании с тем, что современная российская промышленность не позволяет  запустить полноценную гонку ракетно-ядерных вооружений, обернется тем, что США получит стратегические ядерные силы, которые смогут уничтожить российские стратегические ядерные силы теоретически в первом ударе и перехватить то, что останется -  развитой системой противоракетной обороны.

Поэтому для нас подписание договора, которое бы ограничивало и стратегические ядерные силы и системы противоракетной обороны,  крайне важно.

В подходах к работе над новым договором по СНВ у России и США есть целый ряд разногласий. Во-первых, по количественному составу - Обама предлагал сократить до 1000 ядерных боеприпасов. Фактически это ядерное разоружение России. Даже если у нас будут паритетные ядерные силы, то не надо забывать, что нас окружает довольно интересная компания – это Британия, Франция, Израиль, Пакистан, Индия, Китай, причем по всему периметру. Если брать количество ядерных боеприпасов во всех этих странах, то оно будет превосходить  наши численности, это без составной части Соединенных Штатов.

Второе - сам состав ядерных сил. Дело в том, что у США при почти равных носителях есть преимущества в том, что они не уничтожают  первую ступень ракет и могут моментально поставить на боевое дежурство около 60 ракет класса Minuteman. Они всячески препятствуют инспекции, она абсолютно не налажена. И если мы берем ПЛАРБы   - ракеты подводного базирования,  после подписания СНВ они хранят их в контейнерах, т.е. не дают нашим инспекторам их осмотреть. И поставили под жесткие колпаки ракеты, которые стоят на подводных лодках. А если судить по их размерам, то там стоит не шесть боеголовок, а восемь.  Поэтому в вопросах инспекции мы очень серьезно расходимся.

США фактические размещают свои ядерные силы на английских подводных лодках, а их 4 штуки - это еще увеличивает арсенал. И еще завязшая в зубах система ПРО, которая позволит следить за динамикой наших сил, системой боеготовности, а во-вторых, давать возможность сбивать наши ракеты на раннем этапе, со старта, на нескольких орбитах.

Противоречий много, здесь инициатива  по огульному сокращению  –  не больше чем реклама. У американцев есть серьезные козыри в рукаве - фактически это тайное увеличение своего ядерного арсенала.     

12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
12 апреля 2024 Новости  Усталость от двухпартийной системы: эксперты о выборах президента в США Трамп имеет преимущество перед Байденом в соцопросах в шести из семи колеблющихся штатах, однако рейтинги одобрения обоих кандидатов низкие, указывают американские эксперты. По их словам, граждане США хотели бы видеть независимого кандидата или кандидата от третьей партии. «Актуальные комментарии» подготовили обзор статей, опубликованных американскими аналитическими центрами о президентских выборах в США за последнюю неделю. 15 апреля 2024 Анонс  Суд над Трампом 15 апреля в суде в Нью-Йорке пройдет судебное разбирательство по делу Трампа о мошенничестве.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".