Статья
3593 16 декабря 2011 21:40

Россия вступила в ВТО

Россию официально приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО). Состоялось подписание соответствующего протокола.

Протокол о присоединении с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО - глава организации Паскаль Лами.

Документ был подписан в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, президента Швейцарии Мишлин Кальми-Ре, а также министров всех стран-членов ВТО.

Ранее сегодня министерская конференция ВТО одобрила весь пакет документов о присоединении РФ к этой организации.

Были одобрены обязательства РФ по доступу на рынок услуг, рынок товаров, а также протокол о присоединении, сообщает «Интерфакс».

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил благодарность участникам министерской конференции ВТО за их решение одобрить присоединение России к этой организации.

«В рамках Восьмой министерской конференции ВТО вами одобрено решение о присоединении России ко Всемирной торговой организации. Этот итог длительных и непростых переговоров выгоден как России, так и нашим будущим партнерам. Благодарю всех участников переговоров за достижение важного результата», - говорится в послании Медведева, текст которого публикуется на сайте Кремля.

В нем говорится, что «нынешняя конференция проходит в ключевой для мировой экономики период». «Сегодня важно не допустить глобализации локальных и региональных кризисных явлений, продолжать шаги по либерализации экономики на основе ясных и единых для всех правил, развивать справедливую и эффективную торговую истему, укреплять многосторонние международные институты», - отмечает президент РФ.

Он высказывает убеждении, что «мощный потенциал ВТО послужит решению этих вопросов и в целом будет способствовать обеспечению международной экономической стабильности. Россия готова вносить максимальный вклад в эту работу».

Глава Всемирной торговой организации Паскаль Лами, выступая на конференции, выразил надежду, что «Россия станет одним из лидеров, активным членом ВТО».

Торговый представитель США Рон Кирк заявил со своей стороны, что только с вступлением России «ВТО становится подлинно всемирной организацией».

«Это важнейшая веха в российско-американских отношениях. Присоединение России выгодно для самой России, и, мы считаем, выгодно и для США, и для всех остальных стран-членов ВТО», - сказал он.

По словам главы Минэкономразвития РФ Эльвиры Набиуллиной, в ВТО вступает шестая по размеру экономика мира, с присоединением России правила организации будут регулировать более 97% мировой торговли.

«Мировая экономика переживает сегодня не лучшие времена. В этот период всегда возникают риски роста протекционизма. Присоединяясь к ВТО, мы готовы активно противодействовать таким рискам. Поэтому для нас завершение переговоров - это не финиш, а старт», - подчеркнула она.

«Наша работа в ВТО будет направлена как на поддержание действующих правил торговли, так и на выработку ее новых принципов, адекватных современным вызовам и интересам глобального развития. Мы разделяем нацеленность организации на содействие наиболее уязвимым экономикам», - отметила министр.

«Для нас принципиально важно поддерживать статус ВТО как именно торговой организации. Проблемы в отношениях между странами были, есть и, к сожалению, будут. Развитие торговли может реально помочь их решению. Наш курс - постепенная, последовательная либерализация не только на глобальном, но и на региональном уровне», - добавила Набиуллина.

Вступление в ВТО положительно скажется на темпах экономического роста РФ, считает Алексей Кудрин.

«По моим оценкам, присоединение даст 3-4% дополнительного прироста ВВП за 10 лет. Примерно 0,4% в год. Это серьезная прибавка», - сказал журналистам в пятницу экс-министр финансов, который приехал на министерскую конференцию ВТО в Женеву по приглашению руководителя организации Паскаля Лами, сообщает «Интерфакс».

«Больше сможем производить, больше рабочих мест и инвестиций. Потому что сможем торговать на других рынках более свободно, можем расширять производства более смело», - отметил Кудрин.

Он добавил, что со вступлением в ВТО «Россия начинает играть по правилам, которые установлены в мире, а это означает, что мы получаем четкие ориентиры по всей нашей внешнеэкономической политике страны».

«Мы переходим в прозрачную систему, в правила, по которым как у нас могут работать, так и совершенно на тех же условиях, зеркально, мы имеем право работать во всех странах. Это задаст и новую планку, и новые правила для развития бизнеса в России», - подчеркнул экс-министр.

