По словам специалистов Летно-испытательного института имени Громова
Специалисты Летно-испытательного института имени Громова завершили серию летных экспериментов по установлению причин катастрофы Як-42Д с хоккейной командой ярославского «Локомотива» на борту.
Как пишет газета «Коммерсант» в среду, в результате исследований специалисты подтвердили: пассажиров самолета погубил один из пилотов, тормозивший при взлете.
«В ходе летных испытаний была экспериментально доказана версия о том, что Як-42 и 45 человек, находившихся на его борту, погубили не технические неисправности и не проблемы с качеством топлива, а именно тормозящий момент на его колесах. Создан он был опять же не отказавшей техникой, а управляющим пилотом, который зачем-то поставил ноги на педали при взлете», - цитирует издание «Интерфакс».
На этот раз в отличие от предыдущих пяти испытательных полетов к штурвальной колонке самолета был присоединен специальный прибор - динамометр, измеряющий усилия рук пилота, сообщает «Коммерсант».
Как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолета, его руль высоты еще во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а затем, перед отрывом от земли, и до 13 градусов, подчеркивает издание.
Как сообщили испытатели, когда они попытались воспроизвести это отклонение, от них потребовались, согласно показаниям динамометра, уже усилия рук в десятки килограммов.
«Обеспечить его, не упираясь ногами в педали тормозов, испытатели, по их словам, уже не смогли. Удержать же руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 кг, испытателю пришлось что есть мочи давить на тормоза», - подчеркивает газета.
После этого, описывает эксперимент «Коммерсант», разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение 5 градусов, испытатели просто убрали руки и ноги с органов управления машины, и Як-42 уверенно поднялся в воздух.
По словам участников испытаний, данный факт говорит о том, что, если бы пилот разбившегося самолета, вообще, устранился от управления, взлет прошел бы нормально.
По данным издания, результаты летных испытаний лягут в основу отчета технической комиссии о причинах катастрофы Як-42Д, к подготовке которого эксперты уже приступили.
Напомим, что 16 октября в Ярославле почтили память погибших в авиакатастрофе хоккеистов «Локомотива». В воскресенье ровно 40 дней после трагедии. Утром в Успенском соборе прошла поминальная служба. Собралось около 500 человек - родные и близкие спортсменов, руководители региона.
Траурная церемония прошла и на стадионе «Арена 2000», где команда проводила домашние матчи, передает телеканал «Россия-24». Там состоялся концерт-реквием с участием известных музыкантов Юрия Башмета и Игоря Бутмана. А затем болельщики запустили в небо 44 воздушных шара - по числу погибших хоккеистов. На каждом были написаны имена игроков «Локомотива».
Самолет Як-42, на котором «Локомотив» отправлялся в Минск на матч, разбился 7 сентября сразу после взлета. Из находившихся на борту 45 человек в живых Для измостался только один из членов экипажа.
Для изменения ситуации в авиации необходимо усилить не только методы государственного контроля, но и создать методы горизонтального контроля. То есть разработать механизмы, когда у коллег, которые в общем-то хорошо знают положение дел друг друга, будет мотивация высказываться относительно ситуации. То есть, кроме государственного контроля, на мой взгляд, необходимо создать саморегулирующуюся организацию, куда будут входить авиакомпании, которые несут солидарную ответственность по страховым случаям.
Если происходят авиакатастрофы, не обязательно с человеческими жертвами, но подрывающие рынок в целом, тогда все будут заинтересованы разъяснить ситуацию, поскольку ответственность несет не одна компания, а все, и деньги - тоже общие.
В случае создания такой саморегулируемой компании врачи, которые проводят медосмотр, будут не на службе отдельной авиакомпании, а вот в этой общей организации. Это касается и технического персонала. Такая форма - гораздо лучше, чем только государственной контроль, еще и потому, что саморегулирующая компания сможет платить людям совсем другие деньги. И контроль по горизонтали будет еще пожестче, чем государственный.