Статья
1535 7 декабря 2014 18:31

Децентрализация как уловка

Киев готов к децентрализации власти. 

Об этом заявил украинский президент Петр Порошенко в поздравлении по случаю Дня местного самоуправления, который отмечается на Украине с 2000 года.

«Сегодня общины хотят жить по-новому и иметь больше возможностей. Мы готовы начать процесс децентрализации власти», —  говорится в обращении, размещённом на сайте главы государства.

«Необходимость таких изменений является особенно актуальной с приближением выборов сельских, поселковых, городских председателей и депутатов местных советов, — цитирует президента ТАСС. — Но избранные общинами представители должны быть готовы получить вместе с широкими полномочиями и ответственность за жизнедеятельность и развитие территорий».

Как указал Порошенко, «именно от добросовестности, инициативности и активности работников органов местного самоуправления, депутатов местных советов зависит уровень стандартов организации управления в городах, селах и поселках, качество выполнения обязательств, обеспечение самостоятельности и соблюдения принципа самоуправления общин».

Напомним, после смены власти на Украине в феврале многие жители юго-восточных регионов не признали легитимности нового руководства страны и стали требовать федерализации страны, а затем и независимости своих регионов. 

Избранный в конце мая президентом Петр Порошенко заявил, что Украина не станет федерацией, но власти готовы к децентрализации.

В июне он внес соответствующие конституционные поправки на рассмотрение Верховной Рады. В частности, они дают местным властям право предоставлять русскому и другим языкам специальный статус в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

В октябре избранный спикер Рады Владимир Гройсман сообщил, что децентрализация власти может начаться уже в январе 2015 года, напоминает Корреспондент.Net.

Ранее на децентрализацию власти Евросоюз выделил Украине 55 миллионов евро. 

Между тем, по мнению экспертов, Порошенко «вбрасывает» тему децентрализации чтобы выторговать повестку минских переговоров. 

По словам украинского президента, было достигнуто соглашение, что очередной раунд переговоров по конфликту на Донбассе пройдет в Минске 9 декабря. Об этом Порошенко сказал во время визита в город Чугуев Харьковской области, сообщает издание Dni.com.ua.

Власти Луганской народной республики согласились прислать своего представителя в назначенный Порошенко день. Однако в Донецкой народной республике настаивают на том, чтобы встреча состоялась 12 декабря.

Украина считает выборы 2 ноября в Донецке и Луганске нелегитимными и отказывается признавать их результаты. В Киеве продолжают настаивать на проведении новых выборов на Донбассе согласно минским договорённостям. Как пишет издание Dni.com.ua, день переговоров 9 декабря должен быть объявлен днем артиллерийской тишины. В течение 30 дней стороны должны разойтись за линии, которые были оговорены в минском протоколе, и провести мероприятия для обеспечения нормальной работы миссии по мониторигу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эти действия должны сопровождаться подготовкой к политическому процессу по организации местных выборов на Донбассе.

Комментарии экспертов
Мне кажется, что разговоры о децентрализации больше относятся к области риторики и демагогии. На самом деле, эти разговоры ни к чему не приведут, разве что только к затягиванию процесса и к определенным уступкам со стороны России и Донецко-Луганских народных республик.

Разговоры о децентрализации можно было вести еще до украинского кризиса, до его горячей кровавой стадии. В принципе существуют определенные механизмы, которые используются многими государствами для решения именно проблем децентрализации — это федерализация государства. На Украине этот вопрос всегда был под запретом даже на обсуждении, не говоря о том, чтобы вынести его на всенародный референдум.

В тех условиях, безусловно, референдум мог бы показать относительно репрезентативное отношение граждан Украины к этому вопросу. Сейчас в условиях войны, в условиях, когда Крым уже не входит в состав Украины, когда Донбасс находится в состоянии войны, проводить децентрализацию крайне затруднительно. Между тем, все остальное население Украины подвергается жесточайшему информационному воздействию. Безусловно, ни референдум, ни подобного рода реформы по вопросу децентрализации и федерализации сейчас невозможны.