«Россия теперь может стать площадкой для развития бизнеса с целью экспорта в другие страны в большей степени, чем было раньше. Если кто-то хотел производить у нас в России, а мы не были членом ВТО, то доступ продукции, произведенной в России, на рынки других стран был затруднен», - отметил Кудрин.

Вступив в ВТО, Россия вынуждена будет повышать конкурентоспособность.

«Теперь мы не сможем защититься только пошлинами, нам нужно иметь более высокий уровень производительности. Сегодня уровень производительности в сельском хозяйстве у нас отстает от некоторых стран в 2-3 раза», - сказал бывший вице-премьер.

Глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков в интервью каналу «Россия 24» в свою очередь заявил, что «мы (в ходе переговорного процесса - ред.) отстояли то, что было абсолютно необходимо, и может, немного больше».

Он выделил сохранение регулирования внутренних цен на газ, а также договоренности по сельскому хозяйства. «Условия более чем благоприятные, мы сможем увеличить почти вдвое объем поддержки сельского хозяйства по сравнению с тем, который есть сейчас», - отметил Медведков.

Напомним, 13 декабря премьер-министр России Владимир Путин одобрил проект протокола о присоединения РФ к ВТО. Минэкономразвития поручено его подписать от имени России.

После подписания протокола о вступлении РФ в ВТО, России будет дано 220 дней на проведение внутренних ратификационных процедур. Таким образом, РФ станет полноправным членом ВТО не позднее 23 июля 2012 года, а именно, через 30 дней после подписания президентом РФ ратификационных документов.

Россия стала одним из рекордсменов по срокам присоединения к ВТО. Этот процесс длился 18 лет, начиная с 1993 года (дольше переговоры иду только у Алжира - с 1987 года).

Как считает президент России Дмитрий Медведев,  предстоящее вступление России в ВТО придаст дополнительный импульс развитию отношений с Евросоюзом.

 «Я уверен, что это даст очень хороший дополнительный импульс развитию наших отношений, который и сейчас находится на весьма и весьма высоком уровне», - отметил он накануне на рабочем заседании саммита Россия-ЕС в Брюсселе.

Он также выразил надежду на то, что вступление в ВТО позволит активизировать переговоры по базовому соглашению России-ЕС. Он также поблагодарил руководство Евросоюза за помощь в завершении процесса, растянувшегося на 18 лет.

Россия присоединяется к ВТО на условиях, отвечающих ее национальным интересам, заявил, в свою очередь, официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.

По словам дипломата, «присоединение России к ВТО - одна из немногих хороших новостей в условиях нынешней нестабильной экономической ситуации в мире».

Одновременно Лукашевич отметил, что присоединение России к ВТО будет выгодно и самой организации. «Отдельное значение имеет российское вступление и для самой ВТО. Приняв в свои ряды единственную крупнейшую державу, которая оставалась долгое время за бортом многосторонней торговой системы, организация закрепит за собой статус подлинно всеобъемлющей платформы сотрудничества», - пояснил он, передаёт «Интерфакс».

Комментарии экспертов

Вступление  России в ВТО - событие символическое. Мы вели переговоры о вступлении в эту организацию больше уже 18 лет, и вопрос присутствия или отсутствия нашей страны в этой организации - это вопрос, в первую очередь, ее цивилизованности в глазах многочисленных субъектов мировой торговли и мировой экономики. Я думаю, что в течение довольно короткого времени и государство  целом, и наши компании, как ведущие внешнюю экономическую деятельность, так и работающие на внутреннем рынке, почувствуют некоторые преференции, связанные с отношением компаний других стран к ним. Помимо такой символической и политической части, здесь, конечно, присутствует и серьезная экономическая составляющая. Очевидно, что свободная торговля в значительной степени позволит избежать многочисленных издержек, которые сейчас присутствуют и которые фактически оплачиваются из кармана налогоплательщиков и компаний, ведущих ту или иную экономическую деятельность.

