Статья
1558 18 января 2010 0:00

Президент Армении в Москве

Пути преодоления последствий мирового финансового кризиса и перспективы нагорно-карабахского урегулирования обсудят в Москве президенты России и Армении Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.

«Дмитрий Медведев и Серж Саргсян в продолжение состоявшейся в октябре 2009 года в Москве беседы обсудят перспективы преодоления негативных кризисных последствий для наших экономик», - сообщил «Интерфаксу» источник в Кремле.

Собеседник агентства напомнил, что в январе - ноябре 2009 года товарооборот между двумя странами составил $642,71 млн, сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 21,5%.

В Кремле добавили, что президенты также обсудят «планы по реализации имеющихся совместных проектов в нефтегазовой отрасли, атомной энергетике, а также инфраструктурных программ».

Еще одной ключевой темой переговоров, по словам источника, станет урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

«В свете посреднических усилий России в нагорно-карабхском урегулировании и ставших регулярными трехсторонних встреч президентов России, Армении и Азербайджана главы государств обсудят перспективы продолжения переговорного процесса, возможности по поиску компромиссных решений», - отметил собеседник агентства.

Ранее пресс-секретарь президента Армениии сообщил, что в ходе московского визита будет обсуждена возможность организации трехсторонней встречи президентов Армении, России и Азербайджана.Г оворя о возможной трехсторонней встрече Сержа Саргсяна, Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева, он заявил: «Россия, как одна из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, прикладывает серьезные посреднические усилия в деле решения карабахского конфликта, и Армения высоко ценит эти усилия». Также было отмечено, что обновленный вариант «мадридских принципов» урегулирования карабахского конфликта еще не представлен официальному Еревану.

По словам кремлевского источника, лидеры двух стран не обойдут вниманием и региональную проблематику. «Они сверят часы по наиболее насущным вопросам функционирования Содружества Независимых Государств (Россия в этом году председательствует в СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, в котором Армения участвует как наблюдатель», - добавил источник.

Комментарии экспертов

В течение долгого времени Россию упрекали в пристрастности к армянской позиции. Это в основном основывалось на том факте, что, в отличие от Азербайджана, у России отношения с Арменией никогда не осложнялись. У нас был период ухудшения отношений с Азербайджаном,  особенно во времена президентства ныне покойного Эльчибея. С Арменией у нас таких периодов не было.

Во-вторых, на сегодняшний день российско-армянские отношения – это отношения более высокого статуса, чем российско-азербайджанские, ибо Россия с Арменией вместе участвуют в ОДКБ, Армения является наблюдателем в Евразийском экономическом сообществе, то есть она входит в более близкий круг стран СНГ, нежели Азербайджан.

С другой стороны, у российских руководителей хорошие личные отношения с Алиевыми, старшим и младшим. Наличие экономической заинтересованности, желание избежать конкуренции или превращения Азербайджана в активного участника антироссийского фронта внутри СНГ – всё это заставляло Россию вести себя крайне осторожно и сосредоточиться принятой официальной позиции в отношении конфликтного вопроса - Нагорного Карабаха.

Официальная российская позиция в отношении Нагорно-Карабахского конфликта заключается в том, что две стороны – Азербайджан и Армения – должны договариваться, и  у России нет возможности принуждать какую-либо из сторон к какому-либо решению. Это должна быть двусторонняя договорённость.

Российско-армянские отношения традиционно как были хорошими, так и остаются.
Отрадно также, что в последнее время были сделаны шаги по установлению добрососедских  взаимовыгодных отношений Армении и Турции, при том, что российско-турецкие отношения, в свою очередь, на хорошем уровне и особых проблем не здесь возникает.

Что касается Армении, то у нее есть 3 разноплановые проблемы, которые не должны увязываться между собой.

Самое важное – установление нормальных отношений с Турцией, чтобы Армения имела экономический, транспортный, социальный, культурный выход в Европу, которого она пока в должно мере не имеет.

Второе - нормализация армяно-азербайджанский отношений с каким-либо взаимоприемлемым решением проблемы Нагорного Карабаха.

Третий важный момент, муссирующийся в СМИ,  вопрос о так называемом армяно-турецком геноциде. Это и проблема истории, которая нуждается в более глубоком изучении.

Но самое главное – эти три вопроса разной степени важности не должны связываться между собой.

Что касается роли России в решении нагорно-карабахского конфликта, я бы не сказал, что есть какая-то особенная активность. Роль России здесь возрастает в том смысле, что она показывает пример сдержанного, сбалансированного, разумного, осторожного подхода к этой проблеме. Россия не выступает с провоцирующими заявлениями.
 

Во время недавнего визита президента Турции Реджейпа Эрдогана в Москву большая группа обсуждавшихся вопросов была связана с развитием двустороннего сотрудничества. В визите главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван точно так же присутствовала значительная группа вопросов двусторонних отношений между Россией и Арменией. И в том, и в другом визите не могло обойтись без вопросов нормализации отношений между Арменией и Турцией и Карабахским урегулированием. Хоть бы на неделю они разошлись по срокам, всё равно примерно та же тематика обсуждений.

Говоря о роли России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, хотелось бы отметить, что  посредническая работа не могла строиться на пропагандистской основе. Она могла быть построена исключительно на реалистической основе. И поэтому Россия постоянно показывала на протяжении и своего собственного посредничества, и дальнейшей совместной работы с с Минской группой, что ситуация вокруг этого конфликта несколько необычна.

Например, в итоговом документе саммита ОБСЕ от декабря 1994 года в том, что касается конфликтов вокруг Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья идёт поимённое перечисление каждой конфликтующей стороны. А в той части документа, которая касается Нагорного Карабаха почему-то ни разу не упомянута ни Армения, ни Азербайджан. Повторяется формулировка «конфликтующие стороны» или просто «стороны». Достаточно было обратить внимание на это.

Почему здесь не упоминаются два государства, которые явно участники этого конфликта? В одном месте идёт такая формулировка – «все стороны конфликта». Если бы это были только Армения и Азербайджан, то достаточно было бы сказать «обе стороны конфликта». Нет, в документе написано - «все». Вот та формула, которая подразумевает Нагорный Карабах конфликтующей стороной, и отсюда - как участников переговоров по урегулированию этого конфликта. Мелочь, казалось бы, но ведь проект итогового документа саммита не мог строиться таким образом, чтобы возбудить бурную дискуссию и ни к чему не прийти.

И вовсе не Россия виновата в том, что Нагорный Карабах оказался вне переговоров. Думаю, в Армении есть много людей, понимающий из-за чего это произошло. Это произошло в результате длинной серии встреч двустороннего характера между руководителями Азербайджана и Армении. Поэтому каким-то образом в контексте этого вопроса бросать тень на посредничество России просто несостоятельно.
 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".