Последний звонок Фурсенко
В школах России проходит Последний звонок.
Молодые люди прощаются с родными стенами школ и готовятся поступать в высшие учебные заведения страны.
Между тем, ситуация в российском высшем образовании – далеко не блестящая. На проблемы высшей школы даже обратил пристальное внимание президент РФ Дмитрий Медведев. На встрече с учеными он пообещал, что в ближайшие годы качество вузовского образования в РФ должно кардинально улучшиться.
«Я надеюсь, что в ближайшие несколько лет мы порядок (в этой сфере) наведем», - заявил он.
Присутствовавший на встрече глава Минобрнауки Андрей Фурсенко уточнил, что ежегодно российские высшие учебные заведения оканчивают около 2 млн человек.
«Два миллиона человек оканчивают университеты, а, между тем, трудно найти даже 20 человек соответствующего уровня (подготовки)», - отметил глава государства.
«Это реальная проблема, и здесь нужно, конечно, существенным образом, кардинально поменять ситуацию», - подчеркнул президент.
По его словам, «далеко не все российские университеты высокого качества, и часть из них просто по-хорошему нужно закрыть».
Он напомнил, что ранее поручил Минобрнауки «в спокойном ключе проводить селекцию, сжатие университетского поля, чтобы выживали наиболее сильные, подготовленные вузы».
«Я имею гуманитарное образование и являюсь юристом по профессии, но после того, как у нас появилось такое количество юридических факультетов и университетов, мне подчас бывает страшно, когда я начинаю разговаривать с некоторыми юристами, или когда я вижу, что тот или иной человек закончил технический вуз, в котором был создан юридический факультет», - сказал Дмитрий Медведев.
«Как страшно отдаваться врачу, который учился на юрфаке, точно также, на мой взгляд, опасно отдаваться адвокату, получившему образование в техническом вузе, пусть даже блестящем», - добавил глава государства.
По его мнению, в последнее время в образовании «произошло смешение жанров, которое не способствовало улучшению ситуации в университетах».
По словам президента, когда он заканчивал школу и поступал в университет, может быть, процентов 30-40 людей после школы собирались получать высшее образование. «Сейчас все школьники поступают в университеты», - сказал глава государства, отметив, что это не лучшим образом отражается на подготовке кадров.
Проблемы в научной и образовательной сфере достигли такого размера, что у президента России даже возникла мысль - не уволить ли министра образования.
«Я вот слушаю, слушаю и у меня возникает желание - может, министра уволить образования, или еще кого-нибудь», - заявил Дмитрий Медведев на встрече с учеными.
На высказывание Медведева моментально отреагировал Российский студенческий союз (РСС), на днях начавший сбор подписей за отставку главы Минобрнауки.
«Российский студенческий союз поддерживает идею президента РФ Дмитрия Медведева уволить министра образования и науки Андрея Фурсенко и начинает сбор подписей с таким требованием», - отмечается в сообщении пресс-службы союза.
Студенты считают, что глава ведомства «несет персональную ответственность за кризисное положение российского образования и науки». По их мнению, за годы, которые Андрей Фурсенко возглавляет министерство, «система российского образования и науки деградировала, пришла в полный упадок, а наука практически "убита"».
«Распадаются научные коллективы, закрываются лаборатории. Лучшие умы российской науки и образования продолжают уезжать за рубеж. Разрушается школьное образование: сокращается финансирование школ, снижается уровень подготовки абитуриентов. Уничтожается система высшего образования: растет уровень коррупции, увеличивается стоимость обучения и количество платных мест, ухудшаются условия проживания в общежитиях, растет число призывников в студенческой среде», - говорится в пресс-релизе.
Кроме того, отмечают в РСС, такие попытки реформировать образовательный процесс, как введение ЕГЭ, узаконивание подушевого финансирования в школах, принятие 83-го закона (о бюджетных учреждениях), переход на Болонскую систему вызвали шквал критики и протестов.
«Российский студенческий союз убежден, что пришла пора вверить столь важную для всей страны отрасль настоящему профессионалу, способному оперативно реагировать на проблемы и проводить системные реформы. Мы считаем, что министр образования и науки Андрей Фурсенко должен уйти в отставку», - говорится в сообщении.
Критическое отношение к проводимому реформированию системы образования существует не только среди студенчества, но и в российском обществе.
Например, за последние годы доля россиян, отрицательно относящихся к введению единого госэкзамена, выросла почти на десять процентных пунктов, а доля сторонников ЕГЭ примерно на столько же снизилась.
По итогам опроса «Левада-Центра», проведенного в середине мая, доля противников ЕГЭ составила 41%, тогда как пять лет назад она было меньше - 32%.
Одобряют единый госэкзамен чуть более трети (36%) опрошенных (44% в 2006 году).
По данным социологов, растет доля тех, кто считает, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с обычными экзаменами - сейчас таких 43% против 29% в 2006 году.
Противоположного мнения придерживаются 15% опрошенных, а каждый четвертый (25%) особой разницы не видит.