Но что очень важно, в течение последних полутора лет исключительную эффективность показала наша команда переговорщиков. Известно, что из 18-и или 20-и тысяч страниц нормативов и иной документации по ВТО, 14 тысяч страниц – это, так называемые исключения для стран, то есть, те послабления или преференции, которые выторговали себе страны  при вступлении во Всемирную торговую организацию. Фантастические преференции получил в свое время Китай.

Очень важно, что те негативные стороны, которые могли бы серьезно повлиять на некоторые отрасли нашей экономики, о которых говорили многие противники вступления в ВТО, практически все нашли отражение в тех итоговых документах по присоединению России к ВТО, которые сегодня, собственно, будут приняты. И практически все проблемы, которые могли бы возникнуть у наших, в первую очередь, товаропроизводителей, были сняты этими исключениями.
Чем больше свободы в торговле, тем лучше. Мне кажется,  мы получим много чего хорошего от вступления в ВТО. 

Надо  вспомнить, что поправка Джексона-Вэника была принята в свое время в связи с ограничением  еврейской эмиграции в СССР, понятно, что этот вопрос уже больше 20 лет вообще не стоит на повестке дня реально. Но, тем не менее, эта поправка используется как некий политический рычаг. И, на мой взгляд, ее отмена - это скорее вопрос внутренней политики Соединенных Штатов Америки, а вовсе не следствие вступления России в ВТО. Но тем не менее, если удалось договориться обо всем остальном, то велика вероятность, что и вопрос с поправкой будет улажен. Более того, администрация Обамы уже работает над тем, чтобы эта поправка была отменена, другое дело, что Конгресс, который, собственно, должен отменить поправку, может стать якорем.

Надо помнить, что в течение этих 20 лет постсоветского времени мы уже несколько раз подходили к отмене этой поправки, это было еще при Борисе Ельцине, однако этого не произошло. И, на мой взгляд, в большей степени - это политический вопрос для Америки, чем какой-то вопрос более широкого международного контекста. Мне кажется, что есть шанс до окончания текущего срока Обамы, что эта поправка будет отменена. Я думаю, что и политически, и, в первую очередь, экономически это принесет большие плоды и для нашей страны, и для Америки.
 

Россию довольно часто называют развивающейся страной. Но здесь надо понимать, что если Россия и развивающаяся страна (как бы менее развитая, чем развитые экономики), то она довольно странно развивающаяся страна с крупнейшей промышленностью, причем, не только сырьевой, но и крупнейшими внутренними быстро растущими рынками. На самом деле из крупнейших мировых экономик только Россия не являлась членом в ВТО. И это, в общем, главная рациональная причина вступления в эту организацию. По принципу -  у всех уже есть, а у нас нет. Тем более, что Россия является членом всех клубов, в которые входят великие державы. Она участвует в G8, входит в G20, представлена  в Совете Безопасности ООН. А в ВТО не входит - непорядок.

О выгодах или недостатках вступления в ВТО, особенно в краткосрочной перспективе, можно спорить. Существуют эксперты, которые крайне скептически относятся к этим перспективам и говорят о том, что российская промышленность и особенно несырьевые экспортеры, сильно пострадают. Существуют эксперты, которые говорят - да, конечно, российской промышленности придется нелегко, но потребители выиграют. Я могу лишь сказать, что чем более архаичны наши производители, тем больше проблем у них будет.

Теперь, что касается глобального кризиса. Как он будет развиваться, никто на самом деле не знает. ВТО, как и многие другие международные организации,  по сути, создана для того, чтобы облегчать мировые кризисы, точно также как Всемирный банк,  как Европейский банк реконструкция развития и так далее. То есть, по идее это один из механизмов, который ослабляет мировой кризис для всех участников. Говорить о том, что в условиях нового  мирового кризиса это все развалится - не стоит. Наоборот, скорее, укрепится, потому что, когда существуют четкие правила, именно за них и хватаются, как за последнюю соломинку, чтобы удержаться.

Скорее всего ВТО как организация будет трансформироваться. Скажем, есть экономики Индии и Бразилии, которые водят в БРИКС.  Возможно, эти страны также вступят в ВТО. Как это отразится на самой организации – пока говорить рано.

