Статья
1983 28 декабря 2009 0:01

Поездка Путина во Владивосток

Глава правительства Владимир Путин совершил поездку во Владивосток. Владимир Путин позитивно оценил результаты экономического развития Приморского края в 2009 году. «Приморский край в целом неплохо заканчивает год. В отличие от ряда других регионов, где у нас зафиксировано падение (производства), здесь год заканчивается в плюсе», - заявил Владимир Путин на встрече с губернатором Приморья Сергеем Дарькиным.

В свою очередь, Сергей Дарькин сообщил, что рост валового регионального продукта в 2009 году по отношению к предыдущему году составил 1,5%. Еще одним из положительных факторов в уходящем году губернатор назвал отсутствие роста безработицы.

Глава региона также рассказал премьер-министру о выполнении ряда поручений, которые Владимир Путин дал ранее краевым властям. В частности, Сергей Дарькин рассказал о подготовке к строительству инфраструктурных объектов в микрорайоне «Снеговая падь».

По словам губернатора, власти региона уже получили на эти цели 3,5 миллиарда рублей и подготовили проект строительства восьми социальных объектов в микрорайоне: детских садов, школ, поликлиник и спорткомплексов.

Во Владивостоке состоялся запуск нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Ежегодно по системе будет доставляться 15 млн тонн нефти.

Основная цель строительства ВСТО - транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР.

Строительство нефтепровода осуществляется в два этапа. Первый – «ВСТО-1» - включает в себя строительство ветки  «Тайшет – Сковородино» протяженностью 2694 км и мощностью 30 млн тонн в год, семи нефтеперекачивающих станций (НПС), специального морского нефтеналивного порта (СМНП) «Козьмино» мощностью 15 млн тонн нефти в год.

Второй этап – «ВСТО-2» - предусматривает строительство линейной части трубопровода от г.Сковородино до СМНП «Козьмино» протяженностью 2100 км, 8 НПС, расширение спецморнефтепорта.

«Большая протяженность и сложность трассы нефтепровода потребовали применения при строительстве особых технических решений. В проекте также заложен комплекс мероприятий, которые позволяют практически исключить негативное влияние строительства ВСТО на окружающую среду», - сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу правительства.

В настоящее время завершено строительства «ВСТО-1». Кроме того, ведется строительство ветки «Сковородино - граница КНР».

По информации пресс-службы правительства, значительное внимание в ходе поездки Владимира Путина будет уделено тематике развития на Дальнем Востоке гражданского судостроения. В г.Большой Камень глава правительства посетит судоремонтный завод «Звезда», где в его присутствии состоится торжественная церемония закладки плавучей полупогружной буровой установки для компании Роснефть, а также проведет совещание по вопросу развития отрасли.
 

Комментарии экспертов

На Дальнем Востоке нет такого производства, и тех отраслей, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса (машиностроение, металлургия, автопром). В то же время в регионе был зафиксирован всплеск безработицы. Это серьёзная проблема для региона и связана она с тем что изменились правила импортирования автомобилей в Россию. Существует также проблема с некоторыми моногородами.  

Так что, в целом, регион изначально отличается по структуре экономики от тех, которые в наибольшей степени были затронуты кризисом. Здесь, наверное, сыграли и эти объективные факторы, и администрация попыталась сверстать бюджет в более-менее приличном, благоприятном виде. Плюс, сейчас регион получает много дотаций из бюджета поэтому я думаю, что эти средства тоже как-то могли повлиять на хорошие показатели региона в конце года. 

 

Проблема ВСТО распадается на две части. Первая касается вообще стратегических перспектив развития России, которые решаются не за один месяц и даже не за один год. В этом смысле я полностью поддерживаю по крайней мере озвученную (пока ничего не могу сказать насчёт конкретных шагов) линию президента Дмитрия Медведева на ускоренную модернизацию страны, на структурную перестройку. Собственно, это то, с чем я выступал все предыдущие годы, и в этом смысле я являлся критиком той экономики, которая ориентирована на экспорт сырья.

С другой стороны, мы должны понимать, оставаясь реалистами, что эти вещи не решаются в рамках одного года. Поэтому любое восполнение потребностей или спроса на нашу продукцию не с Запада, так с Востока в любой случае даёт нам хоть какую-то передышку и создаёт ещё одну ногу опоры, на которую мы можем опираться. Это неизбежно в связи с тем, что роль Восточной Азии и прежде всего Китая, конечно, будет возрастать во всей обозримой перспективе.

Здесь есть, тем не менее, опасность, связанная с тем, что мы можем превратиться в сырьевой придаток для Китая. Мы традиционно привыкли считать эту страну менее развитой по сравнению даже с самими собой, но дело в том, что последние соглашения, которые были достигнуты осенью во время визита Владимира Путина в Китай, указывают на то, что мы всё больше закрепляем свой отсталый статус. Мы становимся преимущественно экспортёром сырья.

Более того, Китай даже не согласился, чтобы мы построили нефтеперерабатывающие предприятия на своей территории, то есть он готов покупать у нас только сырые, необработанные продукты, а отнюдь не продукты нефтепереработки. В свою очередь мы при этом согласились закупить их высокоскоростные поезда. Очень важно решение проблемы транспорта для России с её огромными пространствами.

Но сам факт является говорящим сам за себя. Мы берём там высокотехнологичную продукцию, поскольку в мире только 2 страны имеют собственные технологии высокоскоростных поездов на обычных рельсах – Франция и Китай. А мы продолжаем консервировать здесь отсталость в торговле с Китаем через эти новые проекты.

Поэтому, с одной стороны, это, несомненно, важный аспект экономического роста и его поддержания, но в стратегическом плане надо думать о том, что возможности такого роста чрезвычайно ограничены, и России, помимо этого, следует решать проблему структурной перестройки собственной экономики, чтобы самими становиться потребителями собственного сырья и в гораздо меньшей степени зависеть от мировой конъюнктуры, потому что любой поставщик сырья больше всех страдает от колебаний мирового спроса, и поэтому является наименее устойчивой экономикой с точки зрения возможности противостоять каким-то кризисным явлениям. Если бы мы в большей степени замкнули эти ресурсы на собственные потребности и потребляли бы это сами, мы в гораздо меньшей степени зависели бы от этой мировой конъюнктуры.

Я думаю, это стратегический план. А так, в целом, мы можем приветствовать подобного рода начинания. Хотя, надо сказать, что через Владивосток предполагается качать ресурсы не столько в Китай, а в большей степени в Японию (насколько я понимаю, на эту тему в своё время был спор), но, тем не менее, это восточное направление очень важно, особенно в связи с политическим давлением, которое постоянно возникает в наших поставках в Европу. Мы знаем все эти газопроводы «Набукко» и т.д. Любая попытка диверсификации нашего экспорта даёт нам больше шансов с точки зрения экономической безопасности. Поэтому я в целом положительно оцениваю это событие.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".