Статья
2993 28 февраля 2024 13:30

Россия будущего

Выборы президента актуализируют дискуссию о будущем как в широких стратегических вопросах, так и в вопросах частного характера. Основной фокус внимания сконцентрирован на предстоящих шести годах, однако очевидно, что действующие политические администраторы в вопросах построения сложных общественно-политических институтов и механизмов их взаимодействия смотрят на более длительную перспективу с горизонтом планирования 20-30 лет. Какие линии трансформации политической системы могут стать основными на этом временном отрезке, и к чему они в итоге приведут.

Политическая культура

Одним из треков, изменения в котором видны только в долгосрочной перспективе, является образовательный. Недостаточно просто переписать программы курсов, ввести новые образовательные стандарты, поменять экзаменационные материалы и на следующий год получить совершенно иных учеников и студентов. Это комплексная кампания, которая, помимо уже обозначенных задач, включает в себя подготовку новых кадров — преподавателей средней и высшей ступени образования. Пересмотр сущностных вопросов в сфере образования: цели образовательных программ, роль преподавателя, инструменты контроля качества образования.

Работа по столь широкому спектру задач уже ведется. Анонсированы масштабные изменения в системе высшего образования. Так, Россия откажется от Болонского процесса, однако, как и в случае с присоединением к западной форме устройства высшего образования, пройдет не менее 10 лет, прежде чем остатки предыдущей модели будут окончательно вытеснены.

В школьной системе образования ведется активная трансформация как самих учебных курсов, особое внимание привлекает новый учебник истории, так и подходов к пропорциям предметов. Например, дискуссию вызывает идея уделять больше внимания изучению истории, вместо обществознания.

Можно по-разному относиться к запущенным процессам. Критики обвиняют власти в идеологизации образования. Защитники реформ отмечают объективную необходимость обновления и дополнения курсов. Однако на данный момент нет оснований полагать, что реформы по каким-то причинам будут свернуты или не дадут никакого эффекта.

Первые результаты масштабных реформ в системах школьного и высшего образования мы увидим в перспективе 4-5 лет, промежуточные результаты — 10 лет, и окончательный эффект — 15-20 лет. 

Изменения в сфере образования окажут неминуемое воздействие на политическую культуру граждан. Изменятся ценностные ориентиры, консенсус-оценки ключевых исторических событий и их интерпретации. Изменятся и представления о феномене политического, что повлияет на генезис политической системы. На данном этапе масштабы этих изменений не поддаются прогнозированию, однако тема динамичных изменений политической культуры российских граждан в перспективе может стать одной из наиболее интересных и востребованных.

Инструментализация аппарата

Политическая система трансформируется вследствие появления большего числа госслужащих новой формации. Изменения в российской бюрократии начались давно, однако в силу инертности и консервативности отрасли, что одновременно является ее и плюсом, и минусом, процесс не завершился и до сегодняшнего дня.

Новый и завершающий этап инструментализации аппарата один из наиболее сложных и ресурсоемких. Если на первых этапах строительства новой бюрократической машины политические администраторы были заняты формированием четких нормативных правил (законы и регламенты), на втором — подтягивали технологичность процессов (электронный документооборот, цифровизация), то на третьем этапе речь идет о самом главном — о кадровом ресурсе.

Во-первых, сейчас в активную фазу вступает поколение, которое не имеет личных воспоминаний о советском периоде. Они получили образование по новым стандартам, они не связаны с моделями функционирования бюрократии прошлого.

Во-вторых, политические администраторы формируют дополнительные кадровые возможности для рекрутинга новых управленцев. В феврале прошел уже юбилейный, пятый конкурс «Лидеры России». Развиваются программы повышения квалификации для имеющихся чиновников. То есть обновление происходит как за счет новых кадров, так и за счет дополнительного обучения имеющихся специалистов.

Рост кадрового потенциала в среднем и руководящем звене изменит процесс регулярного функционирования политической системы. Бюрократия будет приобретать все больше черт рационального типа устройства.

