Премьерный тест-драйв
Премьер-министр РФ Владимир Путин находится с рабочей поездкой в Тольятти, где принял участие в съезде машиностроителей России.
Перед мероприятием он провел тест-драйв новой модели «Лада Гранта». На площадке АвтоВАЗа ему был продемонстрирован автомобиль в комплектации «Стандарт». На предприятии полагают, что первые такие машины уйдут покупателям в конце 2011 года.
Главу правительства сопровождали директор АвтоВАЗа Игорь Комаров, губернатор области Владимир Артяков, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.
Владимир Путин обошел автомобиль сзади и попросил открыть багажник, который как назло заклинило. Однако, спустя несколько секунд, благодаря совместным усилиям Сергея Чемезова и Игоря Комарова, он открылся. После этого Владимир Путин сел на заднее сидение и оценил интерьер внутри автомобиля.
Выйдя из салона, он достал ключи и сел на место водителя. Однако, включить двигатель и сразу поехать не удалось. Дело в том, что автомобиль снабжен современной системой - электронной педалью «е-газа» (электронная педаль газа).
Однако Владимир Путин быстро разобрался с новинкой и сделал пробный круг по экспериментальному треку длиной 1400 метров. Затем на новой машине глава правительства поехал на встречу с рабочими АвтоВАЗа.
Серийное производство автомобиля, созданного на базе уже известной «Лады Калины», планируется начать в октябре. Предполагается, что в базовой комплектации «Лада Гранта» будет стоить 220 тыс. рублей, в максимальной (с двигателем «Рено» и автоматической коробкой передач «Нисан») - 300 тыс. рублей.
Что касается мероприятия на АвтоВАЗе, то речь идет о совещании Союза машиностроителей России, который включает в себя более 700 предприятий.
«Когда мы говорим о модернизации экономики, мы говорим именно об этих самих предприятиях. Это предприятия, которые не торгуют воздухом, не производят мыльные пузыри, а занимаются реальным производством», - отметил накануне пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
По его словам, речь идет о Ростехнологиях, Рособоронэкспорте, АвтоВАЗе, тракторных заводах, «Ижмаше», «Сухом», «Вертолетах России» и т.д. «Это реальный сектор экономики, причем тот самый сектор, за счет которого мы постепенно сокращаем долю нефтянки, долю энергоресурсов в нашем ВВП», - отметил Песков.
Сам премьер, выступая на совещании, заявил, что в России должна действовать полная цепь производства - от конструкторских работ до изготовления конечной продукции.
«Для нас совершенно очевидно, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочки - от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции», - сказал Владимир Путин.
Он подчеркнул, что «мы должны быть хозяева на собственном внутреннем рынке».
«И может быть, в первую очередь это необходимо в машиностроительной отрасли, а здесь у нас рынок оценивается в десятки триллионов рублей», - сказал премьер.
Владимир Путин подчеркнул, что необходимо «играть заметную, а желательно, конечно, и ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг».
Российский рынок для авто, произведенных здесь, на месте, действительно перспективный. По оценкам экспертов, самые продаваемые в стране модели собраны именно в России. Всего же с начала года общие продажи легковушек резко поползли вверх. Как сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 4 месяца 2011 года рост составил 64%. Ожидается, что всего в 2011 году на российском рынке будет продано около 2,24 млн штук новеньких авто.
Собравшийся съезд Союза машиностроителей России является третьим по счету. Учредительное заседание организации состоялось 28 апреля 2007 г. в Москве. Основной целью Союза является формирование стратегии развития отрасли, участие в выработке механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран.
В Союз вступили практически все крупнейшие предприятия и организации машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей экономики. Его членами являются свыше 35 тысяч физических лиц, около 700 предприятий и организаций. Среди них - Госкорпорация «Ростехнологии», «Рособоронэкспорт», ОАО «Объединенная авиационная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», Корпорация ВСМПО-АВИСМА, ОАО «АвтоВАЗ», Концерн «Тракторные заводы», Концерн «Ижмаш», ОАО «НПК "Уралвагонзавод"», Концерн «Радиоэлектронные технологии», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Компания "Сухой"», Объединенная авиастроительная корпорация и другие.
На съезд прибыли полпред президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота, губернатор Самарской области Владимир Артяков, гендиректор ГК «Ростехнологии», председатель Союза машиностроителей Сергей Чемезов, а также свыше 700 делегатов и уполномоченных представителей из 64 региональных отделений Союза.
На АВтоВАЗе, кроме 150 тысяч автомобилей «Лада Гранта» с 2012 года будут производить авто под брендами «Renault» и «Nissan». К 2020 г. на производственных площадях предприятия планируется довести выпуст этих трех марок до 1 млн. 200 тысяч легковых автомобилей этих трех марок.
Наиболее перспективные - это так называемые современного класса, которые будут представлены. Очевидно, что они придут на смену устаревшим моделям, которые сейчас производят и позволят выиграть серьезный сегмент бюджетного автотранспорта, и, очевидно, что именно в этом направлении будет развиваться технологический потенциал автозавода. Также понятно, что в аналогичной сфере может быть развитие других объектов российского автопрома, и здесь АвтоВАЗ послужит драйвером роста.
Модернизация - это не план действий, который прописан с перового до последнего пункта, это - идеологема. В рамках этой идеологемы возможны самые разные подходы к разным отраслям народного хозяйства. В частности, возможно понимание необходимости модернизации тяжелого машиностроения. При этом надо понимать две вещи.
Машиностроение и вообще тяжелая промышленность не могут быть конкурентом «нефтянки». Это просто разные отрасли экономики. Машиностроение - не является конкурентом сырьевых отраслей, а является одним из важнейших отраслей экономики.
В этом смысле давно говорилось о необходимости повышенного внимания государства к этой отрасли, у государства сегодня есть деньги на развитие этой отрасли. И можно только приветствовать тот факт, что сегодня государство готово помочь отрасли.
Высказаны конкретные предложения и конкретные суммы, которые будет государство тратить на подъем отрасли. При этом говорить о том, что машиностроение само по себе будет локомотивом роста экономики, наверное, преждевременно. Сейчас можно говорить о том, что, может быть, когда-нибудь в будущем это произойдет, но не сейчас.
Стремление поддержать машиностроение можно только приветствовать, потому что это одна из тех отраслей экономики, которые дают шансы достичь уровня экономики развитых стран. Именно шансы, так как наличие машиностроения - еще не гарантия успеха, но это шанс занять место в когорте развитых стран.