Статья
3183 5 ноября 2008 0:05

Послание Президента России Федеральному собранию

Сегодня, в 12:00 Дмитрий Медведев обратился с ежегодным посланием Президента РФ к Федеральному собранию. Основное внимание в тексте уделено внутренней и внешней политике государства, развитию партийной системы и институтов гражданского общества, образования и армии.
«Конфликт на Кавказе был использован как предлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО, а затем и для ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем, что само собой повлечет ответные меры со стороны России», - заявил Медведев, говоря о внешней политике России.
«Наш приоритет – это производство, а в перспективе и экспорт, знание новых технологий и передовой культуры, а значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве», - так президент обозначил экономические и социальные перспективы страны.
Комментарии экспертов

Послание Медведева – это серьёзная политическая и риторическая инновация. Даже по жанру это, в общем, нечто новое. Во-первых, время, когда оно состоялось, необычно: все традиционные послания произносились в первую половину года, в начале года, и вообще как бы ожидается, что такое послание президент должен сказать где-то в начале года. Сейчас год завершается, но получилось так, что президент только что избран, и произошел ряд очень важных событий - глобальный экономический кризис, плюс война в Южной Осетии и принуждение агрессора к миру. Это - два ключевых события. Также в этом ряду стоит предсказывавшаяся и уже состоявшаяся смена администрации США, причём не просто смена, а смена именно партийная – следующим президентом США будет представитель Демократической партии. Вот комплекс этих событий, видимо, и повлиял на то, что возникла необходимость президентское послание приурочить именно к началу ноября. Так что дата – это уже очень серьёзная инновация.

Во-вторых, длительность послания – почти полтора часа. Все предыдущие послания укладывались в час и чуть больше. В общем, получались какие-то рабочие документы. Они, конечно, тоже имели определённую риторическую наполненность и в каждом из них заявлялась какая-то новая тема. Но, в целом, они носили будничный, рабочий характер, что, в общем, отражало характер и специфику нашего второго президента, В.В. Путина – такого человека, который не склонен к пышной риторике, а, скорее, склонен к прагматике и деловому подходу, поэтому его послания были посланиями установки задач, инструкциями и как бы переходом к дальнейшим действиям.

В сегодняшнем послании сочеталось многое: и новый язык, и заявление масштабных программных целей, и набор новых аудиторий. У этого послания читаются три совершенно четких адреса, как их видит Медведев. Во-первых, это послание тем, с кем предполагается вести решительную борьбу. Тем, кто приспособился к паразитированию на успехах, кто считает своим единственным призванием «высасывать» из ситуации в российской экономике и из политической системы личную прибыль. Такая группа обозначена чётко и ясно – это бюрократия, которая боится свободы в обществе, которая не хочет свободы общественной деятельности и полагает, что она - монополист, обладатель контрольного пакета во всех областях жизни - политической, гражданской, экономической. Далее, это послание внешнему миру, прежде всего - США, как опять-таки претендующим на монополию в решении всех глобальных вопросов. И это - также послание первому российскому поколению – поколению молодёжи, которая выросла на российской Конституции. С этой точки зрения новизна сказанного Медведевым очевидна: чёткая фокусировка на тех, кому адресованы слова, и совершенно ясная, продуманная структура самого послания, включающая в себя постоянный отсыл к тому главному, что Медведев находит в российской конституции (15-летие которой мы будем праздновать буквально через месяц). А именно к целям, ценностям и механизмам. Это мне показалось реально новым с чисто формальной стороны, и эта формальная новизна оправданна, потому что послание действительно богато новыми предложениями буквально во всех областях - и во внутренней жизни, и новизной с точки зрения предложений и инноваций для формата международных отношений.

Насчёт совпадения дат послания президента и оглашения результатов выборов президента США – это разумно. Было бы неправильно, если бы российский президент выступал задолго или за несколько дней до выборов, находясь в состоянии неопределённости. Хотя, в общем, все ожидали победы Обамы, но, тем не менее, случайности бывают. Поэтому было бы совершенно неправильным зачитывать послание, когда ещё исход борьбы президентской гонки в США не решён. Пятое ноября с этой точки зрения - идеальная дата: уже всё понятно, и затягивать оглашение тоже нет смысла. Теперь Обама, кандидат от демократов, должен получить очень ясное послание из России, чтобы у него тоже не было сомнений, с кем ему придётся иметь дело.

В этом смысле адресация к США и к персонально новому президенту выполнена Медведевым абсолютно профессионально, грамотно и даже виртуозно. В послании есть целый ряд глобальных международных предложений, адресованных всему мировому сообществу, но и в то же время конкретно США как центру (или воображаемому центру) глобального мира, который до сих пор претендует на то, чтобы быть единственным. Поэтому эта обращённость к США и перечень конкретных мер, включая, скажем, реакцию на то, что по отношению к нам выстраивается демонстративно силовая политика, включающая развёртывание третьего позиционного района и т.д., очень своевременна. Информация о том, что мы не собираемся упразднять наши дивизии, расширим ракетное присутствие в Калининградской области и начнем радиоэлектронное подавление всех объектов с территории Калининградской области – это конкретный и простой язык, на котором Медведев сообщает американцам, что их деятельность по ограничению России или их попытки загнать Россию в некую резервацию, окружить её базами, ракетами и средствами электронной разведки будут встречать адекватный ответ. Это - самый простой язык, к которому американцы привыкли независимо от того, кто является президентом – ковбой или не ковбой. Они уважают силу. И они видят, что Россия перед демонстрацией силы не останавливается. Это - очень важный момент.

В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев предложил воспользоваться возможностями, которые дает РФ мировой финансовый кризис.

Во-первых, неблагоприятная конъюнктура позволяет реформировать сложившуюся мировую финансовую систему. Сложившаяся ситуация обусловлена недальновидными действиями республиканской администрации США. Вашингтон выбрал стратегию саморегулирования финансового сектора, в то время когда целый ряд стран (в том числе и Россия) настаивали на более активных мерах. В результате локальные проблемы американской ипотеки стали глобальным кризисом мировой финансовой системы. Модель, при которой риски от опрометчивых решений одного участника разделяют все члены системы, себя изжила. Новая финансовая архитектура должна предусматривать механизмы для снижения этих рисков. Это, прежде всего, создание единой прозрачной системы бухгалтерской отчетности.

Во-вторых, финансовый кризис позволит укрепить российским компаниям позиции на внешних рынках.  Для этого, по словам Президента, уже созданы все необходимые структуры. Отечественные компании осуществляют активную экспансию на внешние рынки. Однако  до последнего времени поддержка резидентов со стороны Федерального Центра носили точечный характер. Создание единой системы поддержки российских производителей началось два года назад. Теперь удачное время, чтобы проверить ее эффективность: на падающем рынке иностранные активы стоят достаточно дешево.

  В-третьих, финансовый кризис заставит более трезво взглянуть на развитие российской банковской системы и проверить механизмы ее поддержки. Правительство уже приняло ряд решений по увеличению ликвидности. Однако пока средства не доходят до реальной экономики, оставаясь на уровне финансовых институтов.

Финансовый кризис – это вызов. Вызов экономической эффективности государственных институтов и российских компаний. Но при этом финансовый кризис – это и окно возможностей, которыми может воспользоваться Россия для укрепления своих экономических позиции в мире. 

Очевидно, что Послание стало важнейшим на сегодняшний день программно-стратегическим документом действующего Президента. Медведев впервые четко обозначил задачи и проблемы не только своего президентства, но и зафиксировал ключевые направления развития всей страны на долгосрочную перспективу. Для внутренней политики особое значение имеют три акцента. 

Увеличение внимания к проблемам идеологии и политических ценностей. Многие годы в нашей стране было не принято подчеркивать значение ценностей. Боялись излишнего «морализаторства». Между тем, политика без морали и ценностей (как оправдания деятельности и ее целеполагания) теряет всякий смысл. Особенно важно четкое заявления таких базовых для нашей политической культуры ценностей как справедливость и свобода. О них Медведев говорил как о необходимых еще в ходе избирательной кампании-2008, сейчас пришло время определить их в качестве базовых для деятельности власти.

Развитие политической системы в целом поставлено в прямую зависимость от стабильности и эффективности деятельности главы государства и представительной власти. Ключевой станет реализация предложения Медведева об увеличении сроков конституционных полномочий Президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Важно и то, что полномочия представительной власти будут расширены за счет дополнения их контрольными функциями в отношении власти исполнительной. Тем самым балансируется действующий механизм разделения властей.

