Комментарий
2405 15 октября 2014 11:14

Прагматичный Лукашенко

Игорь Шатров политологИгорь Шатров

Игорь Шатров
политологИгорь Шатров

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым заявил, что Белоруссия не рассматривает себя в отрыве от Российской Федерации. «Мы не рассматриваем себя в отрыве от России, только вместе, — заявил он. — Только в том случае если мы будем вместе противостоять всяким угрозам, мы способны выстоять и выжить», цитирует президента Белоруссии ТАСС. Он подчеркнул, что Белоруссия и Россия будут вместе, и основой отношений двух стран является экономика. «Если мы будем нормально продвигаться в торгово-экономической сфере, то никакие бури и ураганы нам не страшны», — сказал Лукашенко.

Подробнее — в материале «Только вместе».

Политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров в интервью «Актуальным комментариям» рассказал о месте Белоруссии в современном мире, позиции ее президента Александра Лукашенко по отношению к России и о белорусском национализме.

«Лукашенко показывает образец прагматичной внешней политики.

Если говорить об отношениях России и Белоруссии и позиции Минска по Крыму, то вопросы признания—непризнания обсуждались Путиным и Лукашенко вне публичного поля. Это произошло до того, как были проведены официальные переговоры, о которых потом рассказывали пресс-службы президентов, так же, как и о признании Абхазии, Южной Осетии.

Сложившаяся позиция президента Белоруссии расширяет поле для манёвра России. Имея такого партнёра, как Лукашенко, находящегося в Европе, по соседству с Украиной, можно использовать дружественную нам страну в переговорном процессе. Что мы сейчас и делаем — эффективно используем минскую площадку для переговоров. Это нейтральная страна в украинском конфликте, находящаяся в явной экономической зависимости от России и при этом имеющая свою собственную политическую позицию.

Белоруссия осознанно сохраняется Россией в таком поле. Если бы нас это не устраивало, то давно бы наступили перемены, мы бы вступили в какую-нибудь серьёзную экономическую войну, и вообще нашли бы пути воздействия на белорусское руководство.

Лукашенко не предпринимает кардинальных шагов, которые противоречили бы интересам России — раз. Второе — действительно ли только экономика лежит в основе дружественных отношений с Россией? В международной политике нет никакой любви и дружбы, есть только экономические интересы. Даже общение народов, туризм или какие-то иные формы поездок — это тоже экономика. Люди едут, оставляют деньги. Государства существуют за счёт экономики, а не за счет дружбы и любви.

Лукашенко очень выгодно и эффективно использует геополитическое положение Белоруссии. Понятно, что белорусская экономика не может существовать иначе как в некоем симбиозе с экономикой какого-то другого государства или блока государств. У такого положения есть набор объективных причин: геополитическое положение в первую очередь, и набор субъективных причин — это характер экономики, доставшейся Белоруссии в наследство от Советского Союза. Это сборочный цех. Его, конечно, можно перенастроить на сборку другой продукции, но это требует очень серьёзных инвестиций. Поэтому неким образом по инерции Белоруссия ещё продолжает оставаться сборочным цехом Советского Союза и его правопреемника России.

У Белоруссии есть уникальные вещи, в частности, "Белазы". Всего несколько стран мира делают большегрузные карьерные самосвалы, в их числе Белоруссия. Кроме этого, в Белоруссии очень высокие стандарты качества продуктов, в первую очередь потому, что сохранились советские стандарты. Белоруссия в этом плане отличается от России. Там очень серьёзный контроль качества продукции.

Лукашенко очень большой националист. При всей такой якобы периодически всплывающей на международной арене пророссийскости внутри это жёсткий националист, который смог за 20 с лишним лет создать нацию. Белорусской нации, так же, как и украинской, по большому счёту не было, белорусской государственности не было. Обе эти страны вспоминают о государственности, восходящей к временам великого княжества Литовского, Речи Посполитой. Но во всех этих государственных объединениях они были частью. Сейчас они свою роль в этих государственных проектах прошлого повышают каждый для себя.

