Статья
1402 4 декабря 2008 0:02

"Прямая линия" с В.Путиным

На телеканале "Россия" прошла "прямая линия" Владимира Путина с гражданами РФ. Судя по заданным вопросам, граждан больше всего волнуют зарплаты и пенсии, образование и медицина, ипотека и безопасность страны.

Комментарии экспертов

«Прямая линия» - это уже устоявшаяся форма. Можно сказать, почти личный жанр Владимира Путина. Хотя в этот раз все пройдет немного в ином формате, но всё-таки жанр сохраняется. И то, что Путин его продолжает, выглядит совершенно естественно.
Став премьер-министром, Владимир Путин по-прежнему в глазах большого числа людей сохраняет статус и ауру национального лидера. И совершенно нормально, когда человек, принимающий ключевые решения в стране, периодически общается с людьми. Поэтому у меня нет опасения, что интерес этому диалогу как-то снизился, или уменьшилась аудитория. Владимир Путин за 8 лет своего президентства уже приучил людей к тому, что он всё время находится в курсе проблем, досконально осведомлён о самом широком спектре вопросов, которые задаются гражданами. Он достаточно компетентен, чтобы обсуждать любые из этих вопросов, а там, где его знаний не хватает, он честно и прямо об этом говорит. Он не делает вид, что он – абсолютный всезнайка. И вот это доверительное отношение, небоязнь Путина говорить там, где он знает, и честно признаваться, что дальше разговор невозможен и что будем это дальше изучать, - это всё, конечно, приучает людей к тому, что с ними разговаривает серьёзный и ответственный человек, которого можно спрашивать и надеяться на честный, прямой и компетентный ответ.

В разговоре Путина с людьми немного поменялся контекст. Всё-таки, у многих есть ощущение тревоги. Не паники, не какого-то обвала и хаоса, но тревожные нотки в новостях, в экономической ситуации, озабоченность, которую проявляют члены правительства… В общем, атмосфера изменилась по сравнению с предыдущими разговорами, которые вёл Владимир Путин. Так что беседа будет проходить в несколько ином ключе. Если раньше Владимир Путин работал с опережением, как бы слегка отчитываясь за проделанное и гарантируя дальнейшее движение (прогресс), и это были действительно ответственные обещания, которые выполнялись, то теперь разговор идет о том, как, скажем, не упасть вниз и как выкарабкаться. И это придает разговору дополнительный момент, которого раньше не было. Безусловно, это стало важной спецификой разговора.

Путин остался верен себе: ничего не приукрасил, не стал «спасать лицо» или что-то такое делать, чтобы создать видимость, что всё в порядке. Но в то же время, ощущения паники или избыточной тревоги тоже отсутствовало. Этот разговор очень важен и полезен для людей, потому что, хотя уже, в принципе, и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин высказывались по ситуации кризиса, но это как бы были сообщения сверху, а в прямом диалоге, когда тревога в вопросах будет звучать на всю страну, когда этот разговор ведется прямо и открыто – такого еще не было. В этом вопросе очень важную роль сыграла уверенность Путина в том, что всего, что мы сделали раньше, достаточно, чтобы сегодня не провалиться, не упасть, и то, что делается сегодня, вполне достаточно для того, чтобы рассчитывать на подъём в ближайшей перспективе.

Безусловно, новым является тот факт, что Путин предложил финансировать ключевые отрасли экономики не косвенно, а напрямую. Предыдущую модель поддержки экономики премьер-министр подверг критике, поскольку до этого деньги, выделенные крупнейшим банкам, финансовые организации иногда использовали не по назначению. Вместо того, чтобы кредитовать отечественные предприятия, финансовые организации стали выкупать доллары. Это привело к ослаблению рубля. Модель, предложенная премьер-министром, позволит ограничить возможности банков по манипуляциям госфинансами. Теперь Правительство проконтролирует кредитование конкретных отраслей: деньги достанутся предприятиям, а не осядут на иностранных счетах банков. Поскольку для поддержки отраслей напрямую необходимы большие объемы денежных средств, примечательны замечания премьера по объему золотовалютных резервов (ЗВР). Их у России, по словам Владимира Путина, достаточно. РФ обладает третьими по величине ЗВР в мире. Более того, за последние несколько дней их объемы начали расти.

Главное - даже не то, что Владимир Путин впервые выступил в качестве премьера, а главное - то, что он впервые выступил в качестве лидера правящей партии на "прямой линии". Представительная демократия – это система обратной связи, то есть когда действует изначальная идея, что люди голосуют за те или иные политические силы, в том числе, и в зависимости от того, как они работают во власти, что они делают. Но проблема в том, что в нынешней сверхдинамичной мировой ситуации, в отличие от XV века, когда начали возникать первые парламенты, события меняются очень стремительно, и нужно гораздо чаще снимать обратную связь с общества, проверять его реакцию. Тем более, сейчас власть в рамках антикризисных стратегий предпринимает довольно резкие шаги. Там совершается много разных действий, и очень важно снять быструю обратную реакцию, что думают люди. В нынешней ситуации для правительства и Путина как премьера очень важно нащупать, в какой мере вектор движения, избранный им, соответствует ожиданиям и настроениям избирателей и нынешней немного истеричной, несколько растерянной первой реакции на изменение ситуации. Поэтому, в принципе, «прямая линия» - это важнейший механизм прямой демократии именно в контексте взятой линии на укрепление роли партии. То есть правящая партия, таким образом, совмещая в одном лице роль главы исполнительной власти и роль лидера правящей партии, получает возможность взять непосредственную обратную связь со своих избирателей в виде реакции на свои действия и на происходящие события. Это даёт гигантский выигрыш, фору в динамике.
Так что, в данном случае важен не столько ритуальный аспект коммуникации лидера с нацией, сколько гораздо более конкретная и практическая проблема реакции людей на вполне конкретные и практические действия именно исполнительной власти. Почему это в гораздо большей степени премьерский формат, чем президентский? Здесь важно не столько искусственное поддержание ощущения, что «в Багдаде всё спокойно», сколько быстрый социологический срез реакций и ожиданий страны.

Владимир Путин послал позитивный сигнал новой администрации США, одобрив решение министров иностранных дел стран НАТО отказать Украине и Грузии в предоставлении ПДЧ. Акцент премьер-министра на разрешении этой интриги не случаен. На конфликтный характер российско-американских отношений прямое влияние оказывает политика альянса на постсоветском пространстве. И Владимир Путин обозначил одну из возможностей налаживания конструктивного диалога между Москвой и Вашингтоном.  Характерно, что именно «российский фактор» сыграл важную роль в решении не интегрировать две постсоветские республики в НАТО.

Пока у «команды Барака Обамы» не просматривается четкой стратегии взаимоотношений с Москвой, и российское руководство активно использует шанс сформулировать собственную повестку дня. В ней определенно будет учитываться намерение Вашингтона продолжить военную и политическую экспансию в лояльные государства постсоветского пространства, но уже без интеграции Украины и Грузии в НАТО.

Владимир Путин в ходе своей прямой линии особое внимание обратил на политическую составляющую подготовки к кризису. Ее элементом можно считать и поправки в Конституцию относительно продления сроков полномочий президента и Госдумы, а также введение отчетности правительства перед последней. Кризисные времена являются "окном возможностей" для различного рода политических авантюристов, которые могут нанести непоправимый ущерб политической системе. В свою очередь, дестабилизация политической системы повлечет за собой крах общества в целом. Увеличение сроков полномочий - дополнительная гарантия от деструктивной деятельности популистов. В то же время существует опасность, что власть "окуклиться" и замкнется в себе - а продление сроков полномочий такую вероятность увеличивает. Нейтрализовать это должна норма об отчетности правительства перед Госдумой. Дополнительный "коллективный" контролер не позволит высшим чиновникам расслабляться и заставит их более оперативно реагировать на текущие вызовы.

