Статья
1152 20 июня 2012 11:06

Развитие самоуправления

Тенденции развития региональной политики на минувшей неделе были связаны с развитием местного самоуправления. Новую актуальность вопрос обеспечения эффективной работы органов местной власти получил в связи с решением Владимира Путина об учреждении нового профессионального праздника – Дня местного самоуправления. Он будет отмечаться 21 апреля — «в день издания в 1785 году жалованной грамоты городам». Символический шаг призван повысить значимость местной власти и придать ей больше политического «веса». 

Недостаточное финансирование уже много лет остается одной из главных проблем, с которыми сталкивается местное самоуправление в России, и в этом смысле о значительных результатах проведенных за последние годы преобразований пока говорить не приходится. На очередном съезде ВСМС дискуссия была продолжена: председатель совета, первый замглавы фракции «ЕР» в Госдуме Вячеслав Тимченко поддержал муниципалов в их финансовых требованиях. Он заявил о необходимости передачи местным бюджетам налогов, на увеличение которых могут влиять местные власти, - «отчисления на прибыль организаций, от транспортного налога, НДФЛ», а также «отменить федеральные льготы по местным налогам». 

Подобная постановка вопроса отвечает объективным реалиям: де-факто расходные полномочия органов МСУ материально не обеспечены, большая их часть исполняется за счет дотаций из региональных бюджетов, что провоцирует рост конфликтности в отношениях между региональными и муниципальными властями. Основная причина финансовой зависимости МСУ от исполнительной власти состоит в том, что налогооблагаемая база для реализации новых функций муниципалитетов недостаточна. Напомним, в ходе преобразований местным органам власти было передано порядка трети доходных источников, однако это не решило проблему высокой дотационности муниципальных бюджетов, так как львиную долю налоговых поступлений муниципалитеты передают на региональный уровень. 

В дальнейшем средства административно распределяются между муниципальными образованиями. Однако «выравнивания» положения крупных, ресурсоемких муниципалитетов (города, особенно региональные центры) и малых поселений пока не происходит. В подавляющем большинстве случаев крупные муниципалитеты, руководители которых контролируют больший объем ресурсов и имеют больший политический вес, выигрывают неформальную лоббистскую борьбу за «финансовую помощь», которая возвращается на муниципальный уровень после сбора налогов. В итоге сохраняются как существенные диспропорции в развитии муниципалитетов, так и предпосылки для конфликтов между местными и региональными властями в борьбе за контроль над финансовыми потоками. Этот комплекс проблем носит институциональный характер, и важной негативной тенденцией можно назвать отсутствие практики компромиссного разрешения противоречий между властями разных уровней: основной силой в конфликтах интересов, как правило, выступает административный ресурс. Это зачастую проявляется в отчуждении у муниципалитетов полномочий и финансовых средств, а также в проведении «нужных» поправок в местное законодательство через подконтрольные парламенты (например, по вопросу о лишении малых и средних городов статуса городского округа, дающего им право на получение субсидий из регионального бюджета).

Следствием недостаточного финансирования работы муниципалитетов становится, прежде всего, невысокое качество исполнения местными властями целого ряда своих функций, что негативно сказывается на уровне жизни людей. Стоит отметить, что четких критериев оценки работы мэров (по аналогии с губернаторами) существующие правовые нормы не содержат. Учитывая, что местное самоуправление не относится к системе органов госвласти, можно прогнозировать, что федеральный Центр вряд ли будет стремиться активизировать процесс формализации критериев. Отметим, что закон не запрещает депутатам городских собраний самостоятельно устанавливать параметры оценки деятельности градоначальников, однако принятие подобных решений пока не стало общепринятой практикой: критика высказывается, как правило, после представления ежегодного отчета градоначальника о своей работе. 

Оксана Гончаренко

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".