Реформа юристов
Президент России подписал поручение правительству о совершенствовании
системы высшего юридического образования. Глава государства не раз
высказывался о проблеме перепроизводства юристов и низком качестве их
подготовки (сегодня действует 1,2 тыс. юридических вузов и факультетов
при 52 в СССР).
Свои предложения президенту представила
Ассоциация юристов России (АЮР), и речь идет о радикальной реформе
юридического образования. АЮР настаивает на установлении
государственной квоты на подготовку юристов, определении перечня
профильных вузов, которым будет дано право на подготовку кадров в
области юриспруденции, а остальным предлагает рекомендовать с 1
сентября 2009 года прекратить набор на юрфаки с поэтапным сокращением
госфинансирования. В закон "О воинской обязанности и военной службе"
предлагается внести поправку об отмене отсрочек от армии для студентов
непрофильных юрфаков. Кроме того, давать право на преподавание в
юридических вузах предлагается лишь людям с юридическим образованием и
научными степенями по юриспруденции. Подготовкой соответствующих
процедур должно заняться Минобрнауки.Речь, таким образом, идет о
государственном регулировании рынка образовательных услуг, против
которого уже высказались ректоры юридических вузов в регионах. Они
напоминают, что государство и так координирует прием на юрфаки в
государственном секторе: определяет цифры приема на бюджетные места и
выдает лицензии. Более дипломатичной позиции придерживается и
Минобрнауки. Так, глава ведомства Андрей Фурсенко не против определения
юридической элиты с госдипломами в пику "лжевузам", однако он
предлагает все же не ограничивать юрподготовку коротким вузовским
списком, а варьировать сроки подготовки: части вузов предоставить право
преподавать лишь по программам бакалавриата, а элите позволить и
магистерские, то есть узкоспециализированные программы. По мнению главы
Минобрнауки, следует идти и по пути сокращения бюджетных мест на
юрфаках непрофильных вузов - с 2005 по 2007 год ведомство уже и так
уменьшило бюджетный набор юристов на 40 тыс. человек. "Существуют
различные способы борьбы со снижением качества подготовки - ужесточение
подхода к формированию образовательных стандартов. Во-вторых,
ужесточение подхода к аттестации образовательных учреждений,- говорит и
министр юстиции Александр Коновалов.- Но второй подход не должен быть
гипертрофирован, чтобы не привести к социальной напряженности в
обществе".
Компромиссной позицией оказалось предложение АЮР
ввести квалификационные экзамены для юристов, приступающих к практике,-
профессиональные испытания, которые выпускник юрфака должен сдать при
приеме на работу уже после вузовских госэкзаменов. С этой идеей
согласились в Минобрнауки - профессиональное сообщество имеет право на
участие в оценке претендентов на место юриста-практика.
Однако и
у этого проекта есть издержки. Так, еще осенью сенатор Александр Торшин
выступил с проектом закона "О квалифицированной юридической помощи",
согласно которому право на оказание юридических услуг предлагалось
сохранить лишь за адвокатами, поверенными и нотариусами. Но многие
представители юридического сообщества отреагировали на проект
негативно, усмотрев в нем введение "адвокатской монополии". Подобные
риски есть и у идеи квалификационного экзамена. АЮР настаивает не на
государственном унифицированном испытании, едином для выпускников всех
юрфаков, которое принято, например, в Германии, а на том, чтобы
квалификационное испытание проводило само профессиональное сообщество.
То есть определение права на юридическую практику просто предлагается
передать от государства к АЮР. В подтверждение подобной версии АЮР
выступила и с другим проектом: поставить членов ассоциации во главе
вузовских комиссий по проведению госэкзаменов.