Тематическое разграничение

В документах и неформальных правилах игры уже существует понятное разграничение по линии «законодательная-исполнительная», «центральная-региональная» власти, в ближайшем будущем в политической системе продолжит развиваться и видоизменяться тематическое разграничение.

Мы уже видели, как новые вызовы меняли повестку отдельных элементов властной системы, а также формальные и неформальные зоны ответственности ее непосредственных участников. Эпидемия коронавируса, начало СВО, беспрецедентные западные санкции — на все эти вызовы власть смогла дать быстрый ответ.

При этом было видно, как в таких условиях меняется тематическое разграничение. Во время начала пандемии коронавируса функционал глав регионов значительно трансформировался. Они получили специфические полномочия. Правительство в условиях новых западных санкций взяло на себя функции антикризисного менеджера, который должен был быстро адаптировать экономику под новые и постоянно меняющиеся условия.

На тематическое разграничение будут влиять новые вызовы, которые неминуемо появятся в условиях общемировой дестабилизации. Они могут изменить как отдельные части политической системы, так и трансформировать ее общий дизайн.

Технологизация процессов

Развитие новых технологий и их прикладное использование воспринимается политическими администраторами как неотъемлемое условие обеспечения суверенитета страны. Тема технологического суверенитета регулярно присутствует в риторике официальных лиц. Принимаются соответствующие решения по развитию наиболее передовых технологий. Так, 15 февраля 2024 года В. Путин подписал указ, согласно которому Федеральный проект «Искусственный интеллект» включат в национальный проект по формированию экономики данных, он будет продлен до 2030 года.

Подход российских властей к развитию технологий — сугубо инструментальный, он не перегружен идеологическими дискуссиями о допустимости использования тех или иных наработок. Искусственный интеллект — данность, его развитие не остановить, поэтому его необходимо максимально использовать. Государство по соображениям безопасности не может пользоваться наработками чужих стран в сфере ИИ. Именно поэтому мы сейчас видим бурное развитие российских языковых моделей. 

Конечно, они отстают от передовых разработок, принадлежащих Open AI и другим компаниям. Однако практика развития технологий в сфере ИИ указывает на волнообразность прогресса. Он не постепенный, скачок происходит резкий и внушительный. Российские разработчики будут предпринимать попытки успеть к следующему переходу на качественно иной уровень.

Но как ИИ, Большие данные и прочие технологии повлияют на саму политическую систему? В первую очередь они окажут влияние на рутинные процессы коммуникации и подготовки основы для принятия решений. Фантастические сценарии, при которых ИИ генерирует итоговое решение даже на низшем уровне, — маловероятны. Однако генерация сценариев, разработка моделей и прогнозирования, а также внедрение практики «решения, основанного на данных» — вполне вероятно.

Как и в случае с кадровой трансформацией, описанной выше, это будет способствовать рационализации бюрократической машины.

Экспансия

Текущие практики указывают на то, что сама политическая система станет шире и больше, а ее властный аппарат будет заметнее представлен в сферах, где его либо не было вовсе, либо присутствие сводилось к минимуму.

Вопросы, которые ранее находились в сфере частной жизни, все чаще становятся предметом общественной дискуссии. Голые вечеринки, выходы тех или иных фильмов и сериалов, глобальные вопросы морали и этики обсуждаются властными акторами. 

С одной стороны, это является следствием высокой ценностной динамики, в обществе формируются и пересобираются консенсус-позиции по морально-этическим вопросам, которые ранее воспринимались как константы. С другой, политическая система за счет своего расширения и важности протекающих в социуме процессов стремится активнее влиять на сферы жизни общества. 

Теория политики указывает на то, что подобные тенденции могут свидетельствовать, в том числе о режимных трансформациях внутри политической системы, поэтому вопросы ее экспансии находятся не только в плоскости количества (как много и далеко она простирается), но и в плоскости ее качества (новые тенденции и трансформация режима).

Политическая система — сложный механизм, эволюционные изменения в котором протекают медленно. Учитывая стратегический характер Послания Президента Федеральному Собранию, которое пройдет 29 февраля, возможно уточнение ориентиров и по трекам, обозначенным в этом материале.

Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры.

#МихаилКарягин
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".