В Белоруссии не стали цепляться за какие-то вопросы вроде белорусского языка, понимая, что русский язык открывает более широкие перспективы для граждан Белоруссии. И белорусский, и русский государственные языки живут мирно, и люди сами выбирают, на каком им говорить, большинство говорят по-русски. Но в остальном там очень ценят свою историю, там очень ценят свою национальную принадлежность, национальную идентичность. В школах это всё преподаётся. В том-то и дело, что белорус без русского вроде бы ничего не может, по словам Лукашенко, но это не отменяет белорусскость и наличие нации. Поэтому Лукашенко в данном случае чётко блюдёт национальные государственные интересы и отстаивает наличие такой нации на пространстве Европы.

Роль Белоруссии уникальна для нас сейчас, но это не какой-то политический субъект нового формата. Всегда существуют некие государства-сателлиты. И у всех крупных государств в Европе есть сателлиты, передавшие часть суверенитета, по большому счёту, другим государствам. Это в первую очередь карликовые государства Европы. Тем не менее они сохраняют свою государственность и остаются полноценными государствами, выбирают своих руководителей и т.д. Здесь просто действительно объективная оценка своего места. Если Украина ещё может претендовать на что-то из-за своих размеров, с Белоруссией это было бы странно. Белоруссия обречена определиться изначально.

Белоруссии к сегодняшнему дню не было бы, если бы в своё время Лукашенко не определил, что он тяготеет к России и к будущим интеграционным проектам России. Президент Белоруссии — большой государственник, и он понимал, что ждёт экономику Белоруссии, если страна повернет в интеграцию с Европой. Выбором было сохранение экономических связей с Россией. Лукашенко сумел просчитать, что в будущем Россия рано или поздно поднимется с колен, и сделал выбор в сторону интеграционного будущего российского проекта. Сейчас такой проект предложен миру — евразийский интеграционный проект. Поэтому совершенно естественно, что Белоруссия всё это время сохраняла какие-то особые, специфические отношения с Россией.

Лукашенко смог заново создать белорусскую нацию — у граждан Белоруссии есть определённая национальная идея, она соответствует нынешним представлениям Лукашенко о будущем Белоруссии. В случае ухода Лукашенко общество выдвинет лидеров, которые будут продолжать эту политику. У белорусов есть пример. Они довольно активно ездят, взаимодействуют с Литвой, со странами Балтии, с Польшей. Они видят и позитивные моменты, которые те получили от включения в Евросоюз, и видят негативные моменты. Они понимают, что в этих странах легла своя собственная экономика, многие уехали обслуживающим персоналом в европейские государства.

Движение Белоруссии в сторону России — это сохранение государства, сохранение государственности, идентичности и т.д. Но сохранение этого жизненного уровня именно на территории государства, а не как в Украине — что происходит или происходило, пока ничем не заканчивается. Украинцы голосовали за того президента, который даст им возможность сбежать без виз в Европу, настолько нищета достала. Но при этом они даже зарабатывать на визу не хотели, им нужен спокойный выезд, и якобы их там ждёт рай и счастье. В таком положении украинский народ. А белорусский народ мудрее, он думает о будущем.

Оппозиционные настроения в Белоруссии не затрагивают больше 10% населения. И при этом даже западно-белорусские области, которые находятся в том же историческом пространстве, в каком и западно-украинские области, не отличаются проевропейскостью, не в смысле позитивного отношения в Европе, а именно стремления в ту часть геополитического пространства. Да, Лукашенко где-то что-то законсервировал. Но, в принципе, создал общество равных возможностей, может быть, равного среднего, не очень богатого, но достойного уровня жизни».

Наталья Захарова специально для «Актуальных комментариев»

Фото: Первый канал

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".