Статья
1969
25 ноября 2014 18:17
Путь к самоопределению Донбасса
Важным примером многолетней борьбы за признание независимости, который может быть принят во внимание народными республиками Донбасса, остается деятельность Организации освобождения Палестины.Безусловно, история палестинского сопротивления имеет свои особые корни и уникальную правовую подоплеку, основанную, в первую очередь, на тексте Резолюции ГА ООН 181(II), которая предусматривала образование на управляемой ранее Великобританией подмандатной территории арабского и еврейского государств. Впрочем, в связи с первоначальным отсутствием у палестинцев эффективных органов самоуправления, отстаивание их позиций на годы вперед оказалось, по сути, монополизировано конгломератом стран-членов ЛАГ, решением которой в 1964 году и была учреждена ООП. Последняя изначально отличалась наличием разветвленной структуры со множеством входивших в нее автономных движений, но обладала, в то же время, собственными исполкомом и протопарламентом — Национальным советом.
По-настоящему плодотворный этап в новейшей истории ООП начался с переходом контроля над ней в руки движения ФАТХ и лично Ясира Арафата. Под его руководством эта организация, несмотря на неоднозначную репутацию, добилась признания за собой со стороны ООН статуса официального представителя палестинского народа и наблюдателя, имевшего право участвовать в заседаниях Совета Безопасности.
Основываясь на данных достижениях, в 1988 году Палестинский национальный совет принял Декларацию независимости, которая была незамедлительно признана целым рядом государств соцблока, арабского мира и Движения неприсоединения. При этом по результатам переговоров в Осло, завершившихся подписанием соглашения с Израилем в 1993 году, ООП согласилась на временное существование под юрисдикцией Тель-Авива Палестинской национальной администрации, осуществлявшей управление территорией Сектора Газа, и частично Западного берега реки Иордан через собственные органы исполнительной и законодательной власти.
Впрочем, сделано это было без отказа от декларирования независимости, на которое палестинцы вновь начали активно ссылаться с развитием событий Интифады Аль-Акса. В конечном счете возникла юридическая коллизия, при которой без полноценной денонсации договоренностей с Израилем Палестина взяла курс на формальное вхождение в ГА ООН и ЮНЕСКО в качестве самодостаточного государственного образования.
Переходя к вопросу о том, в какой степени деятельность ООП соотносится с текущей повесткой дня ДНР и ЛНР, нельзя, конечно, не иметь в виду совершенно особый характер событий на Ближнем Востоке, получивших оценку со стороны Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН — именно на рождавшиеся в их стенах резолюции лидеры сопротивления неустанно ссылаются все прошедшие десятилетия. Однако, опыт палестинских активистов показывает, что ключом к достижению на практике прорывных результатов является объединение усилий самых разных субъектов ведущейся борьбы в единый кулак, который не может остаться незамеченным международным сообществом.
Собственно, формирование в лице ООП масштабной зонтичной структуры, представившей практически полный спектр организаций, которые действовали на занятых Израилем территориях, в лагерях беженцев, в различных странах мира и т.п., позволил артикулировать интересы всего народа Палестины в качестве единого целого. В случае с Донбассом в мировом общественном мнении пока что не сложилось представления о дончанах и луганчанах как о некой общности, нуждающейся в особой форме самоопределения. Государственное строительство в ДНР и ЛНР, безусловно, имеет важное значение в данном контексте, но нельзя забывать и о хаотичной в настоящий момент деятельности сецессионистов в неподконтрольных ополченцам районах Донецкой и Луганской областей, о стремлении сотен тысяч беженцев к отстаиванию своих прав, о потенциале землячеств выходцев из региона в России и за ее пределами.
Возможно, сегодня всем этим индивидуумам и объединениям не достает появления некой консолидирующей их силы, способной сформулировать совокупную идеологию и цели народа Донбасса на отдаленную перспективу и последовательно претворять их в жизнь. Пока что существование народных республик не опирается на какую-либо целостную стратегию, например, по сбору средств для восстановления Новороссии, лоббированию ее интересов в диалоге с международными организациями и СМИ или выдвижению требований объективного расследования военных преступлений, совершенных Киевом в ходе так называемой АТО.
А в случае возобновления переговорного процесса и обретения республиками максимально широкой автономии в рамках Украины, мировая общественность и вовсе может забыть о наличии у населения Донбасса самостоятельной позиции по широкому спектру вопросов, если только созданные на фоне конфликта продонбасские структуры не продолжат целенаправленно напоминать о ней.
В то время, как ЕС и США общими усилиями пытаются ограничить право донецких и луганских активистов на самовыражение, вводя в их отношении санкции и отказываясь предоставлять им трибуну, всему сообществу жителей региона и сочувствующим силам так или иначе придется реализовывать общую стратегию для того, чтобы голос Донбасса в итоге был услышан – однако вряд ли они смогут прийти к успеху, не создав для этого надежной институциональной базы.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
1 марта 2023
Анонс
Российские стандарты соцзащиты начнут действовать в новых регионах
1 марта в новых российских регионах — Донецкой
и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областях — начнут действовать российские стандарты социальной защиты. Соответствующий закон был одобрен Советом Федерации 15 февраля.
9 февраля 2018
Интервью
Донецко-Криворожская Республика. Сто лет спустя
Владимир Корнилов об исторических уроках
23 сентября 2017
Новости
Взрывы в центре Донецка
Около 8:30 на проспекте Мира, пролегающем
в центре Донецка, прогремели два взрыва. По словам источника РИА Новости в силовых ведомствах ДНР, целью взрыва было покушение на министра доходов и сборов республики Александра Тимофеева.