После заката
Новый сборник из тринадцати рассказов от автора "Команды скелетов", "Ночной смены" и "Все предельно", или О бренности писательского таланта.
В сборниках популярной американской фантастики, альманахах лауреатов «Хьюго» и «Небьюлы», широко распространена практика предварять рассказы кратким описанием того, как та или иная шизоидная мысль закралась в голову автора и в какой очередной безумный образ она там выродилась.
Признанные мэтры краткой фантастической прозы, такие как Харлан Элиссон или Уильям Тенн, столь серьезно подходят к этим вступлениям, что создают отдельные законченные произведения, не уступающие самим рассказам. Не верите? Прочтите эссе Элиссона «Человек, поглощенный местью».
Однако, чем старше становится автор и чем больше его имя влияет на объемы продаж, тем тяжелее (это многократно было описано самими фантастами) выдумывать оригинальные сюжеты, посвященные Сумеречной Зоне, и в то же время накапливаемый опыт позволяет виртуозно жонглировать жизненными ситуациями в жанре реализма. Одним словом, вектор медленно, но неуклонно смещается в сторону вступлений.
Так и произошло с гением ужаса Стивеном Кингом. В его последнем сборнике рассказов «После заката», изданным АСТ, наиболее интересными являются именно пояснения, вынесенные автором в конец книги. Непосредственное же содержание долгожданных рассказов, написанных Кингом после длительного перерыва, в течение которого не умолкал глас о том, что залуженный мэтр вышел в тираж, оставляет желать лучшего.
Основной человеческий страх, культивируемый Кингом, заключался обычно не в чудовищах, откусывающих людям головы, а в том, чтобы показать эфемерность тонкой грани между нашим привычным миром и теми Вселенными Зла, которые его окружают.
Отсюда и та беспомощность кинговских персонажей, среди которых практически нет истинных героев. Полная безысходность сквозит в романах Кинга, и в лучшем случае вмешательство высших сил, как в «Безнадеге», может отсрочить мрачный финал человечества.
Справедливости ради заметим, что презрение, с которым Стивен Кинг относится к современным авторам жанра хоррор, тем паче молодежной ориентированности (модная ныне вампирская «мыльная опера» «Сумерки» удостоилась не самых благодушных, мягко говоря, оценок мастера), вполне оправдано — ТАК напугать читателя потусторонним миром не мог ещё никто. Однако, в нынешнем сборнике в данной тематике выдержано лишь одно произведение, остальные же по большей части представляют собой достаточно мрачные истории об убийцах, маньяках и прочих личностях, использующих топор не только для колки дров, причем сопровождается это по-кинговски тщательно выверенными тошнотворными подробностями, так что после нескольких часов чтения сами страницы книги начинают пахнуть кровью.
И несмотря на это, всё-таки нынешний Кинг уже не тот. Многие, возможно, скажут, что данное заявление — из серии «и трава раньше была зеленее», но всё-таки между жанром непосредственно ужаса, или хоррора, как говорят на западе, и триллером — есть существенная разница, а Кинг сделал себе имя именно на первом.
В итоге «После заката», возможно, заинтересует стареющих поклонников стареющего Стивена Кинга, а также тех, кто больше ценил экшн-составляющую произведений, а не их философию и атмосферу, но вот начинать своё знакомство и с Миром Ужасов, и с его создателем, с данной книги категорически не рекомендуется.
Стивен Кинг, «После заката», М.: АСТ, 2011 — 413 с.