Для развития политических институтов Президент предлагает расширить и развивать свободную общественно-политическую деятельность. Наиболее важными новациями в этой сфере стали предложения по пяти направлениям:

- обеспечение гарантий представительства граждан (возможность получения 1-2 депутатских мандатов для партий, набравших на выборах от 5 до 7%);

- увеличение влияния политических партий за счет бюрократии (только партиям, набравшими наибольшее количество голосов на региональных выборах, будет предоставлена возможность представления Президенту кандидатур на должности глав субъектов Федерации);

- демократизация партийного законодательства и смягчение ограничений для деятельности партий (отмена денежного залога, поэтапное снижение количества подписей для партий, набравших на предыдущих выборах не менее 5% голосов избирателей или имеющих фракции в трети региональных представительных органов, поэтапное снижение количества членов партии необходимых для регистрации с обязательных сегодня 50 тысяч.);

- введение законодательного обеспечения внутрипартийной демократии (обязательная ротация руководства партий);

- обеспечение для парламентских партий гарантий справедливого освещения в СМИ.

В целом Послание было целостным и гармоничным. Очевидно, что за своей спиной Медведев чувствует команду единомышленников, способных реализовать поставленные задачи.

Дмитрий Медведев как внешнеполитический архитектор

Внешнеполитическая составляющая Послания представляет собой систематизацию ранее озвученных президентом идей и проектов в сфере международных отношений.  Во многом озвученные тезисы дублируют предложенные в разное время меры противодействия моноцентризму во внешней политике (общеевропейская система безопасности), проекты по выработке единого подхода к разрешению конфликтов и контролю над вооружением (реформирование ООН), формирование качественно новой геополитической модели (отход от практики «двойных стандартов» в процессе принятия решений).

В Послании зафиксировано новое позиционирование России в мире посредством создания отличной от прежней системы международных отношений, основанной на полицентризме.  Дмитрий Медведев в этой системе намерен повышать свою роль в качестве внешнеполитического архитектора. Особо подчеркивается, что новая стилистика российской дипломатии обусловлена событиями в Южной Осетии и реакцией на них мирового сообщества (главным образом, стран Запада).

Важно подчеркнуть, что особый акцент президента был сделан на предложении сформировать принципиально новую систему международных отношений, основанную на равноправном партнерстве и утверждении универсальных дипломатических методов решения конфликтов.

В Послании зафиксирован пул российских союзников. Он в полной мере соответствует внешнеполитической практике российского руководства последнего времени (особенно после кавказского конфликта) и позволяет прогнозировать дальнейшее усиление дипломатических усилий Москвы по ряду направлений. Порядок их перечисления дает основания утверждать, что они рассмотрены по степени снижения значимости для российского руководства.
Прежде всего, фиксируется курс на продолжение стратегического партнерства России со странами СНГ (по двум принципиальным направлениям – укреплению региональной безопасности через структуры ОДКБ, и экономическое сближение через ЕврАзЭС).

Определенная часть Послания была посвящена российско-американским отношениям. Тем самым Дмитрий Медведев вновь обозначил курс России на «размежевание» тандема ЕС-США и ориентацию на сближение со странами Европы. На контрасте жесткой критике подверглась внешняя политика американской Администрации, ответственная, по словам президента, за происхождение кавказского конфликта и глобального финансового кризиса.

Неформальная организация БРИК в Послании упоминается наравне с ЕС, что свидетельствует о намерении России укреплять свои позиции не только в ведущих мировых структурах, но и среди государств с незападной политико-экономической системой.
 

Первое президентское Послание Дмитрия Медведева было призвано обозначить его приоритеты в качестве преемника Владимира Путина, который не копирует, а развивает те основы, которые были заложены в предшествующий период.

Таковых приоритетов было названо четыре:

- Формирование глобальной альтернативы;

- Преемственность истории дореволюционной и постсоветской России;

- Достижение внутрироссийской национальной и социально-экономической солидарности;

- Политический «НЭП».

При этом указанные приоритеты представляют взаимосвязанными. Так восстановление политического и экономического потенциала нашей страны все с большей остротой ставит на повестку дня проблему преодоления глобального монополизма США и замены принципа униполярности принципами полицентризма, а также создания геополитической альтернативы Западу (как явствует из речи Медведева, на роль консолидирующего центра здесь как раз претендует РФ). Однако статус великой державы требует идеологического и мировоззренческого обеспечения, а также поддержания внутренней стабильности и консолидации. Отсюда проистекает стремление, с одной стороны,  обозначить базовые ценностные основы России XXI века, а с другой – продемонстрировать преемственность в отношении отечественных традиций и базовой социальной онтологии. Эти идеологические приоритеты были обозначены в диапазоне от консервативного либерализма (апелляции к Столыпину) до либерального консерватизма представителей «государственно-юридической школы» (Чичерин, Коркунов). Такого рода гибкая идеологическая позиция позволяет консолидировать политическую элиту и побудить ее работать «ради общего дела». Хотя, как было видно из трансляции, активную поддержку (аплодисменты) у представителей российского бомонда вызывали, скорее, консервативные тезисы Дмитрия Медведева, чем его либеральные «пробросы». Одновременно в Послании были названы конкретные «бонусы», которые призваны стимулировать сплоченность отечественного истеблишмента (например, увеличение сроков полномочий президента и Госдумы).

Помимо консолидации элиты для решения сверхзадач, стоящих пред страной, требуется и  достижение социально-экономического консенсуса, «примирения» между различными слоями общества. Подобная консолидация должна быть обеспечена, как «кнутом» (жесткое пресечение социальной и межнациональной розни, борьба с коррупцией), так и «пряником» (выполнение государством обозначенных ранее социальных инициатив, совершенствование пенсионной системы, преодоление бедности).

При этом необходимо отметить, что реализация плана глобальной альтернативы, с точки зрения Медведева, должна предусматривать не «режим железной руки», но своего рода политический «НЭП», который выражается в тесном взаимодействии власти со структурами гражданского общества через неуклонное соблюдение норм Конституции, а также через подключение к выработке государственно значимых решений «политических миноритариев» - Общественной палаты, некоммерческих организаций, партий, не прошедших 7% барьер и др.         

В своем послании президент сделал ставку на «динамичную стабильность». Другими словами, Дмитрий Медведев совместил две, на первый взгляд, противоречащие задачи. С одной стороны, необходимо сохранить политическую стабильность в стране, обеспечив это на институциональном уровне, а с другой – придать ей модернизационный импульс, что также требует создания или реформирования политических институтов.

На стабильное развитие политической системы ориентированы провозглашенные президентом изменения касательно ряда властных институтов. Прежде всего это повышение срока полномочий президента и Госдумы до 6 и 5 лет соответственно. Помимо всего прочего такая реформа решает и еще одну провозглашенную ранее задачу – разведение по срокам выборов главы государства и нижней палаты парламента. Кроме того, на стабильное развитие направлена модернизация и еще одного института – партийного. Помимо введения отчетности правительства перед Госдумой  они предусматривают и дополнительное укрепление партий, в частности, через механизм внутрипартийной демократии и гарантий       освещения их деятельности в СМИ. Также стабильное развитие декларировано на основе провозглашенных в послании ценностей: по словам президента, цели российского государства остаются неизменными несмотря на внешние и внутренние раздражители.

Изменения, направленные на придание модернизационного импульса стране, были заявлены более расплывчато – на ценностном уровне. Следует отметить, что первое послание Дмитрия Медведева содержало гораздо более объемный «ценностный» блок, чем предыдущие обращения главы государства. При этом любопытна иерархия этих ценностей. Хотя президент в качестве одного из базовых принципов назвал свободу, однако на первое место он все-таки поставил справедливость. Также в качестве приоритетов были заявлены семейные традиции и патриотизм, что более кореллирует с консервативным, чем «ультрареформистским» трендом. Вообще о стилистике и общеидеологической характеристике послания наиболее красноречиво свидетельствуют фамилии классиков, упомянутые президентом. Столыпин, Коркунов, Чичерин и Леонтьев в целом известны как «либеральные консерваторы», которые в своих интеллектуальных или практических (Столыпин) изысканиях придерживались принципа развития, основанного на консервативных ценностях.

Первое президентское послание Дмитрия Медведева оказалось мощным и содержательным, идеологическим текстом. Основной смысл документа, на мой взгляд – необходимость ускорения модернизации в условиях растущих мировых вызовов.

Наиболее важной и содержательной стала внутриполитическая часть послания. Предлагаемые президентом изменения, на мой взгляд, приводят российскую политическую систему в её наиболее естественное состояние, которое предусматривает сочетание сильной, персонифицированной центральной власти с развитыми парламентскими институтами и местным самоуправлением. Такая схема обеспечивает максимальную управляемость: она сочетает силу власти с высокой скоростью реагирования на сигналы общества. Она обеспечивает гибкость и возможность своевременной корректировки действий власти без угрозы для развала самой политической системы. В «медведевской системе» партии - как партия власти, так и оппозиционные – должны стать основными каналами политической коммуникации власти с рядовыми гражданами. Кстати говоря, в эту систему прекрасно ложится создание общественных приемных председателя партии «Единая Россия» и главы правительства Владимира Путина. В целом, инициативы Дмитрия Медведева сводятся к усилению президентской власти в сочетании с дополнительной демократизацией внутренней политики. Однако эта демократизация не означает «зелёного света» для жаждущих «оттепели» экстремистов, мечтающих половить рыбку в мутной воде наступающего финансового кризиса. Президент прямо предложил им не беспокоиться – он заявил о недопустимости разжигания национальной и социальной розни.