То, о чем говорил Порошенко, это разговоры ни о чем. Я не понимаю, каким образом децентрализация может привести к тому, что конфликт на Донбассе перейдет хотя бы из горячей стадии в спокойную. Кроме того, не видно никаких мер, которые кардинальным образом меняли бы отношение центра к регионам. Поэтому я и думаю, что это просто очередной прием киевского руководства для того, чтобы затянуть процесс подольше и задушить Донбасс экономической блокадой.

Что касается особого статуса языка, о котором ранее говорил Порошенко, то я думаю, что какая-то радикализация в этом отношении возможна, но, опять же, вопрос с языком тоже надо было решать раньше. Ведь еще после прихода к власти Ющенко ряд регионов считали русский язык региональным языком, причем основываясь на решении местных органов власти. То есть вроде бы была эта децентрализация в действии. И Киев, надо сказать, на это очень жёстко реагировал.

Порошенко неоднократно декларировал, что его гуманитарная политика будет унитарной, жесткой, националистической, и что никаких прав русскому языку он предоставлять не будет. Поэтому его робкие обещания сейчас отдать вопрос языка регионам тоже ничего не значат. Это просто-напросто риторика, также как и относительно децентрализации. Потому что сегодня он дает эти возможности, а завтра он их заберет. Соответственно, все вопросы и децентрализации, и русского языка будут отброшены назад, и люди останутся с тем же, с чем они были до так называемого процесса децентрализации.

Кроме того, есть масса вопросов о модели будущей децентрализации. Ранее Порошенко заявлял, что собирается обратиться к опыту Польши, но, на мой взгляд, эта модель совершенно не подходит Украине.  

Польша — это моноэтническое государство. Там подавляющее большинство населения — это поляки и люди, которые уже давным-давно ассимилировались и тоже считают себя поляками. Поэтому я считаю, что польская модель децентрализации никак не подходит для Украины с ее очень разным этнически, ментально и говорящим на разных языках населением. И хоть Украина и ратифицировала Хартию по региональным европейским языкам, но, очевидно, что она не собирается ее выполнять. В данной ситуации переносить польский опыт на территорию Украины — это все равно, что переносить опыт нацистской Германии на Советский Союз: это вызовет лишь дополнительную напряженность. Не может польская модель (модель моноэтнического государства, фактически монорелигиозного) работать в условиях столь разнообразной этнически Украины.

Украине в этом смысле могла бы подойти модель Российской Федерации с существованием в ряде регионов статусов республик, автономных областей, автономных округов. Речь идет о  предоставлении полной самостоятельности в гуманитарной составляющей, когда в регионах может изучаться и использоваться в государственных и образовательных учреждениях родной язык. Также Украина могла бы взять на вооружение модель Германии, где у ряда земель тоже есть достаточно широкие права, в том числе и в гуманитарной области. Поэтому я думаю, что выбор польской модели как раз и обусловлен тем, что она соответствует той идеальной унитарной Украине, мононациональной, которую пытаются создать сейчас украинские националисты в Киеве.

Мне кажется, что в условиях нынешнего кризиса и экономической стагнации какие-либо процессы реформирования экономики и территориального устройства на Украине невозможны. Украина является одной из самых коррумпированных стран. Это признание организации Amnesty International. Этот факт вызвал возмущение даже у тех американских политиков и силовиков, которые всячески поддерживают Украину в своих геополитических интересах. Поэтому говорить о том, что все эти миллиарды, которые Евросоюз собирается выделить Украине на осуществление реформ, будут использованы регионами, по меньшей мере, преждевременно.

Сейчас Киев экономическими рычагами душит жителей Донецкой и Луганской областей, отказывая им в пенсии, зарплате, в лекарствах, еде, фактически обрекая их на уничтожение. Поэтому говорить о том, что эти регионы сейчас получат какую-либо самостоятельность, тем более, часть из этих денег, на мой взгляд, абсолютно необоснованно. Сомневаюсь я и в том, что эти деньги будут выдержаны в таких размерах, потому что сейчас Евросоюз находится в достаточно тяжелом состоянии.