Однако  надо понимать, что любые правила любой такой организации как ВТО - это не догма, а руководство к действию. Ровно в тот момент, когда они всерьез перестанут Россию устраивать, она пожмет плечами и перестанет  этими правилами руководствоваться. Скажет: «извините, но так лучше».
 

Надо все-таки говорить о балансе выгод, недостатков и потенциальных угроз, которые несет вступление в ВТО. Угрозы эти, на самом деле, многочисленные и связаны, прежде всего, с отечественными производителями, которые работают на внутренний рынок. И это, прежде всего, сельское хозяйство, машиностроение, станкостроение. Правила ВТО не позволяют большей частью субсидирование таких производителей. То, что, действительно, по-видимому, приведет к серьезным потерям.

Еще потери произойдут из-за того, что, подписав базовые документы ВТО, мы обязуемся предоставлять иностранным компаниям на внутреннем рынке статус не ниже национального производителя. Помимо разговоров о всяких тарифных и нетарифных ограничениях, это означает, в частности, что все эти компании будут иметь равные права при доступе к распределению государственного заказа. И если мы попытаемся оказывать какое-то преимущество при распределении этого государственного заказа отечественным компаниям, нас ждет арбитражный суд ВТО. Прецеденты подобные уже есть, вот сейчас Америка судится с Италией, и т.д.
Отрицательным будет то, что мотив для прихода сюда иностранных инвестиций исчезает. Иностранные инвестиции идут в страну по двум причинам. Либо они пытаются создать здесь базу для экспортного производства, но тогда они опираются здесь на дешевую рабочую силу, и т.д. Такое возможно было, например, в случае Китая, Вьетнама и других стран. У нас стоимость рабочей силы не настолько низкая, а транспортные издержки велики и выходы к удобным транспортным путям вывоза продукции здесь гораздо хуже. Поэтому мотив делать сюда иностранные инвестиции с целью использовать Россию как базу для производства экспортной продукции, он как отсутствовал, так и после ВТО вряд ли будет присутствовать.

А второй был мотив  вкладывать инвестиции связан с тем, чтобы обходить запретные барьеры при попадании иностранной продукции  на наш рынок. Известно, что после того, как произошла  девальвация в 1998 году, это фактически и явилось своего рода протекционистким барьером, сделало практически неконкурентоспособным импортные товары на отечественном рынке. Многие производители сразу же организовали свою производственную базу в России, чтобы торговать, например, бытовой техникой уже со сборкой здесь. В дальнейшем они стали выпускать комплектующие ко многим товарам. Вступление в ВТО делает бессмысленным подобного рода капиталовложения с расчетом работы на внутренний рынок, поскольку гораздо проще производить их там, где они уже производятся и ввозить их сюда в качестве готовых товаров. Поэтому разговор о том, что вступление в ВТО улучшит наш инвестиционный климат, не совсем обоснован.

Теперь о возможных выгодах. Экспортеры наши на 80-90% - это экспортеры сырья, топлива и товаров первичной переработки, ну в лучшем случае металлы. Большая часть этих товаров вообще не облагается никакими ввозными пошлинами на иностранных рынках. Особенно это касается нефти и газа. Поскольку нужно быть абсолютно сумасшедшим, чтобы без того дорогую нефть обкладывать дополнительным ввозным налогом. Поэтому, по большому счету, наши основные экспортные отрасли, особенно торгующие сырьем, они и так торгуют, не встречая на своем пути никаких барьеров. Исключение составляют, действительно, прокат черных металлов. Мы знаем случаи, когда в США поднимались разговоры о том, чтобы провести антидемпинговое расследование против наших производителей.
Но здесь членство в ВТО, как показывает практика, тоже помогает очень мало.  Антидемпинговые расследования в США были не только против российских производителей этого проката, но и производителей проката из Бразилии, Японии, из Южной Кореи. И надо заметить, что все три страны на тот момент были членами ВТО. И никакое членство в ВТО никаким образом их не спасло от этих антидемпинговых расследований и ограничений, которые они испытали при входе на американский рынок.

