Статья
3491 12 августа 2009 0:02

План Медведева-Саркози

Год назад в Москве президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози согласовали шесть принципов мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта.

Первый принцип – не прибегать к использованию силы. Второй – окончательно прекратить все военные действия. Третий – обспечить свободный доступ к гуманитарной помощи. Четвертый – вооруженные силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации. Пятый – вооруженные силы Российской Федерации выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий, однако до создания международных механизмов российские миротворческие силы принимают дополнительные меры безопасности. И шестой – начало международного обсуждения вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

Год спустя официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко в преддверии августовских событий 2008 года, заявил, что Россия неукоснительно выполняет план Медведева-Саркози. "Полагаем, что при надлежащем извлечении всеми заинтересованными сторонами уроков и выводов из трагедии августа прошлого года международное сообщество способно наладить конструктивное взаимодействие в Закавказье, - отметил дипломат. - Основные пути для этого заложены в плане Медведева-Саркози, положения которого Россия полностью неукоснительно выполняет и будет выполнять и впредь".

"Только совместными усилиями мы можем сохранить мир на нашем европейском континенте", - подчеркнул А.Нестеренко. Он напомнил, что "не на России лежит ответственность за уход международных миссий /ООН и ОБСЕ/, как бы кто ни старался это представить". "Попытки действовать так, как будто ничего не случилось, игнорировать полностью самостоятельное существование независимых Южной Осетии и Абхазии в итоге привели к закрытию в этих странах и Грузии международных присутствий, оказавших в целом полезное содействие народам региона", - заключил А.Нестеренко.

Премьер РФ Владимир Путин не исключил, что нынешнее грузинское руководство может попытаться повторить силовой сценарий в отношении Абхазии и Южной Осетии, однако выразил уверенность, что эта попытка будет бесперспективной.

В интервью абхазским СМИ В.Путин, отвечая на вопрос, исключено ли повторение событий августа прошлого года, заметил: "С сегодняшним грузинским руководством ничего исключать нельзя. Но сделать им это будет гораздо сложнее".

"И, если их хоть что-то может научить, то последние события, события августа прошлого года, должны были научить их тому, что разговаривать с позиции силы бесперспективно", - сказал В.Путин.

Он добавил, что договор России и Абхазии о дружбе и сотрудничестве предусматривает оказание военной помощи."Россия на территории Абхазии будет размещать вооруженные силы. Мы приложим необходимые усилия для того, чтобы вместе с абхазскими соответствующими структурами выстроить современную охрану границы. Все это является дополнительными серьезными гарантиями безопасности Абхазии и Южной Осетии", - сказал В.Путин.

Говоря о предыстории прошлогоднего конфликта на Кавказе, премьер, в частности, отметил, что Россия стремилась к мирному урегулированию проблемы территориальной целостности Грузии. "Мы много раз говорили с сегодняшним грузинским руководством. Я лично призывал их к тому, чтобы они набрались терпения и завоевывали уважение, авторитет и доверие Абхазии и Южной Осетии. И только так - я и сейчас так считаю и тогда говорил - можно будет добиться территориальной целостности", - сказал В.Путин.

Он отметил, что на словах Тбилиси соглашался с доводами России, но делал "ровно все наоборот: военное давление, лишение автономных прав и, в конечном итоге, - агрессия".

"Разумеется, Россия не имела права и не могла оставить в беде ни Южную Осетию, ни Абхазию и приняла единственно правильное решение: защитить народы Абхазии и Южной Осетии и признать их независимость", - подчеркнул премьер.

Он заявил, что созданный правовой базис позволяет России "развивать отношения и с Абхазией, и с Южной Осетией уже как с независимыми государствами, без всяких оглядок на тех, кому это не нравится".

В.Путин также заметил, что "в Европе, вообще в мире есть государства, которые значительно меньше Абхазии - и по территории, и даже по численности населения. И они процветают".