Не менее важной мне кажется антикоррупционная составляющая текста. К сожалению, в экспертном сообществе пока господствует мнение, что борьба с коррупцией – не более, чем дань риторике и приличиям. Это мнение, конечно же, основывается на экстраполяции сложившихся традиций антикоррупционных кампаний, не приводивших к системным изменениям. Однако я убеждён, что в этот раз всё будет не так. Высшее руководство страны осознало, что коррупция – это ни что иное, как тихий «марш несогласных», который, однако, гораздо опаснее любого явного и погромного. Коррупция сейчас – это саботаж воли руководителей государства и обкрадывание народа, т.е. нечто, прямо противодействующее управляемости страны, а также власти президента и главы правительства. С ней действительно будут бороться. Поэтому новые антикоррупционные тезисы послания стали дополнительным сигналом как «сомневающимся» экспертам, так и практикующим казнокрадам и взяточникам.

Кстати говоря, предложение Дмитрия Медведева о регулярной отчётности Правительства РФ, а следовательно, и его председателя, перед парламентом, фактически предопределяют появление в России второго послания – премьерского. Предложение Дмитрия Медведева о необходимости развития диалога власти и общества приводит и к развитию жанра ключевых обращений первых лиц России к парламенту и народу.

Экономическую, военную и внешнеполитическую часть послания объединяет модернизационная идеология. Россия вынуждена развивать наукоёмкую промышленность, образование и армию – те институты, которые и являются инструментами обеспечения реального суверенитета страны. Кажется, высшее руководство страны осознало, что статус эксклюзивного поставщика природных ресурсов сам по себе не сможет обеспечить России суверенитет и влияние на долгосрочную перспективу. Геополитические конкуренты России не будут дожидаться её усиления. Строительство новых позиционных районов ПРО и военных баз, равно как и поддержка действующего антироссийского режима Грузии свидетельствуют об этом весьма красноречиво. Следовательно, модернизация – не красивое слово, а необходимость, причём необходимость крайняя, вызванная объективно ухудшающимися внешними условиями. Послание президента отражает это понимание и предлагает обществу и элитам как можно скорее включиться в экономическое, технологическое и интеллектуальное развитие России.

 «Партизация» кадровой политики: губернаторы от «Единой России» 

Выступая с Посланием Федеральному Собранию, Дмитрий Медведев высказался за изменение процедуры наделения полномочиями региональных глав, предложив, чтобы кандидатуры потенциальных губернаторов вносили только политические партии – победители выборов в законодательное собрание того или иного субъекта федерации. По мысли президента, этот шаг позволит усилить народное представительство в органах исполнительной власти.

Основными следствиями «партизации» кадровой политики станут усиление позиций «Единой России» и дальнейшая ротация губернаторского корпуса, часть которого составляют главы субъектов, пребывающие у власти более 10-12 лет. «Партия власти» остается доминирующей на региональном уровне политической силой, но ее успех, как показали недавние выборы, серьезно зависит от степени консолидации административного ресурса и специфики сложившегося в том или ином регионе политического режима. При этом возможности «единороссов» для влияния на региональную власть до последнего времени оставались ограниченными. После введения новой процедуры у губернаторов, политическая роль которых снижается, появятся новые стимулы для конструктивного сотрудничества с местными отделениями «ЕР». Это может, с одной стороны, снизить вероятность возникновения новых конфликтов, а с другой – усилить внутрипартийную конкуренцию и фрагментацию местной элиты. Как бы то ни было, предложенная Медведевым мера весьма своевременна. Партия нуждается в новых «рычагах» для укрепления своих позиций в новых экономических условиях: развитие финансового кризиса может повлечь сокращение электоральной базы «ЕР» за счет роста протестных настроений. Этот фактор будет актуальным применительно к региональным кампаниям будущего года (первый «единый день голосования» пройдет 1 марта 2009 г.), а также повлияет на подготовку к выборам в Госдуму следующего созыва.

