Статья
2163 23 ноября 2011 18:14

Россия нейтрализует угрозы ПРО

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия по-прежнему готова продолжать диалог с США и НАТО по вопросам ПРО, однако сотрудничество должно осуществляться на четкой правовой базе, обеспечивающей учет законных интересов страны.

«Мы не закрываем дверь ни для продолжения диалога с США и Североатлантическим альянсом по вопросам ПРО, ни для практического сотрудничества в данной сфере. Мы к этому готовы», - заявил Медведев в среду в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг системы ПРО стран НАТО в Европе.

При этом глава государства подчеркнул, что «путь к такой работе лежит через создание четкой правовой базы нашего взаимодействия, такой базы, которая обеспечит учет наших законных интересов».

Глава государства напомнил, что история взаимоотношений России с США и НАТО в области ПРО долгая и непростая, подчеркнув, что когда президент Барак Обама в сентябре 2009 года пересмотрел планы своего предшественника по противоракетному строительству, «мы отреагировали на это вполне позитивно».

Это решение, по словам Медведева, было разумным и помогло заключить Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

«Однако затем США начали реализацию нового противоракетного плана, получившего название так называемого "поэтапного плана". Именно он вызывает нашу озабоченность», - подчеркнул президент.

Дмитрий Медведев пояснил, что этот план предусматривает в перспективе размещение соответствующего потенциала ракет и других противоракетных средств вблизи российских границ и в примыкающих к России акваториях.

Год назад, заметил Медведев, на саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне им была выдвинута инициатива о создании в Европе совместной системы ПРО по секторальному принципу.

«Главное в том, что Европе не нужны новые разделительные линии, а ей нужен единый периметр безопасности с равноправным юридическим участием российской стороны», - заявил Дмитрий Медведев.

Российский лидер подчеркнул, что при построении системы ПРО по секторальному принципу каждая сторона будет отвечать за определенный сектор.

По его словам, Россия была готова к «ее дальнейшей модификации с учетом мнения натовских партнеров». «Но так, чтобы сохранить главное: а главное в том, что Европе не нужны новые разделительные линии, а ей нужен единый периметр безопасности с равноправным юридическим участием российской стороны», - сказал президент, с сожалением отметив, что партнеры не проявили «серьезной готовности двигаться в этом направлении».

Он добавил, что «трения и конфронтацию в наших отношениях могут заменить принципы равноправия, неделимости безопасности, взаимного доверия и предсказуемости».

«К сожалению, США, а вслед за ними и другие натовские партнеры не проявили серьезной готовности двигаться в этом направлении», - отметил президент.

Глава государства подчеркнул, что диалог с США и НАТО в области ПРО будет продолжен, о чем он условился с президентом Америки Бараком Обамой в ходе недавней встречи. Во время беседы, рассказал глава государства, он в очередной раз вновь предельно четко изложил российские озабоченности.

«Время для того, чтобы прийти к взаимопониманию, еще есть. У России имеется политическая воля для достижения необходимых договоренностей, которые могут открыть принципиально новую страницу в наших отношениях с США и Североатлантическим альянсом», - сказал Дмитрий Медведев.

По его словам, если партнеры честно и ответственно подойдут к этой задаче с учетом интересов безопасности России, то «тогда мы сможем договориться». «Если же нам будут предлагать "сотрудничать" или, скажем откровенно, "работать" против наших же собственных интересов, наш общий знаменатель, мы его не сможем достичь, он у нас не получится. И нам придется давать иные ответы», - сказал президент.

Президент России считает, что США и натовские страны на сегодня не собираются учитывать российские озабоченности, касающиеся архитектуры евроПРО.

«Они не собираются, во всяком случае, на сегодняшний день, учитывать нашу озабоченность архитектурой европейской ПРО. Нас лишь убеждают, что их планы не направлены против России, говорят о том, что это не против вас, не волнуйтесь, что называется, успокаивают», - заявил Дмитрий Медведев в связи с ситуацией, которая сложилась в системе ПРО стран НАТО в Европе.

Такие разговоры, заметил президент, идут на уровне исполнительной власти, «законодатели в некоторых странах прямо говорят: "имейте в виду - это против вас"».

«А когда мы ставим вопрос о том, чтобы положить это на бумагу в форме четких юридических обязательств, следует жесткий отказ», - подчеркнул президент.

