Статья
3213 15 апреля 2011 12:23

Пятое «И»

 

Президент РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении на Азиатском форуме выделил четыре ключевых аспекта в понятии инклюзивного развития.
 
Тема инклюзивного развития, подчеркнул он, которая определена как тема Азиатского форума, является, по его мнению, особенно актуальной.
 
Во-первых, она подразумевает «необходимость демократизации международных отношений и создания подлинно справедливого политического и экономического миропорядка, она настоятельно требует реформирования глобальной финансовой системы».
 
По его мнению, прогресс в этом направлении был достигнут во многом благодаря деятельности «двадцатки», сообщает «Интерфакс».
 
Медведев подчеркнул далее, что всеобъемлющее развитие как «принцип государственной политики имеет ключевое значение на национальном уровне». Важно, подчеркнул он, чтобы доступ к новым возможностям и благам развития «не был ограничен отдельными группами и слоями населения или странами. Никто не должен быть обделен и, тем более, выброшен на обочину».
 
В связи с этим президент РФ отметил, что «особое значение приобретают качественное образование, развитие людских ресурсов и активная политика в сфере занятости».
 
Он напомнил далее, что в качестве социальных обязательств в России решаются поставленные задачи на основе модернизации и модели развития четырех «И»: инноваций, инвестиций, инфраструктуры, институтов. При этом он добавил, что можно говорить и о пятом элементе, то есть еще об одном «И», - интеллекте.
 
Президент РФ выделил также важность эффективной политики в области охраны окружающей среды и климата.
 
Медведев отметил далее, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе разворачиваются мощные интеграционные процессы. По его мнению, «это развитие должно быть всеобъемлющим, охватывать все страны. Не создавать новых разделительных линий, способствовать выравниванию экономических потенциалов».
 
В завершение речи он подчеркнул, что для России «упрочение и развитие партнерских отношений со странами региона и активное участие в многосторонних региональных объединениях не имеет альтернативы».
  

Президент РФ выразил соболезнования японскому народу, при этом подчеркнул, что «катастрофы не должны остановить развитие прогресса, но из них надо сделать выводы». Он сообщил, что в ближайшее время Россия передаст партнерам свои предложения по развитию атомной энергетики. 

Напомним, в феврале 2009 года на экономическом форуме в Красноярске Дмитрий Медведев сформулировал т.н. концепцию четерех «И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции.  

 

Комментарии экспертов
Пять принципов, сформулированных президентом, скорее, служат не выполнению социальных задач, а больше - задач по изменению сути российской экономики, о чем Медведев много говорит. Не случайно фигура главы российского государства очень плотно ассоциируется с двумя словами – это модернизация и инновации.
 
Я первые четыре «И» и пятое «И» рассматриваю именно через эту призму, потому что все эти принципы так или иначе были направлены на то, чтобы изменить экономику страны. Но мы тоже понимаем, что повышенные выплаты различных социальных пособий, более активное распределение нефтегазовой ренты в пользу населения,  порождает определенный эффект. В политологии есть такой закон, который говорит о том, что требования и недовольства народа растут как раз в период сытости, когда люди просят больше и больше социальных благ. То есть,  далеко не всегда революции связаны с бедствиями и нуждой, поэтому нужно отдавать себе отчет, что государство не может рассматриваться только через социальную призму. Если мы будем думать только о социальной политике даже в предвыборный сезон, то мы ситуацию не изменим. Задача шире стоит, потому что, ну а как вы при помощи инноваций измените социальную сферу? Надо менять не только социальную сферу, надо менять всю экономику, менять отношение россиян к труду и надо сделать так, чтобы  мы верили в то, что можем построить нашу собственную успешную экономику. В этом суть инноваций, пока этого не произойдет, достаточно много будет проблем.
 

Что касается пятой  «И» - интеллекта, то мы тоже прекрасно понимаем, что этот принцип от всего социального весьма далек. Мне всегда кажется, что если у человека есть интеллект, то социальные проблемы ему не грозят с той силой, которой они грозят тому, у которого интеллекта нет. Человек, обладающий интеллектом способен как-то на мой взгляд заработать, и в этом плане подойдет, может быть, циничная американская поговорка: «Если ты умный, то чего такой бедный?»

Если гражданин действительно нищий и нуждается в социальной защите, то возникает вопрос – а у него точно интеллект есть? Мы, конечно, знаем разные примеры, вспомним Диогена в бочке. Но Диоген не требовал у государства, чтобы оно ему платило за сидение в бочке. Есть интеллектуалы, которые не нуждаются высоких стандартах жизни и вполне довольствуются тем, что есть, они не требуют социальных гарантий. Поэтому интеллект – это понятие в чем-то даже антисоциальное, если рассматривать под социальностью возможность и желание граждан получать определенные гарантии от государства по обеспечению каких-то стандартов жизни.

С точки зрения пятого «И», если мы говорим о социальной сфере и так ставим вопрос, то я бы обратил внимание на то, что, на мой взгляд, должно было стать основой тех изменений, которые в стране происходят. Это, в первую очередь, образование. Оно напрямую связано с интеллектом. И здесь, я считаю, что государство совершило огромное количество ошибок в последние годы. Я вообще сторонник того, чтобы во всех изменениях ставить на первое место не политические реформы и не государственную экономику, а образование. Потому что страна, не дающая своим гражданам нормального качественного образования, не может рассчитывать на их ответ в виде интеллекта, а значит, обречена.

То, что мы сейчас наблюдаем со стандартом образования, с ЕГЭ, и с  тем, что творится в высшем образовании, вызывает у меня неподдельный ужас. Я лично думаю и надеюсь, что выступление Медведева, введение пятого «И» и разговоры об интеллекте заставят государство посмотреть, что происходит у нас с образованием, потому что без образования у нас никакого интеллекта не будет.

А так еще раз говорю, не стоит воспринимать пять принципов Медведева, как какую-то социальную программу,  это  программа Медведева по изменению структуры нашей экономки, изменение отношения россиян к труду. Мне кажется, Медведев надеется, что россияне ответят ему какой-то новой  трудовой этикой, а не новыми запросами «а дай нам больше денег». Мы же понимаем, что инновации и инвестиции без мозгов невозможны, и если есть интеллект, то у вас будут и деньги, а деньги – это значит и инвестиции, и инфраструктура, это в конечном итоге и инновации, так что я думаю, что Медведев органично достроил инновационную звезду, сошлись все пять «И». 

В России есть системное, комплексное понимание того, как должна развиваться ее экономика. Я думаю, что президент обозначил методологический подход, он показал, что все решения, все проекты должны строиться, прежде всего, на учете интеллектуального фактора, фактора интеллектуальной элиты, на наиболее современных идеях и технологических решениях. Я думаю, президент именно это имеет ввиду.
 

Общество меняется, это заметно. И растет доля тех, кто составляет модернизационное меньшинство. Это активная часть населения, способная к преобразованию страны, к принятию модернизационных решений. Ее доля в населении страны неуклонно возрастает. А в целом, социальная ситуация в стране, несомненно, улучшается. 

Не случайно, когда власть сегодня говорит о качестве жизни, то не ставит задачу повышения уровня этого качества. Задача выхода на докризисные уровни решена, и сейчас речь идет о качестве жизни в целом. Почему? Потому что комплекс социальных проблем в значительной степени решен, и те социальные проблемы, которые стоят сегодня - они другого уровня и другого качества, они уже связаны с иным, более высоким качеством развития страны и связаны с меняющейся социальной структурой общества, более развитой, конечно же. 

Нужно отметить, - президент представил свою точку зрения на прошедшем саммите БРИКС, где говорил о том, что необходима диверсификация центров развития и о том, что страны этого объединения становятся все больше главным двигателем в экономическом развитии мира.  
 
Он отметил, что крайне важным является ориентация на многостороннее развитие, на многополярный мир, и в соответствии с этим новая архитектура мирового порядка должна учитывать изменения, происходящие в мире.  
 
И, наконец, президент говорил о том, что крайне важным фактором развития становится инновации, и из всего этого -  интеллектуальная собственность, и отсюда появляется еще одна буква «И» - интеллект. Это обусловлено тем, что в структуре драйверов мирового развития заложены капитал и собственные технологии. Но большой составляющей фактора развития является интеллектуальная собственность, которая возникает только из усилий интеллекта. В соответствии с этим, для того чтобы это «И», этот интеллект появлялся, необходимо вложение в человеческий потенциал. 
 
Невозможно выстроить экономическую систему, которая была бы некомфортна собственникам этого человеческого капитала. Если люди чувствуют себя некомфортно – нет качественной системы образования, здравоохранения, социальной защиты, то развивающиеся страны, тратящие огромные деньги на подготовку кадров, будут эти кадры терять. То есть, станут донорами профессиональных кадров для развитых капиталистических стран, куда утекают мозги. 
 
Поэтому это не просто проблема развития, это еще  и проблема долгосрочного стабильного развития. 
 
Считаю, что в условиях после кризиса страна может позволить заняться социальным обеспечением. Как раз сегодня это делать очень комфортно, потому что ближайшие 10 лет будут десятилетием растущего спроса на не только нефтегазовые, но и другие источники сырья, на продукты первого передела, которые в достаточной степени  развиты в нашей экономике. 
 
В этом как раз и состоит, на мой взгляд, стратегический маневр России - чтобы использовать сегодняшние достаточно высокие доходы для того, чтобы их вкладывать в образование, науку, здравоохранение, чтобы изменить общий социальный климат. Таким образом за счет этого изменить структуру экономики.  
Не просто говорить о том, что мы будем создавать инновационную структуру, но изменить социальный комфорт для тех, кто является главными двигателями этой экономики – для владельцев человеческого капитала. И наращивать человеческий капитал и создавать условия для того, чтобы профессионалы оставались в России и развивали  отечественную экономику.
 
В этом, на мой взгляд, смысл данного стратегического маневра. 
 
Ресурсы для этого в стране есть – темпы роста экономики опять поднялись и приближаются к 5%, бюджет первого квартала сведен с профицитом (это несколько искусственно, но, во всяком случае, дефицит российского бюджета намного меньше, чем дефицит самых благополучных стран мира, включая такую страну, как Германия). 
 

То есть, ресурсы есть их, важно эффективно их использовать. Важно не допустить, чтобы они разворовывались, а отсюда усилия по эффективному использованию бюджетной сферы. Здесь кое-что делается, но, на мой взгляд, совершенно недостаточно. 

Сначала нужно  сказать по первым четырем «И»  - инновация, инфраструктура, инвестиции и институты. Я бы сказал, что ситуация по инновациям и институтам несколько лучше, чем по инвестициям и инфраструктуре. По этим двум направлениям серьезное развитие и опережающие вложения.  

В инфраструктуре у нас было серьезное проседание как в связи с кризисом, так в связи и с осторожностью, которую проявило правительство в том, что касается вложений в эту сферу в условиях высокой коррупции и нестабильных нефтяных доходов. При этом в инфраструктуру по серьезному вкладываться кроме государства некому. Здесь, конечно, возможны партнеры, но без лидирующей роли государства никакого серьезного развития инфраструктуры не будет. Поэтому темпы развития инфраструктуры неудовлетворительны, ухудшение инвестиционного климата тоже происходит – это важная тема, о которой говорит в том числе и президент. Пока эти два «И» - проблемные. 
 
Что касается институтов и инноваций, то здесь как раз движение было и идет. А именно наблюдается создание институтов, которые бы поощряют инновационное развитие. Здесь можно упомянуть льготный пакет с резидентами Сколково, которыми на данный момент могут стать самые разные предприятия территориально не локализованные в каком-то одном месте. 
 
Есть движение и по политическим институтам. То есть предпринимается политика малых шагов, но достаточно последовательная и постоянная. Есть движение даже по неформальной деловой административной культуре. В том, что касается стремления президента усилить контроль за исполнением поручений, усилить ответственность должностных лиц на разных уровнях государственной власти. Здесь есть позитивный вектор, а вот по инвестициям и по инфраструктуре позитивного вектора я не вижу. 
 
Что же касается социального аспекта модернизации, то мы сможем прийти к какому-то успеху в этой сфере, если социальные обязанности государства и социальную ответственность мы будем видеть не как балласт на экономическом росте, а как один из ресурсов экономического роста.  
 
Потому что  именно такую роль этот фактор играл в кейнсианской модели роста, которая реализовывалась в первые послевоенные десятилетия в Соединенных Штатах и в Европе. Смысл их состоит в том, что платежеспособный внутренний спрос может и должен стимулировать внутреннее производство, но для этого необходимо импорт замещения.  
 
Если нам удастся хотя бы в каких-то отдельных секторах массово доступной продукции осуществить импорт замещения, тогда рост социальных расходов будет работать на внутреннего производителя. Тогда социальная ответственность будет не балластом на экономическом росте, а одним из ее триггеров.  
 
Мне кажется, что замыкание в единый контур, при котором социальные расходы государства работают на внутренний рынок, а внутренний рынок работает на отечественное производство, позволит сделать социальное государство не обременением модернизации, а ее фактором. 
 
И главным ориентиром социально ориентированной модели роста, как мне представляется, должно рассматриваться создание новых рабочих мест. Не пособие по безработице, не индексация пенсий, все это важно, но именно создание рабочих мест. 
 
Не случайно президент сказал некоторое время назад в послании, что это должно стать одним из индикаторов оценки работы региональных начальников и глав регионов. У каждого из регионов должна быть перспективная программа создания рабочих мест, то есть то, чего до сей поры не было. 
 
Я думаю, что  появление пятой «И» - связано с необходимостью сделать Россию страной привлекательной для творческого и интеллектуального класса. Потому что это один из важнейших факторов конкурентоспособности страны и ее жизненной перспективы. 
 
Проблема новой иммиграции в этом отношении стоит довольно остро. Иммиграция, которая зачастую диктуется уже часто не социально-экономической необходимостью, а тем, что некоторые социологи называют постматериальными потребностями. То есть потребностями в качественной среде социального общения, в безопасности, в атмосфере доверия, в доступе к культурным ценностям и  так далее. 
 
И эта способность реализовать запросы на постматериальные ценности, а не только запросы на хлеб насущный, является очень важным фактором привлекательности страны или отдельных регионов, отдельных  городов, для интеллектуального  класса. 
 
То, что президент этим озабочен - вполне закономерно, потому что это, как мне представляется, основная часть политического имиджа и даже политической миссии действующего президента – сформировать в России ядро интеллектуального, дееспособного творческого класса.
19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".