«Единая Россия» участвует и в инициированном Медведевым процессе создания новой системы отбора управленческих (в том числе, губернаторских) кадров: партия создает базу эффективных чиновников («золотая тысяча»), которую планируется опубликовать в открытом доступе. Вероятно, ее будет использовать партийное руководство при выборе кандидатур потенциальных губернаторов. Вместе с тем, ключевым вопросом остается отсутствие «прозрачной» системы четких критериев отбора потенциальных региональных глав, и ответ на этот вопрос пока не найден. Исходя из высказываний Дмитрия Медведева, можно прогнозировать, что значимыми критериями станут опыт работы (управление крупными коллективами и бюджетами, последовательная работа на госслужбе и в бизнес-структурах), а также возраст (предпочтительно, не старше 55 лет).


Меры по обустройству партийной системы, предложенные в президентском послании Дмитрия Медведева, усиливают позиции «Единой России». Медведев предложил, чтобы правом выдвигать кандидатуру губернатора на рассмотрение президента обладала та партия, которая имеет большинство в региональном законодательном собрании. «Единая Россия» в настоящий момент – именно такая партия. Поэтому её позиции усиливают, от процесса выдвижения региональных лидеров отстраняются полномочные представители президента в федеральных округах. Губернаторы, естественно, будут теперь больше считаться с «Единой Россией», коль скоро именно она (вместе с президентом) получит право определять, кто встанет во главе региона.

Что же касается партийной системы в целом, то её предлагается несколько смягчить, дав возможность мелким партиям, не прошедшим 7% барьер, получить в Думе пару мандатов. Таким образом, предпринимается попытка встроить в политическую систему партийную мелкоту, которая из-за высокого избирательного барьера ранее оказывалась за чертой парламента.

Для меня те предложения по реформе политической системы, которые внес президент, являются если и не революционными, то, по крайней мере, серьёзно модернизирующими политическую систему современной России. Для меня то, что он говорил касательно местного самоуправления, необходимости увеличить вес политического представительства народа, роли политических партий – это бальзам на душу. Потому что любые меры, которые ограничивают власть номенклатуры (президент употребляет слово «бюрократия», а я употребляю слово «номенклатура»), для России являются спасительными и целебными. Президент очень жёстко говорил также о коррупции и бюрократии. Можно было бы ещё жёстче сказать, потому что долой бюрократов, ездящих на «Майбахах», и на «семёрках», и на самых дорогих «Мерседесах»; долой генералов ГАИ, ГИБДД, которые разъезжают на самых дорогих автомобилях. ГАИшный «Вольво XC90» (а я даже видел «Порш Кайен»), покрашенный в цвета ГАИ, производит удивительное впечатление. 

Вообще наглость, безапелляционность, бесконтрольность и бесстрашность номенклатуры в стране поражает воображение. И президент очень чётко расставил акценты: никакой пропаганды социального превосходства. Значит ли это, что придёт конец всей этой гламурной шушере, которая кичится своими деньгами и ставит социально-политический статус человека в зависимость от той суммы денег, которой человек обладает? Если так, то тогда высказывание президента можно трактовать как очень серьёзное политическое заявление. Это означает конец беспринципному либеральному капитализму, который разъедает душу страны и уродует её тело. Это значит, что те либералы-монетаристы, которые сейчас находятся в оппозиции и персифицируются с «Другой Россией» (Каспаров, Илларионов), тоже не должны особо радоваться, потому что именно их монетаристская идеология говорит о том, что деньги являются мерилом всех вещей, а права человека ставятся в прямую зависимость от денег. Президент выбрал такую внятную центристскую демократическую позицию, что крайне верно. Роль местного самоуправления, которую подчеркнул Медведев, невероятно важна, поскольку мне всегда казалось, что реальная демократия именно там и должна начинаться. Она начинается не в офисах газет, не в конторах адвокатов, не в парламентских фракциях и не в олигархических кабинетах, где проектируются очередные либеральные, демократические или какие угодно партии. Она начинается в домах собственников, на улицах, на площадях, в городах, сёлах, деревнях и т.д. Демократия должна идти снизу, от земли, а не сверху, от говорунов, которые полагают, что на Россию надо накладывать какую-либо модель – американскую, европейскую или какую-нибудь ещё. На этот счет за последние годы звучали разные предложения. И президент совершенно очевидно встал в послании на сторону народа, достаточно ясно об этом заявив. 

Это послание символизирует собой перехват Медведевым инициативы по строительству в России реальной демократии. Он уделил внимание и Чеченской республике, и Ингушетии, подчеркнув, что в них обязательно будут созданы органы местного самоуправления, которые были разгромлены в ходе войны, являясь опорой сопротивления. Их местное самоуправление – это вообще основа кавказского, чеченского и ингушского обществ. Это для меня - самое важное, что я услышал в послании. 