Россия, по его словам, занимает разумную позицию и готова обсуждать как статус, так и содержание таких обязательств, «но наши партнеры, наши коллеги должны понимать - эти обязательства не могут быть общими, они не могут быть голословными».

«Их надо сформулировать таким образом, чтобы Россия не на основе их обещаний, каких-то заверений, а по объективным военно-техническим критериям могла судить, как действия США и НАТО в области ПРО соотносятся с их декларациями, что они делают - не ущемляются ли наши интересы, не взламывается ли стратегический ядерный паритет», - отметил Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев также отметил, что Россия не согласится участвовать в такой программе противоракетной обороны, которая через несколько лет сможет ослабить стратегический потенциал страны.


«Мы не согласимся участвовать в программе, которая через относительно короткий промежуток - 5-6-8 лет - способна ослабить наш потенциал сдерживания. Именно эта программа - европейская ПРО - она начала осуществляться», - заявил он.

Глава государства с сожалением заметил, что реализация этой программы «идет все более быстрыми темпами». «Она осуществляется в Польше, Турции, Румынии, Испании, а нас ставят перед свершившимися фактами», - подчеркнул глава государства.

В связи с ситуацией с ЕвроПРО Дмитрий Медведев дал поручение Минобороны России и Вооруженным силам ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде и усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил.


Ранее командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко сообщил журналистам, что радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении, расположенная под Калининградом, до конца года будет поставлена на опытно-боевое дежурство.

«Эту станцию планируется к концу года поставить на опытно-боевое дежурство, хотя всего год назад она впервые вышла в эфир», - сказал Остапенко.

Также президент России заявил, что стратегические баллистические ракеты, поступающие на вооружение, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО, а Вооруженные силы России должны разработать меры, которые при необходимости будут разрушать информационные и управляющие средства системы противоракетной обороны.

«Если перечисленных мер будет недостаточно, РФ разместит на Западе и на юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО. Одним из таких шагов станет развертывание ракетного комплекса "Искандер" в Калининградском особом районе», - заявил глава государства.

Медведев заявил, что в случае неблагоприятного развития ситуации с европейской ПРО для России страна оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и контроля над вооружениями.

Он добавил: «Кроме того, учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из Договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора».

При неблагоприятном развитии событий, по словам президента, России придется давать ответы, и «наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий на каждом предстоящем этапе реализации американского плана».

Вместе с тем Дмитрий Медведев подчеркнул, что время прийти к взаимопониманию еще есть.

Озвученные президентом России меры военно-технического характера способны нейтрализовать угрозы от развертывания американской противоракетной обороны, заявил агентству «Интерфакс-АВН» бывший командующий армией предупреждения о ракетном нападении генерал-лейтенант Николай Родионов.

«Меры действенные, они направлены на срыв планов США по поражению российских межконтинентальных баллистических ракет, размещенных на европейской части территории страны. В то же время это сигнал западным партнерам сделать все, чтобы избежать очередной гонки вооружений, которая неизбежна при реализации американских планов ПРО», - сказал Родионов.

Комментируя предложение Медведева о развертывании ударных средств на западе и юге страны для уничтожения инфраструктуры и евроПРО, Родионов сказал: «Речь, безусловно, идет об оперативно-тактических ракетных комплексах "Искандер"».

«Это высокоточное оружие. Ракеты "Искандер" практически неуязвимы для средств ПВО», - сказал он.

Объявленные президентом России Дмитрием Медведевым меры военно-технического характера способны нейтрализовать угрозы стратегическому ядерному щиту России, исходящие от любой ПРО, заявил «Интерфаксу» постпред РФ при НАТО, спецпредставитель президента РФ по переговорам по ПРО Дмитрий Рогозин.

«Этих мер достаточно как для подавления, так и для преодоления любой ПРО, а также для обеспечения независимости стратегических ядерных сил России от внешнего фактора», - подчеркнул он.

Политическое руководство России исходит из необходимости сохранения у страны потенциала стратегического сдерживания, заявил Дмитрий Рогозин.

«Мы не можем себе позволить торговать безопасностью наших граждан», - сказал он после заявлений, которые в среду сделал по проблематике ПРО президент РФ Дмитрий Медведев.

По словам Рогозина, руководство России безусловно исходит из необходимости сохранения у страны потенциала стратегического сдерживания «как главного гаранта безопасности страны».