Ну и остается совсем уже последняя сфера, в которой мы можем, действительно, получить некоторое преимущество. Это связано с экспортом какой-то готовой, может быть даже высокотехнологичной продукции. Но это скорее потенциальное преимущество, нежели реальное. Поскольку таких производителей, конкурентных в мировом масштабе у нас практически нет. И надо сначала было бы их создать.

По той же поправке Джексона-Вэника мы слышим одни обещания. По большому счету, она давно имеет сугубо символическое значение. Мало того, что она давно противоправна. Принята она была в связи с ограничениями на выезд евреев из Советского Союза. Так как эта проблема уже не существует в принципе, уже несколько десятилетий, то существование этой поправки вообще является диким анахронизмом и показывает, до какой степени нас не уважают за океаном наши, с позволения сказать, торговые партнеры.

Но связана она с определенными ограничениями на поставку высокотехнологичной техники, особенно, техники двойного назначения, которая может быть использована в военных целях. Но даже если поправка будет отменена, это вовсе не значит, что ограничения де-факто не будет существовать. Соединенные Штаты там давно уже другими способами контролируют подобные вещи.

Что касается возможности применять против наших товаров антидемпинговые процедуры, то при вступлении в ВТО появляется лишь больше возможностей нашим товаропроизводителям отстаивать свои позиции в американских судах, это вот единственное, что они получат. Но так как у нас нет хорошо подготовленных для этого международных юристов, я думаю, что преимущества мы получим тоже гипотетически, поскольку должна быть полная готовность и знание процедур, и знание того, как это отстаивается. Это вообще достаточно дорогостоящее дело. А Америка, как известно, это страна юристов, и победить их на их территории будет чрезвычайно трудно в суде.

А что касается судьбы ВТО, в будущем, и вообще свободной торговли, я напомню, что последний Дохийский раунд,  который предусматривает либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией, а также некоторыми категориями промышленных товаров, закончился ничем. Сейчас наступает череда предвыборных кампаний, прежде всего Соединенные Штаты, все понимают, что Соединенные Штаты в предвыборный год никаких серьезных обязательств на себя брать не будут. Поэтому фактически можем четко говорить, что Дохийский раунд продлится как минимум до 2013 года, если он вообще когда-нибудь завершится.

Поэтому можно говорить о том, что ВТО вообще находится в кризисе. И эта организация, вообще-то говоря, в какой-то более далекой перспективе может прекратить свое существование. Это, знаете, как поезд, который идет под откос. Очень не понятно, почему мы прицепляем свой вагончик в этот момент к этому поезду. Я думаю, что особенно в условиях кризиса протекционистские настроения во всем мире нарастают, и поэтому мы здесь поступаем прямо каким-то противоположным образом, если говорить о мировых тенденциях. То есть, как всегда, мы  запоздалые модели на себя примериваем. Когда весь мир перешел на макси-юбки, мы начинаем мини-юбки носить. Как-то вот не по погоде, я бы хотел сказать.

Судя по всему, многие отрасли российской экономики понесут ощутимые издержки вследствие вступления нашей страны в ВТО. Может быть, не критические, не запредельные, но ощутимые издержки. Почему вступление в ВТО не принесет практически никаких выгод? Дело в том, что у нас нет сегодня отраслей, чей экспортный потенциал сдерживался бы искусственно на внешних рынках ограничительными протекционистскими мерами. Наши основные экспортные отрасли – это сырье, энергоносители газ, нефть и оружие. Эти рынки не регулируются правилами ВТО, биржевая торговля тоже не регулируется правилами ВТО. Металлурги испытывают некоторые ограничительные меры на внешних рынках, и они были в числе заинтересованных. Но эта одна из немногих отраслей, которая такую, в общем, гипотетическую заинтересованность испытывала и выказывала. Гипотетическую – потому что автоматически ограничения сняты не будут, просто членство в ВТО позволит прибегать металлургам к арбитражным механизмам внутри организаций. Как правило, в этих арбитражных механизмах выигрывают более сильные страны, у которых есть более сильные юридические машины и лоббистские позиции. Поэтому, условно говоря, такая страна как Соединенные Штаты относится к ВТО крайне прагматично, легко идет на нарушение правил, а потом уже судится. И в итоге баланс потери/приобретения оказывается в их пользу.

