Статья
2001 1 февраля 2015 17:07

РФ и Южная Осетия договорились об интеграции

Россия и Южная Осетия подготовили проект договора о союзничестве и интеграции. Итоговая редакция, переданная по официальным каналам из Цхинвала в Москву, стала компромиссом между приверженцами двух разных моделей российско-югоосетинских отношений.
   

То, что предшествовало финальному этапу, перессорило политическую элиту Южной Осетии и вылилось в несколько альтернативных проектов договора — от равноправного союзничества двух государств до глубокой интеграции на грани полного объединения.

Так, вариант, опубликованный министром иностранных дел Южной Осетии, был расценен многими как ухудшенная копия российско-абхазского договора о союзничестве и стратегическом партнерстве: объединенная группировка войск, согласованная внешняя политика, совместные действия правоохранительных органов. То есть это партнерство на умеренной дистанции с сохранением твердой разделительной черты в полномочиях и сферах ответственности. 

Такой подход вызвал критику партии югоосетинского парламентского большинства, которая, как известно, ратует за скорейшее вхождение Южной Осетии в состав России. В этом контексте «Единая Осетия» во главе со спикером парламента предложила свой вариант договора, в который заложила максимально возможную интеграцию по всем направлениям: передачу России всех полномочий по обеспечению обороны, безопасности, правопорядка, правосудия, таможенного регулирования, а все соответствующие органы Южной Осетии предлагалось сделать частью соответствующих российских ведомств.
 
Этот сценарий вызвал новую волну эмоций и активизировал непарламентские партии и общественные движения.

Наблюдатели отнесли дискуссию в югоосетинском истеблишменте к области политических амбиций, борьбы за финансовые интересы и сферы влияния ее участников. Ибо противников интеграции с Россией в Южной Осетии нет, многочисленные соцопросы и референдумы показали стремление населения республики воссоединиться с Россией, предпосылок для самостоятельного, без участия Москвы, развития молодого государства пока тоже нет, как нет и готовности России к объединению.

Финальная стадия работы над документом шла уже в совместной группе российских и югоосетинских специалистов. Как и следовало ожидать, итоговый вариант документа стал компромиссом для противоборствовавших сторон в Южной Осетии и подтверждением российского курса на поддержку суверенного югоосетинского государства с доминированием интеграционных мотивов.

Это вариант с уравновешенными амбициями. Южная Осетия в процессе согласования параметров интеграции стремилась определить те рамки, которые подстраховали бы ее на долгосрочную перспективу в области безопасности на случай изменения российской политики в регионе, а в экономике — сохранить за собой возможности самостоятельного принятия решения и управления экономическими и административными функциями без глубокого влияния российских ведомств.

«Для Москвы было важно найти более разумные и эффективные способы выстраивания нормальной линии управленческих и административных отношений с Южной Осетией. Я надеюсь, итоговый документ этим целям будет способствовать», — прокомментировал проект договора заместитель гендиректора ИАЦ МГУ, научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев.

В сфере обороны и безопасности компромиссом стало решение о том, что обеспечивает ее Россия, и поэтому «отдельные подразделения» Вооруженных сил и органов безопасности Республики Южная Осетия войдут в состав Вооруженных сил и органов безопасности Российской Федерации. В течение шести месяцев дополнительным соглашением будет определен перечень этих подразделений и порядок их функционирования.

«Разумеется, с учетом ситуации, которая складывается на постсоветском пространстве на фоне происходящего на Украине, этот договор более чем актуален. Мы видим, что за последнее время даже в чисто тактическом отношении во многом изменились методы ведения войны, я имею в виду так называемые гибридные войны. И думается, в новом договоре и дополнительных соглашениях к нему этот аспект должен быть учтен, чтобы вооруженные силы Южной Осетии и России в полной мере были готовы реагировать на возможные угрозы и вызовы, которые могут возникнуть в кавказском регионе. Тем более надо учитывать, что в Грузии происходят очень сложные процессы и не исключен приход к власти радикальных проамериканских сил, которые заинтересованы в дестабилизации ситуации», — прокомментировал ситуацию эксперт югоосетинского медиацентра «Ир» Юрий Вазагов.

Пункты пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу, как и предлагали все участники дискуссии, упраздняются, пересечение границы будет свободным. 

«Граница для всех жителей Южной и Северной Осетии была напоминанием о том, что народ разделен, что эта историческая несправедливость по-прежнему существует. Поэтому сам факт устранения всех препятствий для свободного пересечения границы будет очень позитивным событием для каждого простого человека. Не говоря уже о том, что это поспособствует активизации торговых связей, более активному развитию экономических процессов», — сказал Вазагов.

В правоохранительной сфере решено создать совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел, который должен обеспечить обмен оперативной информацией, ее анализ, формирование специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, межгосударственный розыск, а также согласованные действия по борьбе с опасными видами преступлений. Россия берется софинансировать поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Южная Осетия, а также денежного довольствия и социальных гарантий их работников.

По его словам, помощь российских коллег и плотное взаимодействие с ними более чем необходимы, вряд ли кто будет с этим спорить. «Тут имеется в виду кадровая подготовка и техническое оснащение, в котором наши органы внутренних дел совершенно не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Кроме того, надо учитывать, что по территории Грузии проходит один из путей наркотрафика, и эта ситуация является достаточно угрожающей для Южной Осетии. Российские правоохранительные органы, учитывая их уровень подготовки и опыт, смогут изменить ситуацию к лучшему», — считает Ю. Вазагов.

Таможенные органы Южной Осетии интегрируются с таможенными органами Российской Федерации путем перехода на законодательство Таможенного союза и России и применения используемых в России средств автоматизации и технологий.

Граждане Южной Осетии смогут получать российское гражданство по упрощенной процедуре. А ограничения, связанные с наличием второго гражданства, на них не будут распространяться, как и ограничения по срокам пребывания на территории России.

Россия обязуется содействовать Южной Осетии в социально-экономическом развитии и в развитии сфер образования, науки, культуры, искусства, русского и осетинского языков, спорта и туризма. Зарплаты югоосетинских бюджетников при помощи России повысятся до уровня, сопоставимого с зарплатами в СКФО. Этот же ориентир заложен для повышения российских пенсий в Южной Осетии. 

«Социальная составляющая договора позволит повысить уровень жизни населения. Надеюсь, эта работа будет проведена оперативно, поскольку социально-экономическая ситуация в Южной Осетии требует более активных мер, более оперативного реагирования», — отметил  Вазагов.

Договор планируется заключить на 25 лет с автоматической пролонгацией на дальнейшие десятилетние периоды.

По всей видимости, такой вариант интеграции — углубленной в отдельных сферах и умеренной в целом, с сохранением всех атрибутов суверенного государства, — примирит югоосетинские политические силы. Москва же, согласовав этот проект, зафиксировала необходимую для целей безопасности в регионе и допустимую для своих текущих финансовых и политических возможностей степень интеграции с Южной Осетией.

Алексей Воскресенский
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".