«Поэтому если кто-то попытался позариться на этот потенциал или поставить его под сомнение, то, безусловно, меры противодействия должны были быть выработаны, и они сегодня заявлены президентом РФ», - сказал Дмитрий Рогозин.

Комментарии экспертов

Реакция российского президента на действия США по размещению элементов ПРО в Европе - вполне естественная. Однако, несмотря на достаточно жесткие заявления, мне кажется, не стоит говорить, что перезагрузка заканчивается. Хотя тупик переговоров по ПРО имеет место быть, этот вопрос нужно рассматривать отдельно от всего процесса перезагрузки.

Мы стали свидетелями того, что между Россией и США улучшилась ситуация с визами. Американцы, видимо, воздействовали на Саакашвили, чтобы Грузия дала добро на вступление России по ВТО. То есть идет естественный процесс снятия различных напряженностей. А ситуация с ПРО – дело совсем особенное.

Безусловно, что такого рода обмен заявлениями едва ли может не повлиять на уже теперь общий естественный политический процесс.

Другое дело, что, в следующем году все может развернуться совершенно иным образом. В случае ухудшения ситуации в Европе, на мой взгляд, американцы все-таки не будут слишком сильно навязывать ей свое присутствие. Не станут они и слишком сильно давить на Россию, понимая, что она очень важна в плане безопасности Европы. Очень многое зависит от того, насколько Евросоюз выдержит нынешние испытания кризисом. Также важно, в какой степени американцы посчитают, что борьба за Европу имеет смысл, и в какой степени они посчитают, что Россия является реальной силой.

Дмитрий Медведев в этой ситуации все делает абсолютно правильно. Он возвращается к ситуации 2008 года (наиболее успешной для себя ситуации). С одной стороны, он вновь предлагает Европе и Америке рассматривать Россию в качестве партнера по вопросу европейской безопасности. А с другой стороны, показывает, что в случае отказа мы будем действовать односторонним образом. Мне кажется, это - абсолютно правильная позиция.

Стратегия, которая включает в себя предложение партнерства, но в случае отказа принимаются соответствующие решения, абсолютно верна. Она встречает понимание как внутри страны, так и вне ее.

Отказ же от перезагрузки возможен, если к власти в США придут республиканцы. Другое дело, что это не означает, что должна начаться война. Республиканцы, кто бы там ни пришел к власти, вынуждены ориентироваться на свой электорат, который склонен к односторонней политике. Как раз во внешней политике можно наиболее безопасно продемонстрировать односторонний подход. В финансовой политике это сделать более сложно, так как невозможно не обращать внимания на интересы того же Китая и Европы. А во внешней политике - особенно по отношению к тем странам, которые не нравятся (например, Сирия), - можно принимать решения в одностороннем порядке. Поэтому, в таком случае никакой перезагрузки точно не будет, а будет лишь демонстративная односторонность.

Во многом все то, что сейчас говорится на тему ПРО и вооружений, объясняется предвыборными президентскими кампаниями и у нас, и в Соединенных Штатах. Кампании, по факту, уже начинаются. Причем в Штатах даже в большей мере, чем у нас. У нас - все более или менее понятно. Но, тем не менее, определенная проформа есть, и подобные шаги и заявления необходимы. При этом есть, конечно, и объективный процесс. Он заключается в том, что если в Соединенных Штатах Барак Обама проиграет очередные выборы, то, скорее всего, действительно придет команда, настроенная на более жесткое противостояние с Россией. В этом случае США будут вести более активные действия в Европе, в том числе и по разворачиванию системы ПРО.

Несмотря на то, что пока системы ЕвроПРО в обозримом будущем (лет десять-пятнадцать) не смогут представлять реальной угрозы для российских стратегических вооруженных сил, тем не менее, это вполне реальная политическая угроза, ведь усиливается влияние Соединенных Штатов в Восточной Европе. И, скажем так, это может спровоцировать Штаты на необдуманные и провокационные шаги в случае, если они просто переоценят возможности своей системы ПРО, посчитав ее более сильной, чем она есть на самом деле. Поэтому, конечно же, нам необходимо на это адекватно реагировать, в том числе и в военном отношении.

Что касается конкретно предложенных мер, то в принципе, они напрашиваются. Это и возможный выход из СНВ. Благо, заключая этот договор, российская сторона такую возможность оговорила. Это и развертывание новых радаров предупреждения о ракетном нападении. Данная мера вообще никогда не будет вредной, независимо от наличия или отсутствия системы ЕвроПРО. И, конечно же, это укрепление сил общего назначения, которые могут и должны иметь возможность вести войну, в том числе и без применения ядерного оружия.

Так что предложенные меры достаточно действенны. И сейчас главный вопрос заключается в том, как они будут реализовываться.

Я не думаю, что ситуация с ПРО серьезно скажется на отношениях между Москвой и Вашингтоном, потому что российская сторона всегда могла предсказать действия США. Получается, что текущая публичная реакция Медведева (я особенно подчеркиваю, что именно публичная) - это элемент особой кампании, призванной подтвердить перед внутрироссийским электоратом приверженность Кремля к защите российских национальных интересов. То есть во многом такая реакция ориентирована не на Белый дом, а на отечественного избирателя с целью привлечь его на определенную сторону в преддверии президентских выборов.

И это заявление озвучивает действующий президент, а не кандидат на этот пост от «Единой России».

Во многом американская позиция была сформулирована давно, и у РФ была возможность на нее реагировать в течение всего этого года. Американцы подчеркивали, что они не намерены прислушиваться к мнению Москвы, что они не будут никак юридически себя ограничивать ни в чем, что касается ПРО. И то, что, в общем-то, эти переговоры носили искусственный характер и были направлены на затягивание конституционного процесса, можно было понять еще в конце 2010 года. Естественно, что мы видим запоздалую реакцию. И на мой взгляд, такая реакция имеет просто внутриполитический смысл.

Суть «перезагрузки» для меня не совсем понятна. Поэтому мне сложно сказать, какие последствия для нее будет иметь выход США из ДОВСЕ и сегодняшние заявления нашего президента.

Решение США приостановить свои обязательства по ДОВСЕ лишь подтвердили, что этот договор нежизнеспособен. Это было очевидно и ранее. Американские меры насчет выхода из ДОВСЕ носят чисто бумажный характер, потому что американцы просто отвечают нам тем же, чем мы сами занимаемся уже четыре года, то есть не предоставляем информацию. И, конечно, во многом сегодняшние заявления носят предвыборный характер.

Что касается поручений Минобороны в связи с ситуацией вокруг ЕвроПРО, то пока сложно сказать, насколько это действенный ответ.

Никакой ЕвроПРО ведь сейчас не существует, поэтому пока не на что отвечать. Поэтому говорить о каком-то возможном витке противостояния не имеет смысла. Повторению «холодной войны» взяться неоткуда.

Повторю, что американские меры по выходу из ДОВСЕ носят бюрократический характер. Российские меры, о которых заявил Дмитрий Медведев, займут очень много времени. К тому же они, на мой взгляд, имеют косвенное, так сказать, отношение к проблематике ПРО.

Позиция Дмитрия Медведева - это честная, открытая и обоснованная позиция. Наша страна последовательно отстаивает взаимовыгодные интересы и договоренности. Вместе с тем, Россия исходила и исходит из интересов нашей национальной безопасности, международных интересов. Поэтому, заявление президента РФ является адекватным и логичным ответом на действия США по размещению ПРО в Европе.

Россия никогда не занимала воинствующей позиции. Но мы никогда не позволим поставить себя в уязвимое, зависимое положение. Наша страна по-прежнему открыта к диалогу. Но в то же время мы будем действовать соразмерно действиям Соединенных Штатов.

Думаю, что эти меры по своей сути являются скорее превентивными. Мы очень надеемся, что здравый смысл все же возобладает в намерениях и действиях наших зарубежных партнеров.

Начнем с того, что никакой «перезагрузки» нет. Можно считать, что просто идет загрузка. Позиция Соединенных Штатов по отношению к Ближнему Востоку, Ирану, по отношению даже Европы - все свидетельствует о том, что агрессивность США серьезно возрастает. И естественно, проблемой для Соединенных Штатов становится, прежде всего, Россия как ядерная держава и как государство, которое по своему ядерному потенциалу нисколько не уступает США. А это значит, то Российская Федерация несет прямую угрозу для Штатов. Поэтому, мы, если не в шаге, то в двух шагах от «холодной войны». Не исключаю, что открываются новые страницы «холодной войны». Выход США из ДОВСЕ - это очередной шаг в обострении наших отношений.

