Статья
382 1 февраля 2012 12:06

Пульс губернаторов

Продолжаются и неформальные дискуссии о перспективах дальнейшей ротации губернаторского корпуса. Наиболее актуальными на данном этапе выступают кадровые вопросы, решаемые в «плановом» порядке: в трех регионах – Томской области, Краснодарском крае и Туве – главы исполнительной власти в марте-апреле завершают очередные сроки пребывания в должности. Учитывая, что на принятие новой версии закона о наделении полномочиями глав регионов потребуется, как минимум, несколько месяцев, можно ожидать, что в названных случаях продолжит действовать существующая процедура.

В Томской области высока вероятность смены власти. Глава региона Виктор Кресс относится к немногочисленной категории губернаторов «эпохи Ельцина», сохраняющих властные посты и в настоящее время. Он возглавил регион в 1991 г. и долгое время считался весьма успешным управленцем: социально-экономическое развитие характеризуется положительной динамикой, политические процессы развивались системно, несмотря на  «оппозиционные» электоральные традиции, руководство региона активно способствовало реализации федеральных инициатив в сфере внедрения инноваций.

К факторам, способствующим смене власти в Томской области, можно отнести длительность пребывания Виктора Кресса у власти и его солидный возраст, а также рост конфликтности местных элит. Снижение эффективности и своего рода «моральный износ» власти – типичные проблемы губернаторов-политических «долгожителей». Однако общая оценка эффективности работы губернатора Кресса вряд ли может быть неудовлетворительной, поэтому не исключено использование наиболее «уважительной» формы отставки: уход с должности по собственному желанию, которое, как правило, выражается просьбой к руководству «Единой России» о том, чтобы не рассматривать кандидатуру действующего главы региона.

Слухи об ослаблении политических позиций главы Краснодарского края Александра Ткачева периодически распространяются уже в течение нескольких лет, однако приближение Олимпиады-2014 повышает их «востребованность», особенно если учесть, что число оппонентов краснодарского губернатора за время реализации масштабного проекта возросло. Ткачева можно назвать одним из безусловно «системных» губернаторов, поддерживающих имидж эффективных руководителей путем выстраивания в регионе собственной политической «вертикали» и личного контроля за принятием ключевых решений. Это позволило ему контролировать и расстановку сил внутри элиты, и, в значительной степени, ресурсную базу стратегически важного региона. Основным показателем управленческой эффективности администрации Ткачева вполне закономерно считается активное привлечение в экономику края иностранных инвестиций.

С началом подготовки к Олимпиаде в Сочи расширилось поле взаимодействия краевой администрации с федеральными игроками, что создало предпосылки для латентных конфликтов. Сосредоточить в своих руках контроль за процессом строительства объектов и инфраструктуры Ткачеву не удалось, а недостаточно эффективное взаимодействие с федеральными структурами, обеспечивающими реализацию проекта создавало поводы для критики. Тем не менее, периодические PR-атаки отнюдь не означают негативной оценки работы Ткачева ни со стороны населения (уровень доверия краснодарскому губернатору, по данным ФОМ, в конце прошлого года составлял 39%), ни со стороны федеральной власти. Правда, стоит отметить эффект «усталости» населения от присущего Ткачеву жесткого стиля работы, однако , на данном этапе риски, связанные с подготовкой к Играм в Сочи как особо важному внутри- и внешнеполитическому событию, вероятно, окажутся более значимыми и на смену краевой власти в разгар подготовки к Олимпиаде-2014 Центр, скорее всего, не пойдет.

Наконец, в случае Тувы при принятии решения на федеральном уровне наиболее значимым показателем может стать поддержание стабильности, в связи с этим шансы Шолбан Кара-Оола на пролонгацию полномочий достаточно велики.

Оксана ГОНЧАРЕНКО
, Центр политической конъюнктуры

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".