Государство может исполнить все социальные обязательства, потому что они изначально были взяты государством не на таком уж высоком уровне. Многие обязательства были набраны за последние полтора года, при высокой цене на нефть, но, в целом, мне кажется, что государство вполне справится с тем, чтобы исполнить нынешний объём обязательств. Другое дело, что вряд ли будут браться новые обязательства. Нужно понимать, что нынешние социальные гарантии, которые есть у населения, и нынешняя заработная плата недостаточно высоки, чтобы говорить о том, что может произойти их существенное снижение. То есть снижаться дальше, конечно, можно, но это тогда будет означать выброс людей за уровень нищеты и ухудшение экономической конъюнктуры в стране. То есть Россия крайне заинтересована в том, что уровень жизни населения не снижался, а повышался. Это поможет нам быстрее выйти из кризиса. Поэтому, безусловно, государство заинтересовано в том, чтобы выполнить все обязательства и обеспечить уровень жизни для массового населения на том уровне, на котором он имеется сейчас. Понятно, что у «белых воротничков», у офис-менеджеров доходы существенно сократятся, но это естественно, потому что во время нефтяного бума они были чрезмерно завышены.

Также очень отрадно было услышать от премьер-министра признание в том, что была допущена серьёзнейшая ошибка, когда принимались квоты на иммигрантов. В частности, четырехмиллионную квоту теперь сокращают в два раза. Это очень хорошо. Такой шаг позитивно скажется на рынке труда, поскольку мы понимаем, что квота на текущий год была изначально запланирована в 1,8 миллионов. Она была, в принципе, выбрана в основном за счёт центральных регионов, а провинция совершенно ее не выбрала. Я уверен, что в текущем году ситуация будет ещё хуже, и даже центральные регионы квоту не выберут, поэтому двухмиллионная квота позволит полностью закрыть необходимость в импорте рабочей силы, а также легализовать какое-то количество нелегальных иммигрантов.

В разговоре Путина с жителями страны был поднят вопрос о ксенофобии в российском обществе. Эта проблема очень актуальна. В первую очередь, это относится к таким ведомствам, как Министерство внутренних дел, которое не выполняет свои функции и, в результате, способствует разгулу ксенофобии в стране. Только в последнее время заговорили о неких кавказцах-скинхедах, хотя мы знаем, что группировки кавказцев, которые совершают нападения на граждан славянской национальности, существуют очень давно и действуют очень агрессивно. Министерство внутренних дел озаботилось их существованием только в последние два месяца. Чем оно занималось раньше, совершенно непонятно. Невнимание к преступлениям, которые совершаются на национальной почве, в том числе и против русских, приводит к очень существенному росту ксенофобии.

Аналогично свою работу должна более чётко выполнять Федеральная миграционная служба, ведь совершенно непонятно, чем она занимается… Служба не занимается никаким отловом нелегальных иммигрантов, выдворением их из страны. Непонятно, зачем в принципе создано это ведомство, если оно не выполняет свою прямую функцию, а мигрантов в стране только прибывает].

И точно так же можно высказать серьёзные претензии к министерству здравоохранения и социального развития, потому что именно это ведомство отвечает за вопрос о квоте иммигрантов. Если министерство настолько неадекватно, что приняло квоту, которую пришлось пересматривать до того, как она вступила в силу, то к этому ведомству необходимо применить срочные меры, чтобы повысить степень адекватности принимаемых им решений.

Озвученные Владимиром Путиным меры по финансовой поддержке оборонно-промышленного комплекса наиболее актуальны для регионов Урала и Северо-Запада России, кредитование сельского хозяйства востребовано в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Волгоградской и Орловской областях, северокавказских республиках. Доля малого и среднего бизнеса, который также получит «антикризисные» кредиты, на региональном уровне повсеместно весьма значительна.

Ответственность за социально-экономическую ситуацию на местах, в том числе рост безработицы, премьер-министр возложил на региональные власти, федеральное участие ограничится увеличением пособия по безработице (до 4900 руб. в месяц). Сами предприятия, муниципалитеты и администрации субъектов должны будут разработать комплекс мероприятий по спасению рабочих мест или переквалификации работников, а также стимулированию внутренней миграции по стране. Путин поддержал инициативу «Единой России», уже создающей антикризисные штабы для проведения мониторинга ситуации и контроля за деятельностью региональных администраций. «ЕР» также будет оказывать содействие в трудоустройстве специалистов, которые могут из-за спада производства потерять работу. Тем самым партия получит возможность укрепить свои электоральные позиции на местах, отвечая антикризисными мерами на возможный рост протестных настроений. Важно отметить, что рост безработицы в общероссийском масштабе неравномерен. Наибольшее число сокращений, по данным на конец ноября, зафиксировано в Пермском крае, Свердловской, Челябинской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Саратовской, Курганской, Новосибирской областях, Алтайском и Забайкальском краях.