Причем, если брать историю ДОВСЕ, то основным виновником и провокатором ситуации, в которой Россия вышла из ДОВСЕ, были Соединенные Штаты и те новые члены НАТО, которые по наущению США были приняты в данную организацию. Если бы не США, то старая Европа никогда наших восточных бывших братьев по Варшавскому договору не приняла в НАТО.

Думаю, что введение в строй радиолокационных станций раннего предупреждения ракетных нападений в Калининграде - это частичная мера. Такую радиолокационную станцию давно надо было уже вводить в строй. Уже тогда, когда было заявлено о размещении элементов ПРО и в Румынии, и в Болгарии. Так что, это - запоздалая реакция. Но, слава Богу, что она произошла, и это - второе.

Но у меня пока еще есть много вопросов относительно ответных мер. Я не понимаю, как можно укрепить стратегические силы путем улучшения противоракетной обороны. По-моему, самое разумное, самое простое и самое дешевое средство, как уже говорили многие аналитики, - это поставить «Искандеры» в Калининграде, в Белоруссии и Краснодарском крае. Тогда это был бы очень серьезный удар по американской системе ПРО.

Краснодар накрывал бы «Искандерами» и Румынию, и Черное море. Белоруссия - Восточную Европу. С Калининградом тоже все понятно. Это был бы очень серьезный сдерживающий фактор по развитию ПРО. Когда над головой висит топор, что-то не очень хочется поднимать голову.

Полагаю, что меры, которые предложены в обращении президента, носят половинчатый характер. Они не стопроцентно ликвидируют опасность ПРО в Европе. Вот, если бы были тактические или лучше оперативные ракеты, даже не ядерного характера, направленные на объекты ПРО, то тогда бы все репу зачесали в той же Румынии и Болгарии.

Я не исключаю, что подобные решения в будущем будут приняты. Все будет зависеть от того, как будут развиваться события. В отношении России Вашингтон сделал достаточно жесткий шаг, заявив о выходе из ДОВСЕ. Наш президент сделал ответный шаг. Ясно, что США будут думать о том, какие движения нужно делать сейчас. Но, если судить по тому, как резко США отказались от обязательств перед Россией в рамках ДОВСЕ и от гарантий по ЕвроПРО, я полагаю, что следующие шаги со стороны США будут радикальными. Сможем ли мы ответить на них также радикально – это вопрос будущего.

С точки зрения обязательств, заявление президента России ничего не добавляет и не убавляет. Президент процитировал договоренности, заложенные в договоре по СНВ. Они предусматривают, что Россия может расторгнуть договоренности, когда разрушается стратегический баланс.

Стратегический баланс может быть нарушен после того, как американцы создадут стратегическую систему противоракетной обороны. С точки зрения практических действий об этом речи пока нет. Но это предполагают, к сожалению, заявленные планы США.

Выступление Медведева своевременно и абсолютно корректно. Оно находится в рамках наших международных обязательств, включая последний договор с США по ограничению стратегических наступательных вооружений.

Российско-американские отношения сегодня принято называть «перезагрузкой», и некоторые считают, что это партнерство, а некоторые – соперничество. В любом случае, эти отношения не предполагают односторонних действий США по созданию стратегической противоракетной обороны, которая бы ломала стратегический баланс. Это неприемлемо для России, и об этом говорил сегодня Медведев.

Теперь наступает очередь Соединенных Штатов, которые должны выразить свою позицию. У Америки есть право как отвечать, так и игнорировать. Штаты могут выстраивать отношения с нами или как с партнером, или как с врагом. Выбор - за ними. Но на каждый их выбор у нас есть ответ.

12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
12 апреля 2024 Новости  Усталость от двухпартийной системы: эксперты о выборах президента в США Трамп имеет преимущество перед Байденом в соцопросах в шести из семи колеблющихся штатах, однако рейтинги одобрения обоих кандидатов низкие, указывают американские эксперты. По их словам, граждане США хотели бы видеть независимого кандидата или кандидата от третьей партии. «Актуальные комментарии» подготовили обзор статей, опубликованных американскими аналитическими центрами о президентских выборах в США за последнюю неделю. 15 апреля 2024 Анонс  Суд над Трампом 15 апреля в суде в Нью-Йорке пройдет судебное разбирательство по делу Трампа о мошенничестве.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".