Ряд его основных двигателей, таких как Германия и Франция, находятся тоже в состоянии экономического кризиса, поэтому для них выделение таких значительных сумм как 55 миллиардов евро, на мой взгляд, будет тяжелейшим ударом по их собственным экономикам, особенно в условиях санкционной войны с Россией, которая являлась одним из основных рынков сбыта товаров, производящихся в этих странах. Таким образом, говорить о том, что эти деньги могут быть выделены и что они могут быть с умом потрачены на Украине, преждевременно.
Ситуация с проведением децентрализации в Украине весьма и весьма давняя, и разговоры об этом ведутся уже с весны. Но ключевой вопрос все еще открыт: что именно стороны понимают под децентрализацией власти?

С одной стороны, их позиция заключается в том, что восточные регионы имеют право накладывать вето на решение Киева по внешнеполитической проблематике, в частности, по внеблоковому статусу, то есть по вопросу вступления Украины в НАТО. А Киев, в свою очередь, понимает эту децентрализацию узко, только в свете технического расширения прав восточных регионов.

Поэтому перед проведением заявленных реформ необходимо расшифровать то, что сам Киев понимает под децентрализацией власти. Я думаю, что его позиция не изменилась, и под децентрализацией он понимает чисто технические вещи.

Порошенко еще весной говорил о том, что планирует проводить децентрализацию по польской модели. Если я правильно понимаю, она не предполагает, что какой-то из регионов имеет право накладывать вето на решения федерального центра по внешнеполитической проблематике. А здесь ключевой вопрос: имеют ли право регионы накладывать вето на решения федерального центра по внешнеполитическим вопросам.

На Украине сейчас действует модель, которая близка к российской, когда федеральный центр в финансовом плане превалирует. Хотя, если брать ситуацию де-факто, когда часть регионов находится фактически в распоряжении олигархов, то, наверное, регионы смогут добиться финансовой автономии. Тем более что Евросоюз пообещал Порошенко финансовую помощь на проведение этих реформ.

На Украине сейчас ситуация де-юре и ситуация де-факто прямо противоположные. Иными словами, есть регионы типа Днепропетровска, которые Киеву, в том числе и в финансовом отношении, фактически не подчиняются.

Пока еще трудно судить о том, обретет ли обещание Порошенко какие-то реальные очертания и выльется ли в какие-то реальные дела. Но я убежден, что эти реформы нужны Украине.

Петру Порошенко уже давно пора переходить от слов к делу, потому что такая псевдочелночная политика метаний от одних обещаний к другим производит очень плохое впечатление не только на его партнёров, но и на противников.

Боюсь, что Порошенко слишком злоупотребляет словами «пора начинать» и «обещаю».  В этой связи его заявление следует расценивать как политическую провокацию и как желание выиграть время, оказать полезное тактическое воздействие на ситуацию на Донбассе.

Проблема состоит в том, что Пётр Порошенко не в состоянии сейчас контролировать процесс федерализации, либо объявлять о его начале. Для этого ему потребуется консенсус с политическими противниками в Раде и в кабинете министров. Поэтому заявления о проведении реформ по децентрализации власти можно считать политически ничтожными.

Боюсь, что точка невозврата в политической жизни Украины уже пройдена. И Донбассу будет крайне некомфортно чувствовать себя составной частью Украины даже на правах широкой автономии. Теперь от Порошенко и его команды, а также от его политических оппонентов потребуется гораздо больше усилий для того, чтобы удержать территорию Донбасса в составе Украины.

Пётр Порошенко выбрал польскую модель децентрализации, потому что именно польские эксперты разрабатывали ее для Порошенко. Но, полагаю, что для Украины такая модель окажется нерабочей. Ведь Польша является более-менее этнически единым целым, а Украина этнически разделена.

Кроме того, помимо этнической проблемы существует еще и жёсткое лингвистическое разделение. И без серьёзных уступок в этом направлении Порошенко не сможет не то что приступить, даже более-менее внятно говорить о чертах этой реформы. Именно с этим связан скепсис относительно объявленного им процесса по децентрализации Украины.

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".