"Конечно, все они - эти небольшие государства Европы - имеют особые отношения со своими соседями. Можно посмотреть - Сан-Марино, Монако и так далее. В Европе не одно такое государство. Скажем, у Монако особые отношения с Францией. Поэтому то, что между Россией и Абхазией складываются особые отношения - это абсолютно нормальное дело, полностью соответствует мировой практике", - сказал премьер РФ.

"Что касается руководства республик, то, на мой взгляд, оно весьма профессиональное, в высшей степени патриотичное, и в состоянии организовать внутриполитическую жизнь и выстроить международные отношения этих республик таким образом, чтобы все действия шли на пользу народу Абхазии и Южной Осетии", - добавил В.Путин.

 

По информации ИТАР-ТАСС, Интерфакс и журнала Эксперт.

Комментарии экспертов

Участие Франции очень сильно поспособствовало примирению, потому что это было вмешательство серьезной европейской международной силы, авторитет которой безусловно признавался за нейтральный всеми сторонами конфликта. И Саркози, и Кушнер проявили тогда исключительный дипломатический такт и быстроту реакции при том, что они, конечно, решали вопрос европейской политики, а именно вопрос утверждения Европы и европейских внешнеполитических интересов в регионе  Кавказа. Ранее это была зона советских интересов, потом Южный Кавказ стал безоговорочно зоной американских интересов, где Россия занимала оборонительную позицию, а  Европа там не присутствовала никак, кроме нескольких гуманитарных организаций.

Вмешательство Саркози и Кушнера совершенно по иному расставило акценты в факторе присутствия именно Европы, Европейского Союза, в Кавказском регионе. Это сделало Европу еще одним активным влиятельным игроком в этом регионе, усложнило ситуацию и, стало быть, вывело ее из формата двухстороннего российско-американского противостояния. В целом, это  послужило интересам России. Вообще усиление роли Европы  - в российских интересах,  поскольку в  кризисных зонах в двухстороннем противоборстве мы будем всегда проигрывать американцам на современном этапе, поскольку Россия не обладает ни ресурсом, ни возможностью для маневра, ни разветвленной сетью НКО, ни разного рода подобными гуманитарными организациями, выполняющими функцию государственного проникновения в регион. Европа в данном случае является партнером России, и я считаю, что сотрудничество с влиятельными европейскими структурами в региональном формате является очень перспективным.

План Медведева-Саркози сыграл очень полезную историческую роль, потому что это был способ выйти из военной фазы конфликта год назад, и предотвратить гораздо большие политические, моральные и человеческие потери со всех сторон. И в этом смысле президент Медведев был совершенно прав, что направил послание президенту Саркози в ознаменование годовщины принятия документа.

Тем не менее, говорить о том, что план Медведева-Саркози является основой для политического решения и для дальнейшего развития ситуации в регионе, на мой взгляд,  просто невозможно. План имел совершенно конкретную цель – прекратить войну, развести воюющие стороны, обеспечить какой-то статус-кво. В определенный момент этот план стал играть особенно важную роль, потому что в силу разных обстоятельств никаких легальных режимов для данной зоны конфликта не осталось – Грузия вышла из всех соглашений, которые подписывались когда то раньше, резолюцию ООН принять не удалось в силу непреодолимых разногласий членов Совбеза. В результате возник абсолютный правовой вакуум, который отчасти как-то компенсировали эти шесть пунктов плана Медведева-Саркози.

С момента, когда Россия в одностороннем порядке  признала Абхазию и Южную Осетию, говорить о действенности плана Медведева-Саркози, на мой взгляд, смысла уже нет. Факт признания радикально изменил всю ситуацию, это имело свои плюсы-минусы. Решение это неоднозначное, но тем не менее оно было принято и создало новый статус-кво в регионе. Он официально не признан всем остальным миром, но фактически все руководствуются и исходят из этой ситуации. План Медведева-Саркози на такое развитие событий предусмотрен не был, поэтому он, я думаю, должен остаться в истории с позитивным знаком, но как временный документ.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".