Статья
2195
16 марта 2015 18:21
Перспективы мирного плана на Украине
На прошедшей неделе поступило несколько сигналов, которые не свидетельствуют о заинтересованности Киева в политическом урегулировании на юго-востоке.Прежде всего, Киев сорвал сроки начала политического урегулирования, определенные в Минске. На 14 марта не были приняты необходимые решения в парламенте (закон о статусе территории народных республик и определение их границ), не начаты переговоры по проведению местных выборов (эти переговоры должны были начаться после 7 марта). Справедливости ради надо сказать, что Киев все же счел возможным обсудить увеличение срока на принятие соответствующих решений, а 14-го вечером Порошенко отправил в парламент законопроект о статусе территорий народных республик.
Читайте также Границы особой зоны
Киев не отреагировал на предложения по изменениям Конституции, направленные руководством народных республик, а спикер парламента Гройсман отказался ехать в Донецк вести переговоры по этому поводу. Не похоже и чтобы с руководством республик согласовывался президентский законопроект. Правда, согласование могло быть косвенным (с учетом предложений, которые высказывались в Минске), но сказать что-то определенное до публикации проекта нельзя. Правда, Гройсман говорил о возможности привлечения к выработке законодательства депутатов местных советов, избранных в 2010 году, но они уже, по сути, никого не представляют — с тем же успехом можно привлечь Януковича и Ефремова.
На заседании СНБОУ 12 марта было принято определение границ территорий с особым режимом местного самоуправления. В противоречии с минскими соглашениями из этой зоны исключен т.н. «Дебальцевский плацдарм». Таким образом, в Дебальцево и окрестных районах местные выборы проводиться не будут вообще — ведь провести выборы «в общем порядке» Украина на этих территориях не сможет физически.
Не продвигается вопрос обмена пленными, о чем заявила уполномоченная по правам человека в ДНР Дарья Морозова.
Кроме того, прозвучало множество заявлений разной степени воинственности.
Читайте также Кому не нужно перемирие
Президент сообщил, что «в каждый день мира террористы теряют поддержку на оккупированных территориях. Люди не понимают, зачем им платить такую огромную цену, не получая ни копейки, зачем кормить эту банду с оружием. И это и есть наш эффективный путь».
Заместитель министра иностранных дел Владимир Пристайко: «Мы не можем проводить выборы, когда в регионе находится неизвестное количество иностранных вооруженных формирований» (учитывая наличие отсутствия доказательств пребывания этих формирований, совершенно непонятно, как можно проконтролировать их выведение).
Про заявления депутатов уже и говорить не стоит — в парламенте очень сильны настроения «война до победного конца», «будем гнать москалей до Урала» и т.п.
В общем, все эти факты не дают развиться оптимизму — Киев явно стремится выхолостить или даже сорвать процесс политического урегулирования.
Цели украинской стороны достаточно четко поставлены президентом Порошенко — население народных республик должно «платить такую огромную цену, не получая ни копейки». Т.е. результатом политического урегулирования не должно стать экономическое разблокирование и снижение оборонных расходов народных республик. Киев по-прежнему рассматривает их как «оккупированную территорию» и договариваться с ее населением не собирается — у этого населения никакой субъектности быть не может по определению, референдум «проводился под дулами автоматов» и т.п.
Читайте также Сутки до окончания мира?
Это все, разумеется, для внешнего применения. На самом-то деле и Порошенко, и его окружение, и даже, что удивительно, значительная часть населения страны отлично понимают, что никаких народных республик просто бы не существовало, если бы они не поддерживались значительной и при этом активной частью их жителей. Именно поэтому Киеву важно сохранить режим экономической блокады и донести до населения всю бесперспективность их дальнейшего существования — они или вымрут от голода (случаи голодной смерти уже сейчас исчисляются десятками), или вынуждены будут куда-то уехать (собственно, этот процесс продолжался все 23 года украинской независимости — в городах Донбасса есть целые микрорайоны, в которых заселено хорошо если 10% квартир). Если не будет населения, то не будет и народных республик, и самих Вооруженных сил Новороссии — их-то интересует именно народ, а не территория.
Учитывая, что Германия и Франция скорее сочувствуют Киеву и вряд ли будут вводить против него санкции, план выглядит вполне реалистичным. Но тут в дело вступит, скорее всего, внутренний фактор — местные элиты на территории Украины получили уже слишком много суверенитета, чтобы соглашаться на сохранение формальной унитарности (это касается, прежде всего, «коломойского каганата»). Поэтому у особого статуса народных республик Донбасса по минскому варианту неожиданно для Киева много сторонников — причем именно среди тех, кто наиболее последовательно этим республикам противостоял…
Откажется ли Коломойский от легитимизации собственной феодальной армии по образцу «народной милиции» республик Донбасса? Вряд ли… Не захочет ли украинский бизнес воспользоваться возможностями официальной поливалютной системы в ДНР и ЛНР? Захочет. А при достаточно сильном лоббистском давлении это будет означать и крах экономической блокады, и огромные инвестиции в экономику республик…
Так что планы Киева тщетны и ему останется или идти путем политического урегулирования, который быстро приведет Украину к реальной федерации или даже конфедерации, или продолжать войну, одержать победу в которой не удастся.
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для «Актуальных комментариев»
29 октября 2024
Колонки
Зеленский дозревает
Алексей Чеснаков о перспективах приглашения
Украины в НАТО
28 октября 2024
Колонки
Интрига по транзиту сохраняется
Игорь Юшков о транзите газа из России в
Европу
28 октября 2024
Колонки
Электоральный туман
Михаил Карягин о рисках выборов в США для
будущего Украины