Если послание президента – это формат общения президента с элитами и только через них – с народом, то прямая линия – это установившийся формат общения напрямую с народом. В условиях предсказуемости выборов это достаточно эффективный механизм, с одной стороны, информирования населения, а с другой – демонстрации непосредственного участия главы правительства (в 2008 году, ранее – президента) в судьбе народа и каждого отдельного гражданина.

Пока неизвестно, будет ли и президент использовать такой формат. Он пытается изобрести свои собственные формы общения. В этом смысле интересен формат видеоблога в интернете, который ведёт Дмитрий Медведев. С помощью этого формата президент, очевидно, пытается работать с наиболее «продвинутой» частью населения – молодёжью и «средним классом», которые являются основной частью пользователей интернета. Но Путин в любом случае резервирует для себя прямое общение со всем народом, стремясь охватить всех вне зависимости от наличия или отсутствия у зрителей доступа к глобальной сети.

Главная тема прошедшего телемоста с народом – это экономический кризис. Главное, что Путин хотел транслировать массе избирателей – это уверенность в том, что ситуация в стране стабильна, под контролем и экономический кризис не перерастёт в экономическую катастрофу. Главный месседж Путина - Россия устоит в кризисных условиях, как бы он ни развивался в самих США. И ретранслировал он его, на мой взгляд, вполне удачно – его ответы на вопросы выглядят уверенными, он продемонстрировал, что руководство страны держит руку на пульсе экономического кризиса.

Выступление Путина также подтвердило сохранение прежнего курса в российской внешней политике. Россия по-прежнему резко оценивает действия грузинского руководства, спровоцировавшего конфликт в Южной Осетии. В усилении позитивного имиджа немалую роль сыграло решение НАТО не предоставлять План действий по членству в НАТО Грузии и Украине. Таким образом, во внешней политике продолжается тот курс, который был задан во время военного конфликта в Южной Осетии.

Понятно, что при восстановлении позиций России в мире однажды наступит период, когда нам станет тесно в своих территориальных водах, и защита жизненно важных интересов России потребует присутствия российского флота за рубежом. Но о развёртывании российских баз за пределами нашей страны рано говорить просто потому, что у нас нет такого океанского флота, способного с этих баз оперировать. У нас есть ограниченный набор кораблей на северном и тихоокеанском флотах, с которых можно при необходимости составить одно-два соединения, но это слишком мало для постоянного присутствия в ключевых районах океана, а тем более для того, чтобы обладать сетью баз по миру. Поэтому реальные шаги по получению Россией военно-морских баз за рубежом (помимо того, что у нас есть, например, в Сирии, куда мы можем заходить и ремонтироваться), будут предприняты только в следующем десятилетии, когда, будем надеяться, появятся достаточно заметное количество кораблей новой постройки.

Что же касается отношений с другими странами, то, действительно, есть ряд стран (в том числе, Куба и Венесуэла), где нас с радостью встретят, где нам дадут заправиться, отдохнуть и куда имеет смысл плавать, для того чтобы оказывать психологическую поддержку тем странам и правительствам, которые нам сочувствуют. При этом следует отметить, что нас рады встречать не только в указанных странах, но и в таких цивилизованных, западных по ориентации европейских странах, как Франция, Италия, Греция, куда наши корабли часто заходят во время заграничных вояжей, и их там радужно встречают. Италия – это вообще особый разговор, учитывая достаточно тёплые отношения между нашими правительствами.

Сама по себе частота запросов, что нас часто просят зайти туда, зайти туда – это естественно. По старой памяти Россию многие воспринимают, как противовес США, некую такую традиционную альтернативу. И дружба с нами многим кажется неким альтернативным вариантом дружбе с США. Этим во многом и объясняется наша популярность. Кстати, похожим образом объясняется и популярность Китая, который также пользуется спросом среди стран третьего мира.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".