Статья
994 10 ноября 2009 0:03

Переговоры с канцлером Австрии

Президент России Дмитрий Медведев встретился с Федеральным канцлером Австрии Вернером Файманом, прибывшим в Россию с визитом. Запланированы также переговоры c премьер-министром  РФ Владимиром Путиным.

Проблема энергобезопасности Европы стала одной из тем встречи. Обсудить этот вопрос предложил австрийский канцлер. «У нас много тем, которые нас объединяют, но в первую очередь, это тема безопасности энергопоставок. Мы могли бы особое внимание уделить этой теме», - предложил Вернер Файман и Дмтрий Медведев с этим согласился.

Дмитрий Медведев отметил, что в российско-австрийских отношениях много сделано, особенно в торгово-экономической сфере. «Сегодня это торгово-экономическое сотрудничество стало немного поменьше, но все равно это миллиарды долларов. У нас существует целый ряд потенциальных экономических проектов, которые нужно закрепить, есть целый ряд идей, которые нужно реализовать», - сказал российский лидер.

Политический диалог России и Австрии весьма интенсивен. В сентябре в Нью-Йорке состоялась встреча президентов Дмитрия Медведева и Хайнца Фишера. Кроме того, с визитом Россию посетил спикер верхней палаты австрийского парламента. Переговоры с канцлером Австрии в Москве предварила встреча глав МИД обеих стран, которая прошла 6 октября. Повестка переговоров отражает уровень взаимодействия  России и Австрии.

Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по итогам встречи,  стороны условились придать дополнительный импульс работе над соглашением о сотрудничестве в рамках проекта «Южный поток». Россия и Австрия будут  уделяться внимание и другим соглашениям, в том числе о научно-техническом сотрудничестве, о взаимодействии в сфере чрезвычайных ситуаций, о борьбе с преступностью.

На встрече глав МИД обсуждалось взаимодействие в Совете Безопасности ООН, где Австрия в 2009-2010 годах является непостоянным членом, а в ноябре исполняет функции председателя.

Состоялся обмен мнениями по вопросам укрепления безопасности и сотрудничества в Европе. Сергей Лавров подчеркнул, что Россия ценит серьезный интерес австрийской стороны к рассмотрению российской инициативы о заключении Договора о евроатлантической безопасности. «Ценим также и подход Австрии к ОБСЕ, в рамках которой предстоит немало сделать, чтобы укрепить возможности этой структуры в сфере всеобъемлющей безопасности, в сфере сотрудничества по всем направлениям», - отметил глава российского внешнеполитического ведомства.

Глава МИД РФ констатировал, что диалог с Австрией развивается и по другим международным вопросам. Это касается и Балкан, и Ближнего Востока, и целого ряда вопросов, связанных с разоруженческой проблематикой, с проблематикой нераспространения.

По информации МИД РФ.
 

Комментарии экспертов

Энергетический фактор является определяющим во взаимоотношениях России практически со всеми странами Центральной, Восточной, Западной Европы, за исключением части Южной Европы - Испании, Португалии.

Что касается  Австрии, то она может представлять для нас ценность как страна коридорных возможностей, с которой, в принципе, можно развивать политический диалог, потому что каких существенных противоречий с австрийцами у нас никогда не было.

Исторически взаимодействие складывалось относительно удачно, даже если брать самые, казалось бы, непростые моменты нашей общей истории, вроде оккупации части Австрии советскими войсками после Второй мировой войны. Тогда мы достаточно быстро покинули территорию Австрии, и никаких претензий к нам в этом плане нет.

Австрийское руководство тяготеет к расширению своего влиянию в рамках ЕС. Другое дело, что для этого у неё нет необходимых ресурсов и возможностей. В этом плане партнёрство с Россией может стать для неё определённым подспорьем.

Россия, в свою очередь, тоже нуждается в создании пула союзников в Европе, и здесь страна без особых претензий к России, может пригодиться. Я думаю, что здесь возможен вариант развития ещё политического диалога. Помимо энергетических вопросов и политического диалога, других сфер сотрудничества, если только не брать какое-нибудь культурное и образовательное, тут усмотреть сложно.

Здесь разве что возможно будет попытаться заручиться поддержкой Австрии в продвижении плана Медведева по созданию системы общеевропейской безопасности. Для нас даже такое партнёрство с европейскими государствами среднего уровня по этому вопросу может оказаться достаточно продуктивным.
 

На переговорах с европейскими странами основным вопрос является энергетика. Это даже не европейский приоритет, это наш собственный выбор: мы решили стать энергетической сверхдержавой, отсюда и все вытекающие последствия. Но есть один нюанс. Дело в том, что коль скоро мы претендуем на то, чтобы быть энергетической сверхдержавой, причём применительно к Европе стать основным фактором энергообеспечения, то приходится брать на себя определённую ответственность, определённые обязательства.

И тут как раз начинается неприятная часть, потому что пока обеспечить эффективную и стабильную с точки зрения европейских клиентов поставку энергоресурсов в России не удаётся. Поэтому возникают все эти проблемы и конфликты. Если мы берём на себя эту роль, то мы должны решить проблемы со своими партнёрами. Проблема не в том, что наши партнёры плохие. Если у нас партнёры плохие, значит мы не можем решить свои проблемы.

Наша способность быть реальной энергетической сверхдержавой зависит именно от того, насколько мы независимы от партнёров и насколько мы можем наладить с ними реальные партнёрские отношения. Неспособность России договориться с Украиной – это не только проблема Украины, это проблема того, как построена российская дипломатия, российская внешняя политика и конкретно двусторонние отношения.

Если говорить о перспективе, то в XXI веке, если речь идёт о том, чтобы стать ключевым поставщиком энергии, тогда основная задача России состояла бы в том, чтобы основные усилия потратить на то, чтобы сформировать технологический потенциал для альтернативных видов энергии. То есть иными словами в любом случае ставка на нефть бесперспективна по многим причинам, начиная с того, что это конечный ресурс.

Физически в земле у России ещё очень много нефти, но дело в том, что разведанная и доступная нефть скоро кончится, и совершенно неочевидно, что ставка на нефть перспективна в плане затрат, которые придется нести, чтобы сделать доступными новые нефтересурсы. Поэтому политика, которую в этом отношении проводит Россия, сегодня неэффективна. Но какая есть – такая есть. Если такая политика проводится, то из неё вытекает целый ряд последствий.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".