Вступление в ВТО России было бы оправдано в том случае, если бы у нас был производительный сектор с высоким экспортным потенциалом, который испытывает ограничения на внешних рынках. Чтобы снять эти ограничения, было бы разумно вступать в ВТО. Но такой ситуации у нас нет, поэтому вступление в ВТО было бы оправдано в достаточно отдаленной перспективе, когда такой экспортный потенциал у российской промышленности появился бы. Но сейчас это нет так. Никаких дополнительных серьезных экспортных возможностей мы не приобретаем, а внутренний рынок открываем, и, главное, скажем так, принимаем на себя обязательства определенные, то есть экономическая политика государства становится связанной внешними обязательствами. Степень открытия внутреннего рынка в разных отраслях имеет разную глубину, соответственно, и последствия будут разные. В целом, можно справедливости ради признать, что российские переговорщики старались обеспечить более или менее приемлемые условия вступления, но все равно без потерь не обошлось.

Наиболее ощутимые потери будут в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, пресловутая американская курятина получает беспрепятственный доступ на российский рынок, молочная промышленность будет испытывать сильное давление. Пострадает некоторая часть отрасли машиностроения, например, грузовой транспорт практически станет нерентабельным в России. На отрасль будет дополнительное давление, безусловно, и на производство легковых автомобилей тоже. Будет давление на сектор страхования, и это с одной стороны, есть плюс, что российских страховщиков подхлестнут к улучшению качества услуг. Но минус состоит в том, что страховой сектор аккумулируют очень значительные финансовые ресурсы, и центры накопления капитала будут вне России, вне нашей страны, в том случае, если зарубежные страховые транснациональные компании завоюют доминирующие позиции.

И в целом, я думаю, что негативный эффект будет, но не катастрофический, не очень значительный для экономики. В общем, серьезных мотивов для вступления я не вижу. В качестве мотивов называются некоторые обстоятельства, которые вполне можно было бы обеспечить и без вступления в ВТО. Например, нам говорят: «Когда мы будем в ВТО, мы будем применять более современное деловое законодательство». Ничто нам не мешает применять его и без вступления в ВТО. А в конечном итоге все сводится к тому, что все вступили, мы только не вступили, что же мы будем не как все? Ввот это, по сути, самый серьезный аргумент в пользу вступления в ВТО, который сторонники этого вступления приводили. Россия среди других стран действительно стоит особняком, с точки зрения соотношения таких показателей, как структура экспорта, объем внутреннего рынка, наличие или отсутствие промышленного потенциала или научно-технологического потенциала. Специфика у нее такая: структура экспорта на сегодня сырьевая, внутренний рынок – большой, и это интересный курс, за который нужно бороться. Но есть еще у России потенциал научно-технологический и есть шансы на восстановление промышленного потенциала. То есть, промышленный потенциал сейчас снизят, но есть шансы на его восстановление.

Вот эти три фактора делают вступление в ВТО скорее вредным, чем полезным и делают Россию уникальной страной, потому что я не помню стран, где бы эти три фактора были важны в такой же степени, как у нас. Утешать нас может то, что сама Всемирная торговая организация находится в достаточно глубоком кризисе, одним из проявлений которого является незавершенность последнего российского раунда переговоров. Другим проявлением является то, что некоторые лидирующие страны, те же США, избирательно относятся к правилам, позволяя себе их нарушать там, где им это выгодно. То есть, если считать ВТО, скажем так, организацией, которая теряет вес, престиж и механизмы воздействия на своих членов, то вступление в эту организацию можно не считать событием.
Что касается поправки Джексона-Вэника, то главное в ней – это ограничение на технологическое сотрудничество, на доступ к технологиям, возможность покупки технологий. И, конечно, с точки зрения интересов модернизации такой доступ к технологиям, возможность покупки их для России важны, но США и без всякой поправки Джексона-Вэника крайне неохотно идут на технологически обмены и технологические партнерства. Поэтому сохранение этой поправки является, на мой взгляд, лишь выражением общей политики на отказ от технологического партнерства с Россией. Впрочем, аналогичная позиция США касается и многих других стран.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".