Пространства нацполитики
Важные события недели были связаны с обсуждением перспектив развития национальной политики. Вектор обсуждения задал премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин, который опубликовал статью на актуальную тему и выступил на форуме народов юга России в Кисловодске. Для того, чтобы более эффективно решать проблемы согласования интересов разных этнических групп, он предложил создать «в системе федеральных органов власти специальную структуру», которая бы отвечала «за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов». Речь шла не об очередном министерстве (воссоздании существовавших ранее структур), а о создании коллегиального органа, который взаимодействует непосредственно с федеральным руководством и имеет определенные властные полномочия. Учитывая комплекс проблем, связанных с этим направлением федерального курса, предложение Путина выглядит востребованным и перспективным.
В настоящее время решение связанных с национальной политикой задач входит в компетенцию более, чем 10 федеральных ведомств. В связи с этим важнейшим направлением работы выступает координация их работы. С точки зрения аппаратной логики это весьма востребовано: многочисленность участвующих в процессе регулирования межнациональных отношений сторон порождает дополнительные административные барьеры и недостаточную эффективность исполнения принимаемых на высшем уровне решений. В этом контексте предложение о создании коллегиального «национального» органа можно рассматривать как новую меру повышения эффективности работы властных структур в рассматриваемой сфере.
Наряду с управленческими «недоработками», важно отметить системную проблему, которая связана с конкретным содержанием востребованных мер национальной политики и в полной мере пока не решена. Какого-либо общего программного документа, обозначающего основные государственные приоритеты в этой сфере, фактически не существует, есть лишь общая концепция, которая была принята в 1996 г. в связи с завершением первой чеченской кампании. На федеральном уровне четкое представление о решении «национального вопроса» пока не сформировано, теоретическую работу ведет Минрегионразвития: на заседании президиума Госсовета в начале прошлого года министр Виктор Басаргин сообщил о планах подготовки федеральной целевой программы «Укрепление российской нации». Однако результат этой работы пока не обнародован.
Наконец, оценивая текущее состояние межнациональных отношений в России, стоит обратить особое внимание на угрозы дестабилизации, связанные с «раскручиванием» неизбежно возникающих в многонациональных регионах конфликтов в информационном поле. Тенденция к этому проявилась после митинга на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 г., который перерос в столкновения и массовые драки. В дальнейшем в медийном пространстве неоднократно возобновлялось обсуждение проблемы отношений «москвичей» и «приезжих», роста числа преступлений, совершаемых в крупных городах мигрантами и пр., зачастую сопровождаемое нагнетанием панических настроений и социальной напряженности. Подобные дискуссии можно расценить, скорее, как негативное явление, усиливающее существующую в российском обществе нетолерантность «русских» по отношению к представителям других этнических групп.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры