Комментарий
1340 23 сентября 2010 7:07

Раз-два-три

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Литературная и арт-журналистика (то есть осмысление и текущий анализ художественного процесса) всё очевиднее уходит в онлайн – и уже здесь, в Сети, претерпевает любопытные метаморфозы. О трех событиях самого последнего времени и пойдет речь в настоящей колонке . Это становление пермского сетевого (а теперь уже не только сетевого) журнала «Соль», перезапуск портала OpenSpace.ru и расширение проекта «Журнальный Зал «Русского журнала».

Журнал «Соль» - одна из бесчисленных культурных инициатив Марата Гельмана в многострадальной Перми. Концепция журнала проста: начать федеральное (в полном смысле) вещание из заведомо депрессивного региона, потому что Интернет на то и создан, чтобы стирать различия между метрополией и провинцией (я вольно пересказываю мысли москвича Ивана Давыдова, одного из руководителей «Соли», из его интервью «Частному корреспонденту»). Местная проблематика здесь, естественно, тоже затрагивается, но, будучи несколько насильственно введена в общероссийский контекст, поневоле начинает играть новыми и неожиданными красками.

Всё так и всё действительно хорошо. В «Соли» работают или с нею сотрудничают остро талантливые люди – взять хоть столичного поэта Всеволода Емелина. Но вместе с тем от публикуемых здесь материалов остается общее впечатление  не то чтобы натужности, но, безусловно, известной необязательности. Как говорят в таких случаях про актеров, здесь не столько играют, сколько отбывают номер. Впрочем, подобный осадок присущ едва ли не всем культурным инициативам Гельмана: слишком уж он Карабас-Барабас, чтобы актеры кукольного театра вживались в роль по системе Станиславского.

OpenSpace за первые два года своего существования (до клинической смерти в мае этого года) зарекомендовал себя как издание, отчасти клановое, отчасти сектантское. То есть концепуальная верность «актуальному искусству» с самого начала шла здесь рука об руку с дружескими и семейными связями – и всё это подавалось под соусом радикального либерализма, да и либертарианства тоже. Редкие выходы за пределы культурологического поля всякий раз оборачивались конфузом: так, изрядно нашумевшую остро разоблачительную статью о всевластье отечественной коррупции здесь опубликовали в тот момент, когда тогдашний владелец ресурса уже находился под арестом по обвинению в целом букете экономических (и не только) преступлений.

Вместе с тем, OpenSpace – один из весьма немногих профессионально состоятельных проектов такого рода, и его возвращение «на один гектар» Интернета следует только приветствовать. Правда, нынешняя политика портала, сменившего хозяина, но не редакцию, как две капли воды похожая на прежнюю, поневоле заставляет вспомнить слова, некогда сказанные о возвращении Бурбонов: «Они ничего не простили и ничему не научились». А ведь возвращение Бурбонов оказалось в истории Франции всего-навсего краткосрочным и, увы, бесславным эпизодом.

«Журнальный Зал» прервал объявленный было мораторий на прием новых членов (именно под этим предлогом было скандально отказано сначала «Воздуху», потом «Литературной учебе» и наконец «Бельским просторам»), взяв под свое крыло харьковское издание «Союз Писателей», - судя по единственному номеру (№12), вывешенному в Сети, издание довольно симпатичное.  Да и вообще, Харьков – довоенная столица советской Украины, традиционно интеллигентский город, «украинский Ленинград», как его иногда называли, - русского литературного журнала несомненно заслуживает, а сам этот журнал (гипотетический) несомненно заслуживает присутствия в «Журнальном Зале».

Другое дело, что «Союз Писателей» не совсем журнал. Его №12, только что размещенный в «Журнальном Зале» - это всего двенадцатый номер за десять лет существования. Журнал (или, по-русски, временник) – периодическое издание, выходящее не реже двух раз в год; в противном случае это уже ежегодник. Периодичность (вернее, отсутствие периодичности) «Союза Писателей» пока такова, что его следует считать альманахом, - ну, а ведь альманахов «Журнальный Зал» вроде бы не учитывает.

То есть произошла очередная накладка кураторов «Журнального Зала».  В стремлении ни в коем случае не уступать «давлению со стороны» (со стороны журналов, в ЖЗ стремящихся, но самим кураторам неугодных), они нарушили собственный мораторий ради издания, журналом вообще не являющегося.

В «Соли» собрались интересные люди, но им ее скучно делать. На OpenSpace собрались скучные люди, но им его интересно делать. В «Журнальном Зале» собрались скучные люди, которым интересно делать нам скучно, - и как раз поэтому с ними случается накладка за накладкой.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".