Реформа Совета Федерации
Основные события региональной политики на минувшей неделе были связаны с обнародованием плана проведения реформы Совета Федерации.
Вопрос о реформе Совета Федерации остается на повестке дня уже несколько лет. Мнение о неэффективности и высоком коррупционном потенциале работы палаты, ставшей местом трудоустройства смещенных со своих постов чиновников и нуждающихся в неприкосновенности бизнесменов, широко распространено в экспертных и политических кругах. Дискуссии о возможностях повышения качества работы палаты в соответствии с ее конституционными задачами велись регулярно, однако на практике процесс реформирования СФ отличался непоследовательностью.
Основным направлением реформирования палаты по инициативе федеральной власти в последние годы выступало обсуждение порядка введения (в том или ином виде) выборности сенаторов. Возможность подобной постановки вопроса обусловлена особенностями российского институционального дизайна. Согласно Конституции РФ, СФ «формируется», а не избирается. Часть 2 ст. 95 устанавливает, что «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». При этом в части 2 ст. 96 Основного закона закреплено, что порядок проведения выборов в Госдуму и формирования СФ устанавливаются федеральными законами.
Первоначально членами СФ были губернаторы и главы региональных парламентов, однако в ходе федеративной реформы Владимира Путина (2000 год) этот порядок был заменен процедурой делегирования представителей исполнительной и законодательной ветвей региональной власти. В результате влияние администраций субъектов федерации на деятельность СФ значительно снизилось, как и общий статус губернаторов в системе властных отношений.
Новая реформа предполагает, что с 2013 года выдвижение сенаторов, представляющих субъекты федерации в «высшем» эшелоне законодательной системы, и их ротация будут непосредственно связаны с итогами выборов глав регионов. Несмотря на то, что говорить о переходе к «выборам сенаторов» не приходится, важной новацией выступает введение принципа открытой конкуренции в борьбе за сенаторский пост: предусматривается предложение трех кандидатур на пост представителя региона в СФ каждым кандидатом в губернаторы.
Преобразования в процессе формирования СФ направлены, с одной стороны, на регулярное обновление кадров, а с другой – на обеспечение стабильности состава палаты. Реформа также несет важную миссию, связанную с поддержкой авторитета Совета Федерации в глазах населения. «Прозрачная» для рядовых избирателей предвыборная борьба кандидатов в сенаторы – важный элемент реформы, направленной на преодоление сложившегося негативного имиджа СФ.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры