Комментарий
3719 15 апреля 2020 8:49

Переход на онлайн-образование: плюсы и минусы

Валерия Касамара политологВалерия Касамара

Валерия Касамара
политологВалерия Касамара
В связи с пандемией коронавируса Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало российским вузам и школам перейти на дистанционное обучение. Большинство учебных заведений и сами преподаватели не были готовы к переходу в онлайн. По результатам исследования НИУ ВШЭ 2019 г., преподаватели оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями на 3,2 балла из пяти. За последние три года каждый четвертый ни разу не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в вебинарах и видеоконференциях.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с политологом, проректором НИУ ВШЭ Валерией Касамарой о том, как проходит процесс перехода на онлайн обучение.

— Проблемы, безусловно, есть. Потому что главная проблема — это психологическая перестройка человека к новому формату жизни. И поскольку сейчас навалилось очень много всего, и самоизоляция, и онлайн-образование, и многие оказались в своих квартирах вместе с семьями, а не у каждого есть возможность оборудовать рабочее место, то есть масса всего. Получается очень сложный «эксперимент», который мы наблюдаем. И поэтому оценить плюсы и минусы онлайн-образования в чистом виде сейчас не представляется возможным, потому что мы оцениваем ситуацию в комплексе.

Но уже сейчас можно сказать, что, как и у любого явления, есть и позитивные, и негативные стороны. Среди позитивных студенты, например, называют то, что масса времени экономится на дороге. Поскольку в нашем мегаполисе многие живут очень далеко, кто-то едет из пригорода, то в условиях мегаполиса это, конечно, находка. Когда ты экономишь в среднем три часа в день на том, что просто не выезжаешь из дома. Поэтому у многих освободилось время, которое можно потратить на увлечения, дополнительную литературу, просмотр лекций, занятия спортом, пусть и дома, и многие говорят, что это повышает эффективность.

С другой стороны, есть масса форматов в процессе образования, которые тяжело перенести целиком в онлайн. И поэтому то, что происходят различные формы в рамках семинарских занятий, сейчас, мне кажется, тяжелее всего даётся преподавателям. Потому что провести на платформе Zoom лекцию для 100 человек — это не самая сложная задача. А вот перевести учебный материал семинарских занятий в онлайн формат уже сложнее. Более того: тяжелее всего сейчас ребятам, у которых, например, естественнонаучные направления, потому что онлайн проводить химические опыты, или медикам изучать гинекологию или стоматологию онлайн — не самый лучший формат.

Поэтому студентам оказалось проще, сложнее — преподавателям, особенно тем, которые в возрасте, и для которых постижение новых платформ и инструментов проходит несравненно дольше, чем у моих 30-летних коллег. Но это дело наживное. В будущем, думаю, мы придём к какой-то золотой середине, когда просто будем умело комбинировать онлайн-формат и все его позитивные стороны, вместе с тем не лишая себя возможности человеческого общения и повышая эффективность образования, дополняя его офлайн-форматам.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".