Медведевым была дана достаточно жесткая оценка деятельности Министерства образования. Но с этой первоначальной жёсткости президент внезапно ушёл на общие слова о том, что школы должны быть просторными, а учителя - хорошо учить детей. Тут хотелось бы более внятных, в том числе и кадровых, решений и принципиальной оценки тех последствий, к которым привёл ЕГЭ в рамках средней школы. Этого мы так и не услышали.

Мне не нравится слово «оттепель» применительно к данному посланию, потому что не было никаких особых заморозков – в России всё это время строилась либерально-монетаристская система, достаточно демократическая по словам. Президент очень внятно и жёстко обозначил главного врага и противника демократических преобразований в стране. Это - бюрократическая, номенклатурная, олигархическая каста, которая сидит над страной. Он показал те точки, которые эта каста контролирует. Она контролирует свободу слова, свободу выборов, свободу бизнеса. Чиновники, имеющие состояние в десятки, сотни миллионов долларов – это нонсенс для страны, которая хочет называть себя демократической. И президент недвусмысленно на это намекнул. Ведь это просто ненормально. Только хотелось бы, чтобы слова не расходились с делом. Ведь можно произносить очень грозные слова, и все будут пугаться, а когда очень долго пугать медведем, то потом этого медведя в итоге никто не будет бояться, и мальчик может остаться с медведем один на один. Поэтому здесь очень важно сразу переходить от слов к делу. Мне показалось, что в этой части - указание общего врага реформ в России, на котором президент указал именно номенклатуру и бюрократию, - послание звучало даже несколько зловеще по отношению к тем, кого можно причислить к этой касте.

Я бы не переоценивал достаточно прогрессивное, но не революционное заявление о партиях, которые будут иметь время на госканалах. Что такое - время на госканалах? В каких форматах это время будет? Что это будут – монологи партийных лидеров? Они будут появляться в каких-то программах и ток-шоу? Так они и так появляются. И те, кто прошёл, и те, кто не прошёл в Госдуму. Будет ли это какой-то парламентский час? Ну, пусть будет. Или партийный час? Такой формат вряд ли кто-то будет смотреть, потому что вряд ли кому-то это будет сильно интересно.

О представительстве в парламенте партий, набравших свыше пяти процентов. Я что-то не припоминаю таких партий. Есть партии, набравшие больше семи процентов голосов, есть - меньше пяти. СПС и «Яблоко» - это ведь 1-2 процента. «Аграрная партия» была на пятом месте – у неё, по-моему, было около 4 процентов. О чём мы говорим? От 5 до 7 - нет таких партий в России. Значит, кто получит по 1-2 представителя в Думе на этом избирательном цикле? Подождём ещё 3 года. Тогда, очевидно, эти все реформы и пойдут в дело.

Конституционные поправки, увеличивающие срок полномочий президента и парламента - я не знаю, что тут комментировать. Да, наверное, это более эффективно с той точки зрения, что верховная власть в лице президента сможет лучше контролировать парламентские циклы, законотворческую деятельность, планировать собственную деятельность. Наверное, это правильно. Но не это в корне изменит в стране ситуацию. В корне изменит в стране ситуацию лишь (если на самом деле у Медведева хватит сил на это) слом хребта вампирической, номенклатурно-бюрократической, криминально-коррупционной касте, которая осела сверху на стране (и все здравомыслящие люди, патриоты России готовы ему в этом помогать). Причём этот хребет надо ломать не под лозунгом возвращения к власти тех осколков либеральной эпохи 1990-х годов, которые якобы являются альтернативой этой системе. Никакая они не альтернатива. У них - однаи та же природа. Если мы заменим в креслах одних на других, то от этого страна лучше жить не станет, потому что эта современная номенклатура заменила номенклатуру 1990-х, но та была абсолютно продажной, компрадорской номенклатурой. Их природа - одна и та же. Они верят только в силу денег. Поэтому, ломая их, нужно поднимать народное управление, народные силы, давать больше власти советам на местах, давать больше власти муниципальным органам власти. Муниципальные советы должны выдвигать своих представителей на более высокие уровни власти, и система народного представительства должна реально складываться в стране, а не становиться PR-шоу с представлением Обам и каких-то ещё виртуальных персонажей.

Сегодня мы услышали очень полное и фундаментальное послание Дмитрия Анатольевича Медведева, которое показывает перспективный путь развития демократических институтов, СМИ, общественных организаций, судебной системы, партий, их роли в обществе. Вторую важную тему, которую я считаю нужным выделить – тема многополярного мира, в том числе и в финансово-экономическом аспекте. Третье – блок экономических вопросов, в котором предложены необходимые стимулирующие действия государства для воплощения наших самых смелых идей, реализации стретегии-2020.

Очень хорошо, что так глубоко в послании была затронута тема образования. Сегодня мы говорим о конкурентоспособной экономике, об инновационном стиле экономики, мы понимаем, что речь идёт об интеллекте, о фундаментальных исследованиях - поэтому тема образования является чрезвычайно важной. То, что следующий год будет объявлен годом учителя, и то, что президентом было подчёркнуто, что сама роль учителя должна быть на качественно ином, более высоком уровне - это тоже слагаемые нашего успеха.

Послание во внутриполитической части нацелено на решение реальной и очень трудной проблемы модернизации нашей политической системы. Существует проблема доверия к этой системе, а точнеее - его нехватки. Медведев ещё в начале своего президентства объявил о намерении обновить политическую систему как неэффективную в новых условиях - тем самым, он сразу оказался перед лицом проблемы доверия.

Каждая из групп общества и каждая из заинтересованных групп политической системы хотела бы использовать процесс её модернизации в своих интересах. Довольно узкая группа личностей понимает под ней элитарную модернизацию, то есть гарантию дохода и безопасности для сравнительно небольшой группы за счёт всех остальных групп. Кто-то понимает под этим экономическую либерализацию, опять-таки за счёт снижения социальных гарантий для массы бюджетников. Чиновники, естественно, стремятся воспользоваться модернизацией для того, чтобы нарастить свою массу, создать специальные чрезвычайные структуры для модернизации. Население, в свою очередь, защищается от любых реформ сверху, подозревая в них очередной тот или иной подвох. В этой ситуации совершенно невозможно двигаться вперёд. Поэтому Медведев и построил свою программу модернизации (особенно на старте) как систему мер повышения доверия, каждая из которых относительно небольшая, но обращена к каждой из недоверяющих друг другу групп общества.

Отсюда – и меры в адрес парламентских партий, и меры по гарантии интересов малых партий, меры по повышению статуса участвующих в партийном политическом процессе (в частности, из таких людей будут набираться члены Совета Федерации). В каком-то смысле никто не забыт. При том, что система для Медведева предельно жёсткая, тем не менее, её модернизация не выглядит рискованной для какой-то одной из групп общества. Полагаю, что в этом и заключается его логика.

Когда идёт речь о крупной политической программе, особенно долгосрочной, всегда возникает вопрос о её принципиальной основе. Медведев выбрал основной для своей программы Конституцию. У нас Конституция воспринимается часто крайне декларативно, в особенности, с одной стороны, аппаратными кругами, с другой – радикальными группами. Медведев же рассматривает её очень серьёзно, как единственную идеологию, которая принимается почти всеми группами общества, относительно которой они согласны. Поэтому принцип права, принцип демократии, модернизации системы в условиях порядка, в условиях соблюдения гарантий суверенитета – это сквозной принцип всех внутриполитических инициатив Медведева. Также он принципиально отвергает проекты популистской политики и даже, можно сказать, пригрозил тем, кто хотел бы опрокинуть нашу политику в популистскую модель.

У нас часто забывают, что принцип «вертикали власти» (без уточнения, какой именно власти, потому что ветвей власти несколько) возник не на пустом месте. Он возник в конкретной ситуации 1999-2000 годов, когда, с одной стороны, надо было срочно остановить процесс расползания страны и приватизации власти, а с другой – для этого не было никаких инструментов. Единственное, что реально можно было сделать - построить, строго говоря, вертикаль контроля. Эта вертикаль часто не была дополнена реальными инструментами действующей власти. Она попросту аппелировала к авторитету Путина. Такая ситуация не могла оставаться постоянной государственной системой. И сегодня мы имеем дело с такой разросшейся вертикалью контроля, которая на самом деле безответственна – потому что контролировать и не нести ответственность очень удобно. Эта ситуация сама по себе наращивает коррупцию. Сейчас сложилось своеобразное коррупционное сословие. Не все его члены коррумпированы, но оно является «группой риска». Это среда, которая сама считает себя вне контроля.

Следовательно, выход только один – вспомнить о втором тезисе начала первого путинского президенства, про «диктатуру закона». Медведев актуализирует этот принцип и предлагает развернуть его в определенной программе мер.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".