Комментарий
2087 26 февраля 2016 16:00

Повышение акцизов может стать спусковым курком для экономики

Владимир Рожанковский экономистВладимир Рожанковский

Владимир Рожанковский
экономистВладимир Рожанковский
Депутаты Госдумы приняли закон о повышении с 1 апреля 2016 года акцизов на бензин и дизельное топливо. Поправками в Налоговый кодекс предлагается повысить акцизы на бензин 5-го класса с 7,53 тыс. рублей за тонну до 10,13 тыс. рублей за тонну. Акцизы на дизельное топливо с 1 апреля составят 5,293 тыс. рублей (сейчас 4,15 тыс. рублей). Дополнительные доходы от повышения акцизов правительство оценивает в 89,3 млрд рублей, в том числе в течение 2016 года – 75,4 млрд рублей. В минфине полагают, что в результате повышения акцизов цены на бензин могут вырасти на 7 процентов.

В этом году акцизы на топливо уже повышались по предложению минфина: с 1 января ставка на бензин Евро-5 выросла на 36,1%, а на дизтопливо на 20,3%. Последний раз дважды за один год акциз повышали в 2013 году.

Директор аналитического департамента ИК «Окей брокер» Владимир Рожанковский полагает, что решение о повышении акцизов принято не вовремя. Он рассказал в интервью «Актуальным комментариям», как оно отразится на ценах и о том, кто из торговых сетей уйдет с рынка.

«Решение о повышении акцизов на бензин – это, естественно, негативная новость. Вчера Силуанов говорил о том, что бюджет по-прежнему дефицитен, необходимо откуда-то изыскивать средства. Ну вот, собственно говоря, изыскали.

Но это повышение действительно сделано не вовремя. Через месяц – полтора начнётся посевная. Сейчас около 50% субъектов РФ имеют дефицитные региональные бюджеты, соответственно, они не могут дотировать посевные компании. Пока будут согласовывать технические моменты, пока будут даны распоряжения организациям, которые отвечают за сбор этих акцизов, дело подойдёт к посевной. У многих регионов дефицитные бюджеты, и если цены на бензин окажутся слишком дорогими, им нечем будет дотировать аграриев.

Это может привести к срыву посевной кампании, а для нас сейчас она крайне важна, поскольку действует программа импортозамещения и мы ограничены в закупках того же зерна во многих странах, в частности, мы не можем покупать ни мясо, ни зерно у Австралии. Поэтому повышение акцизов – идея плохая. На мой взгляд, она подлежит пересмотру при более глубоком изучении и более плотном взаимодействии Минфина и Минэкономразвития. Можно было бы использовать другие варианты для увеличения поступлений в федеральный бюджет, но не за счёт повышения акцизов на бензин накануне посевной, это, наверное, погорячились.

Автомобилисты, как всегда в подобных ситуациях, будут просто меньше ездить на машинах.

Продукты через какое-то время подорожают. Если магазины будут держать цены, то рентабельность у ритейлеров понизится. Уже сейчас, судя по отчётности, «Магнит» и «Дикси» находятся на грани. По сравнению с тем, что было в хорошие годы, 3-4 года назад, остались одни воспоминания.

Ритейлерам очень тяжело выходить на повышение рентабельности. Все базовые продукты жёстко контролируются антимонопольным комитетом по ценам. При этом поставщики будут делать дополнительные наценки на бензин, соответственно, цены повысятся, и ритейлерам придётся снизить рыночную маржу ещё больше. Тот процент, на который повысятся цены на бензин, на тот же процент подорожают и продукты.

Импортозамещение пока работает не полностью и в продуктовом секторе достаточно низкая конкуренция. Возможно, в молочном секторе ещё есть какие-то возможности для внутреннего движения, а, например, в мясном (за исключением разве что курицы) или плодоовощном между поставщиками нет какой-то внутренней конкуренции, которая привела бы к снижению оптовых цен.

Следовательно, раз оптовые цены будут жёсткими, а розничные контролируются, то двигаться придётся по рентабельности. В результате ещё часть продуктовых ритейлеров может уйти с рынка. Сейчас самая большая интрига – это кого сделают крайним. Мне кажется, в этой ситуации крайними сделают ритейлеров, что, конечно, безотрадно.

Маржа упала практически у всех ритейлеров. Но из тех компаний, которые торгуются на бирже, наиболее неприятная ситуация у Х5 Retail («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка»). На втором месте сеть магазинов «Дикси», а на третьем «Магнит» – он существует сейчас по инерции от хороших времён, но негативные процессы в балансах уже видны чётко. Рост, который у них был, уже закончился. Вышеупомянутые компании, их акции понижаются.

В первую очередь в подобных ситуациях страдают внесистемные ритейлеры, то есть «Магнолия», «Авва» и тому подобные, не имеющие разветвлённых сетей магазинов. В предыдущие годы их выкупали более крупные ритейлеры. Это означает консолидацию отрасли, а консолидация всегда работает против конкуренции, против ценообразования – чем меньше на рынке игроков, тем более жёстко они контролируют цены. Поэтому я против того, чтобы рынок продуктовых розничных компаний в России сужался по причине того же дефицита бюджета.

Еще один вариант – могут немного отпустить отпускные цены. Но тогда правительству придётся индексировать обязательные платежи – это в первую очередь пенсии, пособия по инвалидности, стипендии. Но у правительства в бюджете сейчас нет денег на индексацию.

Сейчас вообще не надо трогать всё, что касается массовых направлений. Бензин касается практически всех, и это как раз тот манёвр, который затрагивает массовый сегмент.

Дополнительные доходы в бюджет нужно изыскивать в изолированных сегментах, а не в массовых. Так, программа с дальнобойщиками явно была совершенно ни к чему, только ухудшила имидж некоторым чиновникам, и в том виде, в котором она есть, вряд ли будет реализована. В нынешней ситуации подобные непопулярные решения (в том числе и повышение акцизов на бензин) вряд ли будут просто проглочены экономикой.

Безусловно, дефицит федерального бюджета – серьёзный момент, и этот дефицит необходимо каким-то образом сокращать. Есть несколько проектов – проект Минфина по размещению долга за рубежом, программа по приватизации (которую можно увеличивать) и много других сиюминутных возможностей, например, увеличение НДС на покупку различных предметов роскоши.

Но в массовый сегмент сейчас влезать нельзя, поскольку там для каждого товара вся рентабельность расписана вплоть до копейки. Надо отдать должное правительству, которое всё-таки справилось с задачей удержания инфляции: она есть, но она несравнима с девальвацией рубля. Сейчас очень тонкая ситуация – у людей упала покупательная способность, они экономят на еде, у ритейлеров розничная маржа по продажам снизилась практически в три раза, во всех магазинах очень сильно уменьшилась сумма среднего чека. Очень важно не дать инфляции прорваться. Нельзя лезть туда вообще никак, ни каким-то увеличением нагрузки, ничем.

Видимо, решение было спонтанным. Хорошо было бы согласовать его с экономическими блоками, просчитать последствия. Накануне посевного сезона повышение акцизов на бензин – это очень рискованно».

Автор:
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".