Кроме того, по мнению 30% россиян, после введения ЕГЭ уровень взяточничества в сфере образования вырос.
При этом 33% респондентов полагают, что коррупции в связи с ЕГЭ больше не стало, а 17% считают, что введение единого госэкзамена улучшило ситуации в этой сфере.
В целом состояние современной системы образования относительное большинство россиян (48%) называет посредственным. Хорошим его считают 27%, плохим - 21% респондентов.
Мне кажется, что, воспринимая эти отдельные сигналы и собирая их в систему, такой вывод должен быть сделан: мало обходиться какими-то локальными решениями, недостаточно вопрос политизировать и переносить на обсуждение в Госдуму, (эта дискуссия идет там уже 2 десятилетия - коммунисты одно говорят, ЛДПР другое и так далее). Пора понять, что это вопрос национального спасения - вопрос о выживании, развитии науки и развитии системы образования.
Сегодня спокойно со всей страны приезжают талантливые ребята и поступают в МГУ, в Высшую школу экономики, куда угодно. И это очень здорово. Но это единственно такой небольшой плацдарм, который реформа образования отбила у нашего консервативного общества.
Кроме того, на мой взгляд, очень важным является все-таки не допустить уменьшения изучения естественных наук в школе. В первую очередь математики. Повторяю, это было главным нашим преимуществом в нашей системе образования. Как говорил Ломоносов, математика тем важна, что мозг развивает. Отмена изучения математического анализа в школе, на мой взгляд, является очень серьезной ошибкой. Думаю, что часы математики в школе нужно, во всяком случае, не снижать.
И вторая важная задача, на мой взгляд, это увеличение часов уроков физкультуры - до одного урока в день. Так что, я считаю, есть проблема в управлении отрасли. Но основные проблемы это, конечно, наследие 90-х годов, которое естественным путем будет устраняться даже без особого вмешательства со стороны регулирующих органов. Хотя, надеюсь, что эти регулирующие органы будут помогать этому процессу, а не мешать ему.
Было бы странно, если бы Министерство образования и науки не было ответственно за проблемы в российском образовании. Министерство, собственно говоря, и формирует политику в сфере образования.
В последнее время на министерство обрушивалась очень большая критика. Главным образом, она была связана с тем, что не был найден точный баланс того, что совершенно необходимо делать, чтобы наша страна планомерно вошла в единую глобальную систему знаний, образования.
Во-первых, та сумма знаний, которая нужна для продвижения, для каких-то важных общегосударственных планов, должна быть выверена, соединена и сопоставима с общемировыми тенденциями.
Во-вторых, очень важно сохранить сложный баланс с тем, что было накоплено в советской системе образования, пусть она не примыкала полностью к мировой системе образования, как розетки с разной формой вилки подчас не совпадают в разных странах. Советская система образования была особой, но была хорошей, и много хорошего из этого людям сегодня жалко.
Что сегодня жальче всего? При всем том, что советская страна была достаточно жёсткой в каких-то моментах, внутри системы образования всегда существовало две тенденции. Во-первых, необходимо было жёстко знать определённый минимум, от арифметического или уровня грамотности. Но в то же время в советской системе образования была и «волна» другого рода – воспитать творческого человека, пробудить в девушке или парне возможности для роста, заставить его мыслить. Творческих людей, может быть, столько и не надо было, но, тем не менее, это было очень важно.
Сегодня же, наверное, можно говорить о некой пользовательской «волне» в образовании, когда на первом месте у Минобрнауки - воспитание пользователей.
Мне кажется, министерство этот переход от советской системы выполнило не идеально, отсюда и идет критика в его адрес. Я знаю многих серьёзных преподавателей, ректоров вузов, которые говорят: «Да, нас переводят на некий международный стандарт. Но что будет означать этот стандарт? Это означает, что наши выпускники должны будут разбрестись работать по всему миру? Или они должны быть подготовлены к тому, чтобы работать в конкретной стране, которая называется Россия, у которой есть определенный уклад, у которой есть определенные потребности, и в сфере образования тоже?» Этот комплекс недовольств, безусловно, и определяет критику в адрес Минобрнауки.
Кроме того, нельзя забывать, что процесс получения образования – это процесс очень живой и творческий, и он должен быть очень ярким. Он не должен быть как железные рельсы, которые положены на деревянные просмоленные шпалы. Так не бывает. Так поезда ходят, а образованных людей так не делают.
И последнее, - при том, что Фурсенко не является единственной причиной в происходящем процессе, но он отличается крайней настойчивостью и агрессивностью именно при проведении этой политики. Он проводит ее, ломая любое сопротивление семей, родителей, учеников, студентов. Он демонстративно, подчеркнуто и вызывающе игнорирует мнение подавляющего большинства населения. Он систематически ломает через колено образовательное сообщество. И делает причем это подчеркнуто агрессивно, поэтому уход Фурсенко будет очень важным сигналом, который для общества будет означать, что могут быть изменения в образовательной политике. Сам уход не приведет к изменениям в образовании, но будет сигнал к тому, что возможны изменения, пересмотр приоритетов в образовании.