Статья
1332 30 марта 2009 18:15

Путин в Тольятти

Владимир Путин провёл в Тольятти совещание, посвящённое ситуации в российском автопроме и посетил завод «АвтоВАЗ». Премьер заявил о намерении правительства выделить 700 миллионов рублей на поддержание рабочих мест в Самарской области, а также 300 миллионов – на развитие малого и среднего предпринимательства.

Владимир Путин рассказал о мерах по поддержке важнейших предприятий российского автопрома. Правительство может напрямую выделить средства «АвтоВАЗу» для погашения существующей кредиторской задолженности. Кроме того, рассматривается вопрос о выделении госгарантий на часть привлекаемых кредитных средств. По словам Владимира Путина, правительственная финансовая помощь предприятию может позволить ему привлечь свыше 90 миллиардов кредитных средств.

Государство предоставит 25 миллиардов рублей в качестве беспроцентной ссуды на год одному из основных акционеров завода – корпорации «Ростехнологии» - для передачи «АвтоВАЗу», при этом ссуда может быть продлена ещё на один год. Кроме того, Сбербанк и ВТБ выделят «АвтоВАЗу» бридж-кредит на 8 миллиардов рублей. Владимир Путин потребовал подготовить все необходимые документы для выделения средств «АвтоВАЗу» до 10 мая.

Глава правительства также коснулся ситуации вокруг автозавода «ГАЗ». Владимир Путин счёт возможным предоставить «ГАЗу» государственные гарантии на сумму более 4 миллиарда рублей для реструктуризации кредиторской задолженности. Кроме того, будут увеличены госзакупки у предприятия, общий объём которых составит 9 миллиардов рублей. По словам премьера, вопрос о субсидировании процентной ставки на закупку отдельных видов автомобилей требует отдельного изучения.

Также Владимир Путин заявил о намерении правительства предоставить госгарантии «КАМАЗу» и «Соллерсу» под инвестиционные программы в размере 4,6 и 5 миллиардов рублей соответственно.

На встрече с рабочими «АвтоВАЗа» Владимир Путин заверил их в том, что государство будет оказывать поддержку социальной инфраструктуре предприятия, кроме того, он рассказал о макроэкономической политике правительства. По его словам, Россия вернётся к накоплению финансовых резервов после стабилизации ситуации в экономике и реализации всех «кризисных расходов». «Ответственная финансовая политика и рост резервов - это составляющие нашей деятельности на среднесрочную перспективу», - заявил Владимир Путин.

Комментарии экспертов

Модернизация экономики – это, конечно, главная задача. Экономика, в том числе автомобилестроение, должна быть другой. Но при этом ясно, что социальные гарантии, социальные обязательства и социальная политика в целом должны гарантировать уровень жизни, который достигнут средним классом и средними слоями. Рабочие не должны скатиться в нищету, иначе модернизацию попросту некому и не для кого будет проводить. Так что меры правительства по поддержке автопрома вполне логичны. Медведев вполне справедливо заявил о том, что Россия должна остаться социальным государством, и Путин здесь подтверждает этот курс. Россия остаётся социальным государством, но делает ставку на модернизационный рывок.

У меня нет впечатления, что принятое правительством решение – это неизбежное спасение «АвтоВАЗа». Конечно, это спасательный круг. Но мне кажется, что на этом круге ещё надо будет куда-нибудь выплыть. То есть озвученные 20 миллиардов рассчитаны не на длительную перспективу, а на использование непосредственно в период кризиса.

При этом понятно, что правительство сейчас интересует не столько «АвтоВАЗ» как крупнейший российский бизнес, сколько «АвтоВАЗ» как социальный объект. Я думаю, что, с точки зрения российской власти (исполнительной и законодательной, государственной и муниципальной), «ВАЗ» - это не столько завод, который делает и продаёт автомобили, сколько предприятие, на котором работают примерно 100 тысяч человек, с членами семей - соответственно, 400 000 человек, а со «смежниками», предприятиями которые с ним связаны и находятся часто далеко за пределами Самарской области - за миллион.

Настоящая остановка «АвтоВАЗа», если не дай Бог, она произойдёт, будет чревата не тем, что Россия потеряет крупнейший автогигант. Проблема не в этом, а в сотнях тысяч квалифицированных безработных, которых совершенно некуда девать на рынке. Причём существенная часть из них сконцентрирована в городе Тольятти, который состоит из трёх районов, жители одного из которых все работают на этом заводе или обслуживают тех, кто работает на заводе.

Я думаю, что суть происходящего именно в этом. На мой взгляд, у нас нет данных, чтобы говорить о том, насколько эти 20 миллиардов рублей помогут или не помогут «ВАЗу» остаться на рынке, как-то по-новому организовать сбыт своей продукции и т.д.

«АвтоВАЗ» - это уникальный объект. Он не единственный уникальный объект в стране, но множество таких объектов, на мой взгляд, не образуют целостность, они все уникальны. «ВАЗ» уникальный, «ГАЗ» уникальный, «КАМАЗ» уникальный. И с каждым надо сделать что-то своё. В каждом случае будет индивидуальная история. В Ульяновске тоже автозавод, он тоже совсем особый. Совсем другой сектор рынка, другое количество людей, другая роль в экономике региона - всё совсем по-другому. Поэтому решение об «АвтоВАЗе» - не модельное, правительство не будет автоматически переносить этот опыт на другие предприятия.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".